Принцип федерализма в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании: конституционный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

Местное самоуправление является общепризнанным институтом демократического государства, составляющим одну из основ гражданского общества. Наличие дееспособной местной власти зависит от многих факторов: наличия институтов гражданского общества, реального участия граждан в деятельности местного самоуправления, обеспечения государственных гарантий прав органов местного самоуправления.
Одной из важных государственных гарантий самостоятельного решения населения вопросов местного значения является нормативное правовое обеспечение условий самостоятельного формирования, утверждения и исполнения органами местного самоуправления местных бюджетов.[9., с.79-83]

Файлы: 1 файл

Принцип федерализма в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании.docx

— 23.35 Кб (Скачать файл)

Принцип федерализма в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании: конституционный аспект

Местное самоуправление является общепризнанным институтом демократического государства, составляющим одну из основ гражданского общества. Наличие дееспособной местной власти зависит от многих факторов: наличия институтов гражданского общества, реального участия граждан в деятельности местного самоуправления, обеспечения государственных гарантий прав органов местного самоуправления.

Одной из важных государственных гарантий самостоятельного решения населения вопросов местного значения является нормативное правовое обеспечение условий самостоятельного формирования, утверждения и исполнения органами местного самоуправления местных бюджетов.[9., с.79-83]

Проблема организации бюджетного процесса в муниципальном образовании берет свое начало с 90-х годов XX века. В это время власти проводили реформу территориальных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления, но вопросы, связанные с финансированием местного самоуправления в объеме, который необходим для обеспечения самостоятельного решения органами местного самоуправления  вопросов местного значения, не были решены.[9., с.79-83]

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ «бюджетный процесс»- это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.[1., ст.6]

Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают положения Конституции РФ, а также принятые в рамках, очерченных нормами Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ.

Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

  1. составление проектов бюджетов
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов
  3. Исполнение бюджетов
  4. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности[3., с. 21]

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование- перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Участниками бюджетного процесса являются представительные, а также иные органы местного самоуправления. Что касается иных органов местного самоуправления, как то: местная администрация( орган общей компетенции), финансовый отдел или управление, муниципальное казначейство, отраслевые муниципальные службы, муниципальная налоговая инспекция. Однако наличие таких органов реально только для крупных муниципальных образований на уровне района или города субъекта Российской Федерации.

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) государственной власти, органы исполнительной власти; органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы, органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ);кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ).

Необходимо выделить основные черты и принципы бюджетного процесса, ранее рассмотренные учеными, которые исследовали проблемы реализации бюджетного процесса в Российской Федерации.

  1. многоплановость деятельности бюджетного процесса, входящей в его содержание является одной из черт бюджетного процесса.
  2. еще одной отличительной чертой бюджетного процесса является  то, что бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые называются участниками бюджетного процесса. Каждый участник наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса.[9., с. 79-83]

К основным принципам бюджетного процесса следует относить следующие принципы:

-принцип  федерализма. Бюджетный федерализм  является составной частью общего  понятия федерализма. Построение  подлинного бюджетного федерализма  немыслимо при нерешенности основных  проблем федерализма в государстве.

Родионова В.М. дает следующую трактовку такого понятия: «федерализм- это такой способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию».[10., с.165]

И.В. Подпорина считает, что бюджетный федерализм- форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учет интересов всех участников бюджетного процесса.[8., с. 17]

Профессор М.И. Ходорович рассматривал бюджетный федерализм как принцип разделения полномочий в финансовой сфере между федеральной  властью и властями субъектов Федерации, основанных на учете общегосударственных интересов. [4., с.56]

Уникальность федерализма как политической концепции проявляется также в том, что с одной стороны, всякому федеративному государству присущи те же свойства, что и унитарному( единая территория; население, размещенное на этой территории; власть, действующая на всей территории государства), а с другой- федеративное государство является весьма сложной системой и к нему применима «теория систем». И для укрепления федеративного государства, его целостности принципиальное значение имеют два положения: во-первых, чем сильнее взаимосвязь между элементами системы, тем выше уровень целостности этой системы; и, во-вторых, - никакая часть целого не может превалировать над целым. Федеративная форма Российского государства, несмотря на нелегкий пройденный путь, в настоящее время находится в процессе становления и реформирования. Только после принятия Конституции 1993 года России стали присущи классические атрибуты Федерации с общими, с одной стороны, для всех федераций федеративными признаками и, с другой стороны, присущими только ей отличительными особенностями.

    - принцип развития местного самоуправления  выражается в закреплении права  муниципальных образований на  местный бюджет и полномочий  органов местного самоуправления  по его самостоятельному формированию  и исполнению в целях решения  задач местного значения в  соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

- принцип  прозрачности(открытости) закреплен  в ст.36 БК. Согласно названной  статье принцип прозрачности  означает:

1. обязательное  опубликование в СМИ утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также допустимость  иных сведений о бюджетах по  решению законодательных органов  государственной власти, представительных  органов муниципальных образований.

2. обязательную  открытость для общества и  СМИ проектов бюджетов, внесенных  в законодательные(представительные) органы государственной власти( представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного(представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным(представительным) органом государственной власти (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти( местной администрацией)

3. стабильность  и(или) преемственность бюджетной  классификации РФ, а  также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного  финансового года( очередного финансового  года и планового года).[5]

В бюджетном процессе муниципальных образований зачастую невидимые сразу проблемы и нарушения возникают чаще всего на стадии разработки довольно часто порождают проблемы на стадии исполнения. Обозначим следующие проблемы, которые имеют место в бюджетном процессе муниципальных образований.

На стадии разработки и утверждения бюджета:

  1. Бюджеты муниципальных образований зачастую составляются и утверждаются без разработки бюджетного послания главы администрации;
  2. Не разрабатываются долгосрочные и среднесрочные программы социально-экономического развития муниципальных образований;
  3. При разработке и принятии бюджета зачастую не устанавливается цель бюджетной политики

На стадии исполнения бюджета:

1.По-прежнему  актуальна проблема неисполнения  запланированной структуры бюджета  по доходам, особенно по налоговым  поступлениям;

2. Из  вышеуказанной проблемы вытекает  проблема неисполнения бюджета  по расходам. Данная проблема  становится особенно острой, когда  страдает непосредственно население, которое остро нуждается в  поддержке бюджетов

3. Фактически  профицит бюджета зачастую складывается  в результате неисполнения расходной  части бюджета. Плановая сумма  дефицита бюджета составляет  определенную сумму  к доходам  бюджета без учета финансовой  помощи в нарушении ст.92 БК  РФ. В источниках  покрытия дефицита  бюджета отражаются остатки субсидий, например, на капитальные вложения  по состоянию на начало предыдущего  года, которые не возвращены в  бюджет субъектов федерации в  нарушение п.2 ст.78 БК РФ, учтены  в качестве в качестве остатка  средств на начало очередного  финансового года и использованы  в предыдущем году на капитальное  строительство по объектам в  соответствии с нормативными  актами  субъектами федерации.

4. Не  всегда достигается цель бюджетной  политики, в основном в силу  совокупности вышеуказанных причин.[7., с. 27-51]

Вышеуказанные проблемы необходимо регулярно выявлять и решать, прежде всего, для обеспечения достойной жизни населения в муниципальных образованиях. Для решения указанных проблем могут быть предложены следующие задачи:

  1. Ежегодно работать над стратегией, долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной программой социально- экономического развития.
  2. С целью использования бюджетных средств в течение финансового года в полном объеме (минимизация остатков средств на счетах по учету средств бюджета) исполнение бюджетного процесса проводить своевременно в соответствии с действующим законодательством.
  3. Своевременно предоставлять отчеты исполнителей целевых программ за очередной финансовый год.
  4. Муниципальные гранты предоставлять на конкурсной основе, на цели и условия, определенные представительным органом в соответствии с решением Думы муниципального образования.
  5. Представлять итоги социально-экономического развития в более полном объеме.
  6. Формирование смет доходов и расходов учреждений производить в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
  7. Разработать и утвердить порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановой период в соответствии со ст. 174.2 БК РФ.
  8. Активизировать работу по решению вопросов местного значения, установленных ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]

В бюджетном процессе муниципальных образований много проблем. Многие из них являются просто попустительством со стороны руководителей администраций муниципальных образований; многие ошибки допускаются умышленно ( например, неисполнение расходной части бюджета муниципального образования). Однако главным в России на сегодняшний день остается поддержание жизни населения страны на достойном уровне, в том числе в муниципальном образованиях.[7.,с. 27-51] Для решения данной задачи необходимо все силы направить на четкое исполнение бюджета на всех его стадиях, но особенно на стадии планирования и стадии исполнения, так как многие ошибки и проблемы являются следствием неправильной работы руководства муниципальных образований на стадии разработки и утверждения бюджета.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  3. Будников А.С.; Еремян В.В.; Лимонов А.Н. Муниципальное право России: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное.-М. «Книжный мир»,2009
  4. Бюджетный федерализм: развитие межбюджетных отношений. Спб.,1999.
  5. Игнатюк Е.В. Правовое регулирование  прозрачности бюджетного процесса// журнал российского права, 2009, №10
  6. Мамсуров Т.Д, Кесельбренер Л.Я. Бюджетный федерализм: экономика и политика. Монография.-М. «Юнити», 2008.
  7. Осипян С.А. Российский федерализм и проблемы конституционности// философские науки,2006, №6
  8. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения  и бюджетное регулирование// Финансы,1999, №16
  9. Райхерт Л.С.  Некоторые конституционно-правовые аспекты  организации бюджетного процесса в муниципальном образовании на примере г.Челябинска// Проблемы права, 2012, №1
  10. Родионова А.К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства. СибУПК., 2006

Информация о работе Принцип федерализма в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании: конституционный аспект