Деятельность прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются изучения вопросов о структуре и принципах деятельности, о законодательном регулировании прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации. Цель курсовой работы - комплексное изучение правовых основ деятельности прокуратуры Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1 глава. Правовые основы деят-ти прокуратуры РФ.
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.
2. ФЗ " О прокуратуре РФ".
2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.
1. Система и структура органов прокуратуры РФ.
2. Принципы организации деят-ти. Надзор за исполнение законов и соблюдением Конституции.
Заключение
Список исп литературы

Файлы: 1 файл

ПланКонституционно-правовые основы деятельности прокуратуры.docx

— 59.86 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура  – это едина федеральная система  территориальных специализированных (военные, природоохранительные и др.) прокуратур, которые подчиняются  единому центру – Генеральной  прокуратуре РФ.

Принцип единства прокурорского  надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.

Принцип единства прокурорского надзора  реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных  с прокурорским надзором. Все приказы  и указания прокурора подписываются  им лично и являются для нижестоящих  прокуроров. Вышестоящий прокурор может  единолично отменить акт надзора  нижестоящего прокурора в установленных  законодательством случаях.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает  иные решения.

Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые  решения, в особенности, когда они  сопряжены с применением мер  государственного принуждения и  ограничения прав граждан. Всё вышесказанное, однако, не означает полное отсутствие в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского  надзора. В Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектах федерации  и приравненных к ним прокуратурах существуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы  на совещаниях при руководителях  прокуратур и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных  органов через приказы прокуроров.

Принцип законности. Этот принцип – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство развития и управления государственностью, упрочнения охраны и развития социально-экономической базы государства.

Законность, как принцип прокурорского, надзора означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законом. При осуществлении надзора прокуроры  могут действовать только в рамках своих полномочий, определенных законом.

Принцип законности имеет особое значения для прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Следовательно и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана особенно точно и неукоснительно следовать предписаниям закона. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок её деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ.

Осуществляя свои полномочия, прокуроры  действуют в интересах охраны закона и должны неукоснительно соблюдать  законность в собственной работе. Малейшее отступление от этого требования или ослабление надзора за исполнением  законов в деятельности других органов  и должностных лиц не только подрывают  авторитет прокуратуры, но и наносят  ущерб состоянию законности в  стране. Деятельность прокуратуры может  быть успешной только при условии  абсолютного соблюдения и точного  исполнения законов самими прокурорами. Вся организация и деятельность прокуратуры проникнуты началом  законности, требованием безусловного соблюдения законов в процессе осуществления  прокурорского надзора. Осуществляя  от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, прокуроры обязаны  служить примером уважительного  отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.

Реализация принципа законности при  осуществлении прокурорского надзора  приобретает особое значение в тех  случаях, когда прокуроры применяют  меры к наказанию лиц, допустивших  и (или) совершивших правонарушение. Каждое действие прокурора в этих случаях, каждый акт его реагирования должны быть строжайшим образом основаны на законе, совершаться в формах, определённых законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан  и юридических лиц.

Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;2

Это положение закона имеет принципиальное значение.

Сущность принципа независимости прокурорского надзора в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов.

Принцип независимости организации  и осуществления надзора имеет  важнейшее государственное и  политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого  принципа прокуратура может достичь  поставленные перед ней государством цели и задачи. Осуществление принципа независимости органов прокуратуры  обеспечивается их организационным построением, порядком назначения прокурорских кадров, установленной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров. Гарантией соблюдения этого принципа является ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Согласно этой статье, воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Одной из черт принципа независимости  является политическая независимость прокурора. Эта категория получила закрепление в п.3, п.4 ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ».

- Прокуроры и следователи Следственного  комитета при прокуратуре Российской  Федерации не могут быть членами  выборных и иных органов, образуемых  органами государственной власти  и органами местного самоуправления.3

- Прокурорские работники не  могут являться членами общественных  объединений, преследующих политические  цели, и принимать участие в  их деятельности. Создание и деятельность  общественных объединений, преследующих  политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и  следователи в своей служебной  деятельности не связаны решениями  общественных объединений.4

Безусловно, каждый прокурор как гражданин  и член общества может разделять или придерживаться каких-либо взглядов или доктрин тех или иных политических объединений, существующих, как известно, в настоящее время в большом количестве. Однако такое разделение тех или иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им своих профессиональных решений.

Наряду с этим, в принцип независимости  также входит категория недопустимости использования работниками органов прокуратуры своих полномочий, в сфере экономической деятельности.

- Прокурорские работники не  вправе совмещать свою основную  деятельность с иной оплачиваемой  или безвозмездной деятельностью,  кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная  и иная творческая деятельность  не может финансироваться исключительно  за счет средств иностранных  государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.5

Принцип гласности.

Органы прокуратуры:

- действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит  требованиям законодательства Российской  Федерации об охране прав и  свобод граждан, а также законодательства  Российской Федерации о государственной  и иной специально охраняемой  законом тайне;

- информируют федеральные органы  государственной власти, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления, а также  население о состоянии законности.6

Также этот принцип получил другую форму реализации.

- Генеральный прокурор Российской  Федерации ежегодно представляет  палатам Федерального Собрания  Российской Федерации и Президенту  Российской Федерации доклад  о состоянии законности и правопорядка  в Российской Федерации и о  проделанной работе по их укреплению.7

Из Закона о прокуратуре вытекает, что прокуратура информирует органы государственной власти не только о состоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению. В названной статье Закона говорится только о деятельности Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, естественно, на своем уровне полномочий, также постоянно информируют местные органы власти о результатах своей работы. Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге — укреплению законности. Последнее имеет особо важное значение бля самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана  гласности. В тех случаях, когда  предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, такая гласность не допускается. Сказанное не изменяет вывода о том, что принцип гласности — необходимое условие надзора, значимость которого существенно возросла на современном этапе развития России.

Система органов прокуратуры  Российской Федерации.

В соответствии со ст. 129 Конституции  РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре  прокуратура РФ представляет собой  единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Система организации органов прокуратуры  основывается на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры. В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Система территориальных  органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).

Руководящим высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и отделов (на правах управлений) по функциональным полномочиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) — помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления.

В главных управлениях, управлениях  и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Информация о работе Деятельность прокуратуры