Судебные расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает из принципа процессуального равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.
Различают следующие цели взыскания судебных расходов:

Содержание работы

1. Понятие и виды судебных расходов 3
Понятие судебных расходов 3
2. Государственная пошлина в арбитражном процессе 5
Понятие, виды и размеры государственной пошлины 5
Порядок уплаты государственной пошлины 7
Возврат государственной пошлины 8
Льготы по уплате государственной пошлины 9
Отсрочка и рассрочка государственной пошлины, уменьшение ее размера 9
3. Судебные издержки 12
4. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле 13
Общие правила распределения судебных расходов 13
Распределение судебных расходов при злоупотреблении процессуальными правами 14
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

АП Суд расходы.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Понятие  и виды судебных  расходов

Понятие судебных расходов

     Уплата  судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц  для возбуждения и ведения  дела в арбитражном процессе. Необходимость  их возмещения участниками процесса вытекает из принципа процессуального  равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.

     Различают следующие цели взыскания судебных расходов:

     - компенсационная — обеспечивает возмещение части бюджетных средств, выделяемых на содержание судов;

     - превентивная — заключается в предупреждении неосновательных обращений в суд, в побуждении должников или иных обязанных лиц к добровольному исполнению обязанностей перед управомоченными субъектами.

     Судебные  расходы это денежные суммы, уплачиваемые участниками процесса в ходе рассмотрения дела арбитражным судом и имеющие целью полное или частичное покрытие средств, которые необходимы для осуществления правосудия.

     В соответствии со ст. 101 АПК судебные расходы состоят из государственной  пошлины и судебных издержек, связанных  с рассмотрением дела арбитражным судом, которые распределяются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от результатов рассмотрения дела.

     Различие между государственной пошлиной и издержками заключается в следующем:

     Во-первых, государственная пошлина представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом, а издержки носят больше компенсационный характер и призваны покрыть затраты, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей и пр.

     Во-вторых, фиксированный размер государственной пошлины установлен законом, зависит от цены иска уплачивается в доход государства (федеральный бюджет), а судебные издержки определяются фактически произведенными затратами в ходе ведения дела.

     Правовое  регулирование судебных расходов

     Судебные  расходы регламентируются целым рядом источников.

     Правовое  регулирование судебных расходов в  арбитражном (как и гражданском) процессе преследует несколько целей.

     Во-первых, судебная система и в целом юридическая инфраструктура современного общества достаточно затратны, в связи с чем возникает необходимость компенсации расходов на ее содержание. В эти расходы помимо заработной платы и материально-технического обеспечения судебной деятельности входят расходы на оплату услуг представителей, на возмещение затрат, связанных с экспертизами, вызовом в суд свидетелей, переводчиков, и т. д.

     Во-вторых, правовое регулирование института судебных расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в суды с явно необоснованными требованиями, а также может стимулировать должников в гражданском обороте на исполнение своих обязательств под угрозой возмещения всех судебных расходов при удовлетворении иска.

     В-третьих, следует иметь в виду социальные функции правосудия, накладывающие отпечаток на регулирование судебных расходов, особенно ставок государственной пошлины и порядка ее уплаты. С одной стороны, государственная пошлина является разновидностью федеральных налогов и всегда существует соблазн для повышения доходов федерального бюджета увеличить ее размер. Однако, с другой стороны, на установление размеров государственной пошлины оказывают влияние социальные функции правосудия, необходимость обеспечить равный доступ всем к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Именно  необходимостью обеспечить социальные функции и равный доступ всем к правосудию объясняется наличие правила, согласно которому суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

     Поэтому в определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 70-О "По жалобе гражданки Крутиковой Ольги Анатольевны  на нарушение ее конституционных  прав частью второй пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной  пошлине”" справедливо отмечено, что отсутствие у заинтересованного лица в силу его имущественного положения возможности исполнить обязанность по уплате государственной пошлины как федерального сбора не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями ст. 45 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции РФ.

2. Государственная  пошлина в арбитражном  процессе

Понятие, виды и размеры  государственной  пошлины

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной пошлине" государственная пошлина - обязательный и действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

     В арбитражном процессе государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом "О государственной пошлине".

     Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

     Государственная пошлина подразделяется на три вида:

     Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.

     Простая пошлина размер имеет фиксированный в законе размер.

     Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.

     Пропорциональная  государственная пошлина привязана  к цене иска.

     Цена  иска это стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение, указанная заявителем в самом иске. Если заявителем цена иска указана неправильно, она определяется арбитражным судом.

     Цена  иска определяется:

     1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

     2) по искам о признании не  подлежащим исполнению исполнительного  или иного документа, по которому  взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из  оспариваемой денежной суммы;

     3) по искам об истребовании имущества,  исходя из стоимости истребуемого  имущества;

     4) по искам об истребовании земельного  участка, исходя из стоимости  земельного участка.

     5) по искам о признании права,  в том числе права собственности,  права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

     За  исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

     В цену иска включаются также указанные  в исковом заявлении суммы  неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

Порядок уплаты государственной  пошлины

     Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления  или жалобы в рублях в банки (их филиалы).

     Иностранные лица могут уплачивать государственную  пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих  рублевые и валютные счета.

     Допускается уплата государственной пошлины  за истца (заявителя) другим лицом.

     При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

     При уменьшении цены иска уплаченная государственная  пошлина не возвращается.

     Факт  уплаты государственной пошлины  подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной  отметкой банка, которые приобщаются  к материалам дела.

     Неуплата  государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.

Возврат государственной  пошлины

     При наличии оснований государственная  пошлина частично или полностью  подлежит возврату в случаях и  в порядке, предусмотренных законом.

     В частности, уплаченная государственная  пошлина подлежит возврату в случаях:

     1) внесения государственной пошлины  в большем размере, чем это  требуется по закону.

     2) возвращения заявления, жалобы  и иного обращения судом;

     3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

     4) удовлетворения исковых требований  арбитражным судом, если ответчик  освобожден от уплаты государственной пошлины.

     Непосредственно в АПК предусмотрены два  основания для возврата пошлины:

     Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

     Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

     Согласно  НК заявление о возврате суммы  излишне уплаченного налога может  быть подано в течение трех лет  со дня уплаты указанной суммы. При  этом следует иметь в виду правила  НК, согласно которым сумма излишне  уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику. Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.

Льготы  по уплате государственной пошлины

     Действующим законодательством предусмотрены  случаи предоставления льгот по уплате государственной пошлины. Необходимо различать льготы, которые предоставляются  в силу федерального закона и по усмотрению арбитражного суда.

     От  уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • органы и должностные лица государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;
  • физические лица – в установленном законом случаях при предоставлении копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением.
  • истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка и др.;
  • заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и др.

Отсрочка  и рассрочка государственной  пошлины, уменьшение ее размера

Информация о работе Судебные расходы