Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 06:20, доклад

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В правовых актах, регулирующих процесс формирования бюджета, должны быть:
1) указаны все участники бюджетного процесса, их права и обязанности, порядок взаимодействия между ними;

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в муниципальном образовании.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

Во втором чтении проект должен быть рассмотрен муниципальным  советом не позднее установленного срока. При рассмотрении поправок во втором чтении не могут быть изменены утвержденные в первом чтении основные показатели местного бюджета. Там же.

5. Третье чтение проекта  (утверждение местного бюджета)  включает в себя голосование  проекта в целом со всеми  ранее принятыми поправками и  должно состояться не позднее  установленного срока.

Местный бюджет должен быть сбалансирован. Если в процессе составления  или рассмотрения проекта бюджета  обнаруживается профицит (превышение доходов над расходами бюджета), то до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 20

6. Постановление Совета  о местном бюджете на очередной  финансовый год подлежит обязательному  опубликованию в средствах массовой  информации и вступает в силу  после его опубликования в  порядке, определенном уставом  муниципального образования. Там  же.

7. Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе сводной бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ), под которой понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающей распределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Сводную роспись местного бюджета утверждает руководитель исполнительного органа местного самоуправления. Под бюджетными ассигнованиями следует понимать бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (ст. 6 БК РФ). Там же.

Бюджеты всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  исполняются на основе принципа единства кассы (ст. 216 БК РФ). Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и  осуществление всех расходов с единого  счета бюджета (ст. 216 БК РФ). Порядок  открытия и закрытия счетов местного бюджета и определение их режима устанавливается Положением о бюджетном  процессе в муниципальном образовании. Исполнение местного бюджета по доходам  предусматривает перечисление и  зачисление доходов на единый счет местного бюджета, возврат излишне  уплаченных в местный бюджет сумм доходов, учет доходов и составление  отчетности о доходах соответствующего бюджета (ст. 218 БК РФ). Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 21.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования (ст. 219 БК РФ).

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

1) составление и утверждение  бюджетной росписи; 2) утверждение  и доведение уведомлений о  бюджетных ассигнованиях до распорядителей  и получателей бюджетных средств,  а также утверждение смет доходов  и расходов распорядителям бюджетных  средств и бюджетным учреждениям; 3) утверждение и доведение уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств  до распорядителей и получателей  бюджетных средств; 4) принятие денежных  обязательств получателями бюджетных  средств; 5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств (ст. 219 БК РФ).

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств (ст. 219 БК РФ).

Расходование бюджетных  средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета  бюджета в размере подтвержденного  бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем  расходуемых бюджетных средств  должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств (ст. 227 БК РФ).

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх  утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим  бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие  долговые обязательства бюджета, без  внесения изменений и дополнений в постановление о местном  бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись (ч. 1 ст. 232 БК РФ). В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели, то финансирование расходов сверх утвержденных ассигнований можно осуществлять после внесения изменений и дополнений в постановление о местном бюджете по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено (ч. 2 ст. 232 БК РФ). Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 21

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств (ст. 233 БК РФ).

Все доходы бюджета, источники  финансирования дефицита бюджета, расходы  бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся  на едином плане счетов (ст. 240 БК РФ). Бюджетный учет организуется органом, исполняющим местный бюджет.

Финансовый год завершается 31 декабря (ч. 1 ст. 242 БК РФ). До этого дня включительно орган, исполняющий местный бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства, и в этот же день прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств. Там же. С. 22.

8. Если постановление о местном бюджете вступает в силу после начала финансового года, то в течение недели со дня вступления в силу указанного постановления глава муниципального образования (глава местной администрации) представляет на рассмотрение и утверждение муниципального совета проект постановления о внесений и дополнений в постановление о местном бюджете, уточняющий показатели местного бюджета с учетом исполнения местного бюджета за период временного исполнения местного бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, то руководитель финансового органа самостоятельно принимает решение о введении режима сокращения расходов местного бюджета и одновременно вносит на рассмотрение муниципального совета проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление о местном бюджете (ст. 229 БК РФ). В этом случае, если указанный проект постановления не принимается в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, исполнительный орган принимает решение о пропорциональном сокращении расходов впредь до принятия постановления муниципального совета по данному вопросу. Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 22

9. Единая методология  отчетности об исполнении бюджетов  всех уровней устанавливается  Правительством РФ. Отчетность об  исполнении бюджета может быть  оперативной, ежеквартальной, полугодовой  и годовой. Сбор, свод, составление  и представление отчетности об  исполнении бюджета осуществляются  органом местного самоуправления (ст. 241 БК РФ).

10. В порядке, установленным Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, исполнительный орган, исполняющий бюджет, обязан составить и предоставить в муниципальный совет и соответствующий контрольный орган местного самоуправления месячные, ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета (ст. 241 БК РФ). Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета муниципальным советом может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 3. С. 22.

11. Отчет об исполнении  местного бюджета, представляемый  на утверждение муниципальному  совету, должен быть составлен  в соответствии с той же  структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении  бюджета, а также в соответствии  с требованиями, устанавливаемыми  Министерством финансов РФ. До  начала рассмотрения отчета контрольным  органом местного самоуправления  осуществляется внешняя проверка  отчета. Муниципальный совет вправе  обратится в органы прокуратуры  РФ для проверки обстоятельств  несоответствия исполнения бюджета  принятому постановлению о бюджете  в случае превышения прав, предоставленных  органу, исполняющему бюджет. Там  же.

12. Годовой отчет об  исполнении местного бюджета  подлежит утверждению муниципальным  советом и последующему опубликованию  в порядке, установленном Положением  о бюджетном процессе в муниципальном  образовании. Если отчет об  исполнении бюджета отклонен, то  в соответствии с уставом муниципального  образования представительный орган  местного самоуправления вправе  возбудить процедуру выражения  недоверия соответствующему исполнительному  органу и его должностным лицам.  Там же. С. 23.

13. Для осуществления  бюджетного контроля в соответствии  с действующим законодательством  муниципальные образования представляют  сведения об исполнении местных  бюджетов в финансовые органы  и Государственный комитет по  статистике (ст. 241 БК РФ).

Бюджетный контроль - составная  часть финансово-экономического контроля. Он рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании  денежных фондов РФ, субъектов РФ и  местных органов самоуправления, выявление резервов увеличения поступлений  доходов в бюджет, улучшении бюджетной  дисциплины. Ревизия как форма  бюджетного контроля // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2005. № 1. С. 13.


Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании