Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Для правового государства характерны следующие черты: господство права, Конституции и закона. В условиях реформирования государственности в стране, наиболее активно развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА…………….…………………………4
1.1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ......4
1.2. Необходимость смены Конституции………………………..………...7
1.3. Референдум 12 декабря 1993 года. Принятие Конституции РФ…...11
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ …………14
2.1. Система Конституции РФ……………………...………………....…..14
2.2. Свойства и общие черты характерные для Конституции РФ…...…16
2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ..…...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30

Файлы: 1 файл

Конституц право.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

Проект  ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении 
внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. 
Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно 
представлять отчет Верховному Совету.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта,  
оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату 
созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В 
самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении 
Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем 
Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу 
от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то,  
что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство 
избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность 
Президента. 
      12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718) был определен состав Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и 
предпринимателей.

Предусматривалось, что в состав Конституционного совещания  также должны войти народные депутаты РФ члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого 
проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения 
президентского проекта были подвергнуты критике участниками 
Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал 
характеристики Российского государства как социального. В нем не был 
выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации – в Совете 
Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и 
национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными 
правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания,  
вызывавшие обоснованную критику проекта.

Однако  в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанной Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен.

 

    1. Референдум 12 декабря 1993г. Принятие Конституции РФ

 

После кровавых событий 3 - 4 октября  и стабилизации внутриполитической обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую  стадию.

На Государственную палату Конституционного совещания была возложена обязанность  по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции  Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов", она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и экономическим проблемам.

На совместных заседаниях Государственной  и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.

Другой особенностью Конституции  Российской Федерации является порядок  ее принятия. По ее проекту было проведено  всенародное голосование. Причем решение  о его проведении было оформлено  Указом Президента от 15 октября 1993 г. И  это понятно, ибо законодательные  органы были распущены, а новые еще не сформированы, да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно нового представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное  голосование по проекту Конституции  Российской Федерации. Голосование  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании, содержащего  принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения  результатов всенародного голосования.

Во всенародном голосовании  по проекту новой Конституции  приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята. Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

2.1. Система Конституции РФ

 

Каждая часть конституции - это  элемент её композиции как юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта.

Содержание конституции оказывает  непосредственное воздействие на её систему. Изменение содержания конституции  влечет за собой изменение её системы.

Система конституции - это обусловленная  предметом конституционного регулирования  субъективная организация норм, создаваемая  законодателем с учетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система  конституции - это способ организации  заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством  пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.

Элементами системы конституции  выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь  её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных  структурных элементов конституции.

Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование. Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства. В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции.6

На первое место в Конституции  выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.

Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой    главы – "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.

1. Основы  конституционного строя.

2. Права  и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное  устройство.

4. Президент  Российской Федерации.

5. Федеральное  Собрание.

6. Правительство  Российской Федерации.

7. Судебная  власть.

8. Местное  самоуправление.

9. Конституционные  поправки и пересмотр Конституции.

Характер отношений личности – общества – государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных  конституционных установлений.

Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать, как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.7

 

2.2. Свойства и общие черты характерные для Конституции РФ

 

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде  всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».8

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает  и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку  народ в демократическом государстве  есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и  ее высшим проявлением учредительной  властью. В содержании последней  вкладывается именно право принимать  конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для  себя данный народ. Только учредительная  власть может изменить, в том числе  и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.9

Учредительная природа конституции проявляется  и в том, что ее предписания  выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений  конституции не существует никаких  правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства.

Важной  чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть, специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г