Городское хозяйство: система, полномочия органов власти, направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ городского хозяйства. Реализация поставленной цели определила решение следующих задач: – дать понятия «городского и муниципального хозяйства»;
– показать организационную специфику городского хозяйства;
– рассмотреть элементы городского хозяйства;
– провести анализ управления развития городского хозяйства;
– предложить основные направления совершенствования управления развитием городского хозяйства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА:
ЕГО ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ 5
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЕГО СТРУКТУРА 15
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГОХОЗЯЙСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

Система ГМУ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ –  ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Кафедра политических наук и технологий

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

 

тема: «Городское хозяйство: система, полномочия органов власти,  
направления развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 11202

Шорохов В. Е.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время возрастает актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства. Это обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях. Во-первых, на территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества. Во-вторых, наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления. Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.

С учетом вышесказанного совершенствование системы управления развитием муниципального хозяйства  имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость. Обзор существующих по данной проблеме разработок и публикаций показывает, что состояние научной разработанности проблемы управления развития муниципальным хозяйством не в полной мере отвечает реальным практическим потребностям.

Среди ученых, занимающихся проблемой управления развитием  муниципальных хозяйств, можно назвать  таких авторов, как А. И. Гаврилов,  
Л. А. Велихов, Н. Е. Жигалова, В. Б. Зотов, В. Н. Парахина и др.

В соответствии с выбранной  темой объектом исследования в курсовой работе является изучение городского хозяйства, его структуры и полномочий органов власти, а предметом – управление развитием городского хозяйства.

Цель курсовой работы – анализ городского хозяйства.

Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:

– дать понятия «городского и муниципального хозяйства»;

– показать организационную специфику городского хозяйства;

– рассмотреть элементы городского хозяйства;

– провести анализ управления развития городского хозяйства;

– предложить основные направления совершенствования управления развитием городского хозяйства.

Методологической и  теоретической основой курсового проекта явились труды отечественных ученых по вопросам муниципального управления.

Информационной базой исследования явились монографии, статьи отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет.

При проведении курсовой работы применялись: диалектические и формально-логические методы; анализ и синтез, индукция и дедукция; системный и структурно-функциональный подходы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА:  
ЕГО ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ

 

Термин «муниципальное хозяйство» издавна применяют в законодательстве многих стран. По Л. А. Велихову происхождение упомянутого термина относится к классической древности (пат. munis – тяжесть, тягота, бремя; capio, recipio – беру, принимаю), а определение «муниципального хозяйства» звучит, как деятельность муниципалитета (городского управления). Именно Велихов предложил называть муниципальное хозяйство городским, дав ему следующее определение:

«Городское, или муниципальное  хозяйство есть деятельность местных  публичных органов или организованного  представительства людей, живущих  концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т. е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива».

Другое общепринятое определение городского хозяйства  говорит о том, что это – хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения, т. е. – это комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции.

Городское хозяйство  является основой экономики и  населённого пункта, обеспечивая, прежде всего, его социально-экономическую  и экологическую стабильность:

– городской округ (городское поселение) – город, в котором осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

– муниципальный район  – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляются решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

– внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

– муниципальное образование – городское или сельское поселение, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальная собственность – собственность муниципального образования.

Рассматривая  сам термин «городское хозяйство», надо заметить, что хозяйство – это совокупность хозяйствующих объектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Например, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

«Городское (или  муниципальное) хозяйство» – хозяйственная деятельность, которая характеризуется тесной взаимосвязью социальных, экономических, экологических и технических процессов, причем субъектом хозяйствования является муниципальное образование (городской округ) в лице его органов самоуправления.

Соответственно городское  управление, как берущее на себя по полномочию города и с разрешения правительства бремя правительственной  власти, выполнения общественных задач  и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность – муниципальным хозяйством. В современном представлении с принятием Закона понятие «муниципальное образование» (которое включает городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородскую территорию города федерального значения) является официальным правовым определением статуса населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеется муниципальная собственность.

 

Задачи  и функции управления городским хозяйством

 

Управление городским  хозяйством – это вид управленческой деятельности, заключающейся в сознательном воздействии на волю городского населения с целью направления его поведения. Если управление можно представить как совокупность отношений между теми, кто управляет (субъектами управления), и теми, чье поведение подвергается управленческой регуляции (управляемые), то управление городским хозяйством – это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица.

Однако эту логическую схему очень не просто приложить  к обществу, поскольку его индивидуальные, групповые (коллективные), классовые, обще- социальные запросы теснейшим образом переплетены и очень часто представляют собой неразрывные узлы, сцепки; осуществление их опосредуется через деятельность (включая управленческую) субъектов разного уровня и вида. Допустим, мы смогли структурировать по субъектам множество общественно-значимых запросов, но условия социальной действительности приводят к тому, что зачастую субъекты запросов, с одной стороны, и субъекты их непосредственного осуществления – с другой, не совпадают. Между множеством первых и множеством вторых образуются сложные, необыкновенно запутанные связи. А отсюда – общая логическая схема самоуправления не может быть приложена к обществу без ее видоизменения. Она останется общей идеей и принципом до тех пор, пока не пройдет этап «заземления».

Управление городским  хозяйством – это также один из видов самоуправления. Анализ социальных явлений показывает, что в силу целого ряда объективных и субъективных причин общество не может исключить «чистое» управление (управление, в рамках которого управляющие и управляемые – разные люди), отношения представительства, деятельностной, в том числе профессионально-управленческой специализации. В самом деле, разве под силу человеку в одиночку решать все свои проблемы? Идеально самоуправляющееся общество при буквальном толковании термина «самоуправления» в вышеприведенном значении – это общество  с безраздельным господством натурального хозяйства в экономике.

Основы деятельности управления городским хозяйством представляют собой систему базовых конституционных  принципов, закрепляемых гл. 1 Конституции  РФ, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей. Управление городским хозяйством в Российской Федерации выступает, во-первых, в качестве фундаментального конституционного принципа, учреждающего, признающего и гарантирующего управленческую самостоятельность мест; во-вторых, в качестве правотворческой, правоприменительной и правореализационной деятельности, направленной на осуществление этого принципа; в-третьих, в качестве политико-правового состояния местной жизни, складывающегося под воздействием конституционного механизма и факторов, его искажающих.

Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного  органа управления городским хозяйством, а также организация и порядок  их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования. Сотрудники отделов и управлений действуют на основе должностных инструкций, утверждаемых, как правило, руководителем соответствующего органа по согласованию с руководителем исполнительного органа управления городским хозяйством.

Аппарат местной администрации - это совокупность внутренних структурных  подразделений, основное назначение которых  – оказывать руководящим органам  администрации содействие в работе. В юридической литературе подчеркивается, что участие аппарата в осуществлении полномочий местных органов носит функциональный характер. На аппарат возложено юридическое, организационно-техническое, хозяйственное обслуживание администрации. Добавим, что аппарат также выполняет организационно-методические, контрольные функции. В аппарат администрации обычно входят: организационный и общий отделы, приемная по личным вопросам граждан, юридический отдел или управление, информационно-аналитическая служба и некоторые другие подразделения. Отраслевые структурные подразделения администрации осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства. Наиболее важными и крупными из них, как правило, являются следующие управления (комитеты, отделы): здравоохранения, образования, внутренних дел, юстиции, культуры, благоустройства, архитектуры, жилищного и коммунального комплекса, транспорта. Функциональные подразделения местной администрации организуют свою деятельность во всех сферах муниципального хозяйства, нередко координируют и контролируют работу отраслевых управлений и отделов. В число функциональных подразделений администрации обычно входят: финансовые управления или отделы, комитеты по экономике, экологии, земельным ресурсам и землеустройству.

Информация о работе Городское хозяйство: система, полномочия органов власти, направления развития