Бюджетная самостоятельность муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть проблему юридической (финансовой) самостоятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации;
2) раскрыть понятие и содержание бюджетной самостоятельности муниципальных образований;
3) проанализировать особенности реализации принципа бюджетной самостоятельности органами муниципальной власти на примере бюджета города Кызыла.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие, содержание и принципы бюджетной
самостоятельности муниципальных образова-ний………………………6
1.1. Проблема юридической (финансовой) самостоятельности органов
местного самоуправления в Российской Федерации ……...………….. 6
1.2. Понятие и содержание бюджетной самостоятельности
муниципальных образований ……………………………………...….. 10
Глава 2. Реализация принципа бюджетной самостоятельности
органами муниципальной власти города Кызы-ла…………………….17
2.1. Общая характеристика бюджета города Кызыла ………………. 17
2.2. Структура бюджета города Кызыла за 2010 г.…………………. 17
Заключение ……………………………………………………………... 24
Список использованной литературы …………………………………. 26

Файлы: 1 файл

бюджетная самостоятельность муниципальных образований..doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 3 Решения Кызылского городского Совета от 24 декабря  2009 г. № 202 «О бюджете города Кызыла на 2010 год», особенностями формирования доходной части бюджета города Кызыла на 2010 год являются:

1. Доходы бюджета города Кызыла, поступающие в 2010 году, формируются за счет:

    - доходов от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

    - неналоговых доходов;

    - безвозмездных поступлений;

2. В 2010 году в бюджет города Кызыла в полном объеме зачисляются следующие виды доходов:

    - доходы от размещения временно свободных средств бюджетов городских округов;

    - прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городских округов и компенсации затрат бюджетов городских округов;

    - невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты городских округов.

3. В 2010 году муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование в соответствии с нормами федерального законодательства и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Кызыла;

4. Предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет города Кызыла в 2010 году не предусматривается, кроме случаев, установленных п. 7 ст. 64 Налогового кодекса РФ;

5. Предоставление рассрочек и отсрочек по уплате неналоговых платежей в бюджет города Кызыла в 2010 году не предусматривается, кроме случаев установленных ст. 3 Решения Кызылского городского Совета от 23 июля 2009 г. № 168 «О порядке предоставления отсрочек и рассрочек по уплате неналоговых платежей в бюджет города Кызыла»;

6. В случае принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Тыва Администрацией города Кызыла может производиться реструктуризация задолженности организаций по уплате налогов, сборов, начисленных пеней и штрафов в бюджет города Кызыла в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.

Указанные особенности  формирования доходной части бюджета города Кызыла, прежде всего в части непредоставления хозяйствующим субъектам рассрочек и отсрочек по уплате неналоговых платежей в бюджет города Кызыла (предоставляемых в прежние годы), обусловлены нынешней кризисной ситуацией 2009-2010 гг. Учитываются также финансовые возможности предприятий и организаций города, состояние платежной дисциплины в них, потребности города в наполнении конкретных доходных статей муниципального бюджета и т.д.

Как видим, органы муниципальной  власти при формировании бюджета на календарный год учитывают особенности экономической ситуации, складывающейся в городе Кызыле. Это – также проявление принципа бюджетной самостоятельности местной власти.

Очевидно, что в этих условиях должна быть предусмотрена и специфика расходования средств муниципального бюджета. Она закреплена в ст. 5 Решения Кызылского городского Совета «О бюджете города Кызыла на 2010 год». Речь идет о следующих особенностях:

1. В составе расходов бюджета города Кызыла на 2010 год предусмотрен резервный фонд Администрации города Кызыла в размере 100000,0 тыс. рублей;

2. В 2010 году муниципальные бюджетные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности:

    - полученные ими средства от оказания платных услуг;

    - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования;

    - средства от иной приносящей доход деятельности;

    - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности города Кызыла и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям на основании генерального разрешения главного распорядителя средств бюджета города Кызыла.

При этом для названных  субъектов деятельности обязательным является указание на источники образования и направления использования указанных выше средств и на устанавливающие их нормативные правовые акты, а также на положения устава муниципального бюджетного учреждения.

3. В 2010 году из бюджета города Кызыла предоствлялись субсидии:

   - на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов;

   - на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот на услуги муниципальных бань города Кызыла;

   - на возмещение затрат по содержанию закрытых, мемориальных кладбищ города Кызыла;

   - на компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров и багажа городским автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортом, в том числе по садовым маршрутам;

   - на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением льгот на проезд в городском муниципальном транспорте некоторым категориям граждан;

   - на возмещение расходов субъектам малого и среднего предпринимательства города Кызыла, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Кызыла;

   - на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления города Кызыла;

   - на возмещение затрат общественных организаций, осуществляющих на территории города Кызыла деятельность, направленную на поддержку семьи, старшего поколения, инвалидов, ветеранов войны и военной службы;

   - на возмещение затрат немуниципальным и муниципальным организациям, участвующим в развитии физической культуры и спорта на территории города Кызыла;

   - на возмещение отдельных видов затрат на осуществление деятельности по изданию, редактированию и распространению газет «Плюс Информ», «Обозреватель. Вечерний Кызыл» и «Вечерний Кызыл – Неделя»;

   - на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию линий наружного освещения города Кызыла;

   - на возмещение нормативных затрат автономным учреждениям по оказанию ими в соответствии с муниципальными заданиями муниципальных услуг;

   - на возмещение затрат некоммерческим организациям, органам территориального общественного самоуправления города Кызыла, участвующим в разработке и выполнении общественно полезных проектов на территории города Кызыла;

   - на компенсацию части суммы процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства города Кызыла в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов на территории города Кызыла;

   - на компенсацию части затрат организациям, оказывающим консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства города Кызыла;

   - на компенсацию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства города Кызыла, участвующим в выставочной и внешнеэкономической деятельности города Кызыла;

   - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

   - на компенсацию части затрат на оформление патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства города Кызыла;

   - на компенсацию недополученных доходов от предоставления услуг населению муниципальными предприятиями банного хозяйства.

Предоставление указанных субсидий осуществляется путем заключения между получателем субсидий и главным распорядителем средств бюджета города Кызыла соглашения, форма которого согласовывается с департаментом финансов и контроля Администрации города Кызыла. Категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления устанавливаются Администрацией города Кызыла.

4. В случае сокращения в 2010 году поступлений доходов в бюджет города Кызыла, подлежат финансированию в первоочередном порядке в объемах утвержденных ассигнований в бюджете города Кызыла на 2010 год следующие расходы:

   1) оплата труда;

   2) начисления на оплату труда;

   3) оплата коммунальных услуг;

   4) приобретение продуктов питания, медикаментов, горюче-смазочных и расходных материалов, необходимых для функционирования муниципальных учреждений города Кызыла;

   5) предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

   6) оплата услуг связи;

   7) финансирование общественных работ;

   8) софинансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов при условии поступления средств на данные цели из федерального и областного бюджетов.

Особенности установлены  и для формирования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности органов местного самоуправления. В этой связи установлено, что органы местного самоуправления города Кызыла не вправе принимать в 2010 году решения, приводящие к увеличению общей численности муниципальных служащих и работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города Кызыла (ст. 7 Решения).

Таким образом, именно благодаря  бюджетной самостоятельности, предоставленной местному самоуправлению действующим законодательством, органы муниципальной власти города Кызыла могут формировать доходную и расходную части городского бюджета именно так, как это диктуется реальной ситуацией, сложившейся в городе: экономической, финансовой, социальной, управленческой. Степень свободы, предоставленная БК РФ местным органам власти, позволяет им самостоятельно формировать свои бюджеты таким образом, чтобы не снижать, прежде всего, социальную составляющую этих бюджетов. При этом важно, чтобы органы местного самоуправления не снижали планку своей ответственности за расходование бюджетных средств, прежде всего, целевое. В этой связи действенным должен быть общественный контроль в муниципальных образованиях.

 

 

 

Заключение

 

Конституция РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также их право на самостоятельность процесса формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов. Однако правовая самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации получает среди исследователей, правоведов различные, в том числе противоречивые, оценки. Свою лепту в формирование единообразного понимания этой самостоятельности вносит Конституционный Суд РФ, но дискуссии на этот счет продолжаются, главным образом, в определении степени самостоятельности муниципальных образований разных видов.

Одной из наиболее сложных  сфер финансовой деятельности органов  местного самоуправления является сфера  бюджетных отношений, особенно с учетом их нынешнего реформирования. Между тем, именно бюджетная деятельность составляет основу всей финансовой деятельности органов муниципальной власти и финансовой системы России в целом.

Конституция РФ закрепила  самостоятельность местных (муниципальных) бюджетов, установив их в сфере соответствующей бюджетной компетенции органов местного самоуправления. Эти положения транслируются в действующий Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные и нормативные правовые акты, включая принимаемые местными представительными органами. Эта самостоятельность закреплена в виде принципов, которым обязаны следовать органы местного самоуправления, руководствуясь конституционными положениями, закрепляющими их право на соответствующие действия в области финансов в целом и бюджетной деятельности, в том числе.

В то же время принцип  самостоятельности местных бюджетов не подразумевает вседозволенности органов местного самоуправления в  сфере формирования доходной части  и расходования местных (муниципальных) бюджетов. Он означает не более чем право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Нарушение этого требования имеет следствием наступление юридической ответственности соответствующих должностных лиц органов местного самоуправления.

Эти законодательные  требования в полной мере учитываются  органами муниципальной власти города Кызыла. Как показывает анализ деятельности Администрации города и бюджета за 2010 г., принцип бюджетной самостоятельности дает возможность органам местного самоуправления при формировании бюджета учитывать не только особенности общеэкономической ситуации в стране, но и специфику местной жизни (ее хозяйствующих субъектов, населения, сложившуюся практику управления и т.д.). Это, на мой взгляд, несомненно, позитивный момент.

Однако эффективность  реализации данного принципа может  быть существенно снижена при отсутствии строгой исполнительской дисциплины в органах муниципальной власти, слабом уровне служебного и общественного контроля за их бюджетной деятельностью. Это – традиционно «слабое звено» в российской практике управления, как федерального, так и местного уровней. В конечном итоге, на его оптимизацию и направлена административная реформа.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 19 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998.      № 31. Ст. 3823; 2009. № 29. Ст. 3629.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в ред. от 7 мая 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2009. № 19. Ст. 2280.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 3.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. № 14-П «По делу проверки конституционности п. 3 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»» //  Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 5.
  6. Решение Кызылского городского Совета от 24 декабря 2008 г. № 202 «О бюджете города Кызыла на 2009 год» // Плюс Информ. 2009. 30 декабря.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2004.
  8. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007.
  9. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е.Ю. Грачевой. – М.: Проспект, 2009.
  10. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Юстицинформ, 2008.
  11. Мэрия и кызылчане. Отчет о работе Администрации города Кызыла в 2006-2010 годах. – Кызыл: ЗАО «Кызылские городские СМИ», 2010.
  12. Некенов А.В. О конституционном принципе финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансовое право. 2004. № 5.
  13. Розенфельд В.Г., Сергеев А.А. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 6.
  14. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. – М.: ИД «Юриспруденция», 2009.
  15. Хабибуллин А.Р. Самостоятельность и взаимодействие – общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации // Юрист. 2007. № 9.

Информация о работе Бюджетная самостоятельность муниципальных образований