Англосаксонская модель местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования реформ муниципальной системы Великобритании конца XX - начала XXI столетия, связанных с необходимостью адаптации механизма государственного управления к меняющимся условиям и потребностям современного мира.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть теоретические и правовые основы англосаксонской модели местного самоуправления
• Провести анализ реформ местного самоуправления в Великобритании в конце XX - начале XXI века
• Сравнить англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления
• Проанализировать применение зарубежного опыта в Российской федерации

Файлы: 1 файл

курсач Дьяконова.docx

— 58.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

 

 

 

КУРСОВая  работа

 

по дисциплине «Система муниципального управления»

 

Англосаксонская модель местного самоуправления

 

 

 

 

Студент  

группа 143           ______________________________    Е.Г. Дьяконов

 

                                                                       подпись

                                             ______________________________       

                                                                          дата

 

Научный руководитель

                     _______________________________     А.В. Шуляева

                                                                       подпись

                                             ______________________________

                                                                          дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2010

 

 

 

Введение

Актуальность. За последнее время изучению местного самоуправления в различных отраслях науки уделяется пристальное внимание. Интерес к институту местного самоуправления вызван не только оказываемым им влиянием на развитие демократических и правовых реформ, но и признанием его основополагающей роли в решении вопросов жизнеобеспечения населения и построения гражданского общества. Проблематика развития местного самоуправления является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной науке.

Особенности организации  и развития местного самоуправления в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее -Великобритании) становятся актуальными теоретическими и практическими проблемами в свете перспектив сближения Российской Федерации с Европейским сообществом.

Организация местного самоуправления в Великобритании всегда была предметом  пристального изучения ученых-правоведов, полагающих, что именно в этой стране оно получило наибольшее значение и  развитие.

За последние десятилетия  в Великобритании произошли крупные  преобразования в области государственного устройства, особенно в системе органов  публичной власти. Важное место среди  них занимает реорганизация власти на местах, которая была связана  с необходимостью адаптации к  меняющимся условиям и потребностям современного мира, а также провозглашением  новой политики государственного управления.

Развитие социально-политических процессов в Великобритании на рубеже веков требует нового подхода  и переосмысления самих государственно-правовых реалий, свидетельствующих о появлении  в государстве ранее не свойственных ему тенденций развития политических систем и важнейших элементов  государственного механизма. Углубленное  сравнительно-правовое исследование таких тенденций представляется крайне актуальным и необходимым, о чем свидетельствует, в частности, существенная перестройка местного самоуправления в Великобритании.

В 90-х годах XX века в этой стране осуществлялись крупномасштабные реформы местного самоуправления, в  результате которых сложилась его  новая структура и были заложены новые тенденции дальнейшего развития одного из важнейших институтов публичной власти.

Целью курсовой работы является проведение исследования реформ муниципальной системы Великобритании конца XX - начала XXI столетия, связанных с необходимостью адаптации механизма государственного управления к меняющимся условиям и потребностям современного мира.

Задачи курсовой работы:

  • Раскрыть теоретические и правовые основы англосаксонской модели местного самоуправления
  • Провести анализ реформ местного самоуправления в Великобритании в конце XX - начале XXI века
  • Сравнить англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления
  • Проанализировать применение зарубежного опыта в Российской федерации

Предмет исследования деятельность органов местного самоуправления Великобритании

Объект исследования Англосаксонская модель местного самоуправления

В Курсовой работе я применял методы исследования: сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный. Применение различных методов в их сочетании позволило осмыслить и раскрыть предмет курсовой работы в целостности и всесторонности, чему также способствовала источниковедческая база исследования, включающая в себя широкий теоретический, нормативно-правовой и иной юридический материал.

 Теоретическую и эмпирическую базу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области основ современной государственности, вопросов демократии, правового государства, конституционного и муниципального права. 

1. Англосаксонская модель местного самоуправления: теория и современное состояние

1.1 Теоретические основы англосаксонской модели местного самоуправления

Британское право состоит  из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Королева - глава государства  и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной  власти, главой судебной власти, главнокомандующим  всех Королевских Вооруженных сил  и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам  ее министров. Великобритания управляется  Правительством Ее Величества во имя  Королевы. Что касается международных  отношений, то королева, как глава  государства, имеет право объявлять  войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или  отдавать территории.

Парламент состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или  изменить любой закон. Он также может  продлить свой срок действия за пределы  обычного (5 лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает. Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в 20 веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента - 5 лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - в Первую и Вторую Мировую Войны.

Органы местного самоуправления - неотъемлемая часть графств, округов  и других административных единиц Великобритании.

Местное самоуправление - выборный орган. Он обладает полномочиями, наложенными  на него парламентом, если же он превышает  данные полномочия, то жители этой административной единицы могут подать на него в  суд.

Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с  одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Ее черты:

· высокая степень автономии  местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

· отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип здесь  “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий” (в  Великобритании полномочия предоставляются  парламентом страны, т.е. из «центра»,  в США - штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется  в форме судебного контроля.  Средство влияния - государственные дотации.

1.2 Муниципальная система Великобритании

Местное самоуправление в Великобритании

Для местных органов Великобритании свойственна значительная независимость  и самостоятельность в принятии решений. Характерными чертами местного управления Великобритании являются следующие:

1) все органы местного управления являются юридическими лицами;

2) органы местного управления в основном обладают полномочиями управленческого характера в отношении определенной территории;

3) финансироваться местные органы должны, хотя бы частично, за счет местных налогов;

4) руководство в местных органах осуществляется советниками, избираемыми на основе всеобщего избирательного права жителями соответствующей территории.

Уровни управления

Долгое время в Великобритании существовали три уровня местного управления. Актом о местном управлении 1972 года в целях организации местного самоуправления с 1-го апреля 1974 года Англия разделена на области местного самоуправления, называемые графствами, а в этих графствах образованы районы местного самоуправления, называемые округами. Те округа, которые по закону считались "сельскими", разделены на приходы. В каждом графстве, округе образуется совет. В каждом приходе создается  собрание прихода или образуется совет.

Отдельный регион может иметь  три уровня местного управления: совет  графства, совет округа, приходский совет (собрание прихода ), но на большей территории страны действуют два уровня: совет графства, совет округа.

Говоря об уровнях местного управления, следует сразу определиться, что это понятие достаточно условно, поскольку органы разных уровней  ни в коем случае не являются по отношению  друг к другу органами более высокого или низкого ранга, нет "вышестоящих" и "нижестоящих". Взаимоотношения  между органами всех уровней рассматриваются  скорее как партнерские, но не иерархические.

Разграничение полномочий между  уровнями управления

Разграничением полномочий между различными уровнями местного управления ведает парламент. В Англии действует довольно четкое, возможно даже жесткое распределение функций. Каждый орган уполномочен осуществлять управленческие функции в пределах, установленных законом.

Так, в ведении советов  графств находятся все дороги (за исключением магистральных дорог  и мостов), образование и библиотеки, социальные службы, пожарная охрана, полиция, музеи, продовольствие и медикаменты, и т.д.

Советы округов занимаются борьбой с шумом и здравоохранением, жилищным строительством, сбором мусора, кладбищами, городским и сельским планированием, налогообложением и  др.

В ведении приходских советов  находятся: распределение земельных  участков, пешеходные дорожки, погребение, местности для отдыха, земли под  кладбища, автобусные стоянки.

Допускается делегирование  отдельных функций на основе договора одним органом другому (как одного, так и различных уровней). Но есть исключения - не допускается делегирование  функций, связанных с взиманием  налогов, изданием предписаний о  налогообложении и т.п.

Для характеристики местного управления в Великобритании важнейшее  значение имеют два понятия: “ultra vires” и “inter vires”. Суть их сводится к одному - местные органы власти жестко связаны в своей деятельности рамками прямо предоставленных им законодательством полномочий. “Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы. Характерной чертой неформальных отношений местных органов является принадлежащее им право вступать в ассоциации, которые периодически проводят конференции и собрания, на которых обмениваются опытом работы, мнениями по тем или иным проблемам, но прежде всего обсуждают вопросы, которые, по их мнению, нуждаются в законодательной реформе или особом внимании центра.

Информация о работе Англосаксонская модель местного самоуправления