Деятельность прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются изучения вопросов о структуре и принципах деятельности, о законодательном регулировании прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации. Цель курсовой работы - комплексное изучение правовых основ деятельности прокуратуры Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1 глава. Правовые основы деят-ти прокуратуры РФ.
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры.
2. ФЗ " О прокуратуре РФ".
2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.
1. Система и структура органов прокуратуры РФ.
2. Принципы организации деят-ти. Надзор за исполнение законов и соблюдением Конституции.
Заключение
Список исп литературы

Файлы: 1 файл

ПланКонституционно-правовые основы деятельности прокуратуры.docx

— 59.86 Кб (Скачать файл)

Закон закрепляет недопустимость вмешательства  в осуществление прокурорского  надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Для, того чтобы осуществлять свои функции и задачи, прокуроры вправе участвовать в заседаниях федеральных  органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать  в рассмотрении внесенных ими  представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и  некоммерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные  ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов  внутренних дел, органов Федеральной  службы безопасности, органов налоговой  полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения этой координации  прокурор созывает координационные  совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с  Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в  ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров активными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих  прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и  постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон  требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления  или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования  принятого решения, а также право  обращения в суд, если таковое  предусмотрено законом. Прокурор в  установленном законом порядке  принимает меры по привлечению к  ответственности лиц, совершивших  правонарушения. При этом запрещается  пересылка жалобы в орган или  должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

 

 

 

2 глава. Прокуратура РФ. Ее система и полномочия.

1. Система и структура  органов прокуратуры РФ.

 

ГенералВ соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" систему российской прокуратуры  составляют Генеральная прокуратура  Российской Федерации, прокуратуры  республик в ее составе, прокуратуры  краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.

В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной  военной прокуратуры, транспортные, природоохранные прокуратуры и  некоторые другие). Эти прокуратуры  осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского  надзора и Законом о прокуратуре, являются составной частью централизованной прокурорской системы и руководствуются  приказами и указаниями Генерального прокурора. Верхнюю ступень в  иерархической лестнице системы  органов прокуратуры занимает Генеральная  прокуратура Российской Федерации -- высшее звено прокурорской системы.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально - государственное  устройство, установленное Конституцией Российской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует  федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В  каждом из них имеется соответствующая  прокуратура.

В прокуратурах субъектов Федерации  действуют сообразно административно - территориальному делению прокуратуры  городов и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. Для более действенного и оперативного осуществления прокурорского надзора, приближения прокурорских органов к населению и городах -- столицах республик, краевых и областных центрах образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов  Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры  улусов, в Республике Тыва -- прокуратуры кожуунов, а не районов.

В отдельных городах отсутствует  районное деление и образованы административные округа. Соответственно с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.

В большинстве же субъектов Федерации  имеются только прокуратуры городов  и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов  образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Специфику имеет и организация  органов прокуратуры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом  города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют  межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных  районов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры  административных округов осуществляют руководство межрайонными прокурорами  и непосредственно надзирают  за исполнением законов на подведомственной территории. Все эти прокуроры  подчинены прокурору Москвы.

Как уже отмечалось, в систему  прокуратуры Российской Федерации  входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением  законов при исполнении уголовных  наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных  образованиях и на режимных объектах.

Возглавляет военные прокуратуры  Главная военная прокуратура, которая  на правах структурного подразделения  входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора  Российской Федерации. Структуру военной  прокуратуры составляют: прокуратуры  военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.

Систему транспортных прокуратур возглавляет  Управление по надзору за исполнением  законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры  Российской Федерации. В нее входят, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. Соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог -- транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры. Так, например, Московской транспортной прокуратуре подчинены Московская авиатранспортная прокуратура и Московская речная прокуратуры, которые имеют статус районных.

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых  частей, осуществляющие надзор за исполнением  законов в закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

В систему этих прокуратур входят: Второе управление Генеральной прокуратуры  Российской Федерации и прокуратуры  войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным  прокурором Российской Федерации.

Во всех субъектах Российской Федерации  образованы межрайонные природоохранные  прокуратуры со статусом районных и  подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических  прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными  объединениями.

В целях усиления влияния на состояние  законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы  и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, функционируют  прокуратуры по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний. Они  имеют статус районных прокуратур и  подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору за соблюдением  законов в исправительных учреждениях  возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

В систему органов прокуратуры  входят также научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими лицами.

В системе органов прокуратуры  Российской Федерации имеются один научно - исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих  кадров Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (Иркутск) и Санкт - Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация и упразднение  органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции  осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  Российской Федерации, не допускаются.

ьная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации  имеет советников и помощников по особым поручениям; помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

Информация о работе Деятельность прокуратуры