Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Для правового государства характерны следующие черты: господство права, Конституции и закона. В условиях реформирования государственности в стране, наиболее активно развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА…………….…………………………4
1.1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ......4
1.2. Необходимость смены Конституции………………………..………...7
1.3. Референдум 12 декабря 1993 года. Принятие Конституции РФ…...11
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ …………14
2.1. Система Конституции РФ……………………...………………....…..14
2.2. Свойства и общие черты характерные для Конституции РФ…...…16
2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ..…...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30

Файлы: 1 файл

Конституц право.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРНЫЙ (г. Петрозаводск) ФИЛИАЛ

(СФ РПА Минюста России)

 

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра государственно -  правовых дисциплин

 

 

Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г.

 

 

                                                                             Курсовая работа

                                                                             студента 2 курса

                                                                             заочной формы обучения                           

на базе среднего (полного) общего

образования

                                                                             Насырова Р.Р.

 

 

                                                                            Научный руководитель:

                                                                            Кандидат юридических наук, 

                                                                            доцент з.о.                                      

                                                                            Полякова Н.А.

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА…………….…………………………4

    1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ......4
    2. Необходимость смены Конституции………………………..………...7
    3. Референдум 12 декабря 1993 года. Принятие Конституции РФ…...11

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ …………14

2.1.   Система Конституции РФ……………………...………………....…..14

2.2.    Свойства и общие черты характерные для Конституции РФ…...…16

2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ..…...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для правового государства характерны следующие черты: господство права, Конституции и закона. В условиях реформирования государственности в стране, наиболее активно развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую  роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический  потенциал Конституции реализуется  дозировано, непоследовательно, с отступлениями  от ее требований. Конституционной  практике по многим позициям пока не удается  выйти на уровень нормативных  установлений Основного Закона".1

По моему  мнению, ныне действующая Конституция  имеет большой правовой потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим и объясняется актуальность выбранной  темы, так как в результате изучения и решения вышеперечисленных  проблем конституционализм в  России выйдет на новый этап развития.

Цель  этой работы, изучить общие понятия  Конституции, структуру, основные черты  и социально-политическую сущность Конституции Российской Федерации.

Задачи  курсовой работы:

1. Изучить особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года;

2. Рассмотреть развитие Конституции РФ на современном этапе и её основные особенности. 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА

 

    1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ

 

Термин  «конституция» (от латинского слова  constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

В современной  науке конституционного права термин «конституция» употребляется в  двух основных значениях: конституция  фактическая и конституция юридическая. Фактическая конституция — это  реально существующие основы общественно-политического  строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция  юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем  или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового  статуса личности, духовной жизни  общества, т.е. имеющий особый объект.2

Как синоним  термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется  термин «социальная конституция» или  конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая  конституция» используется понятие «формальная конституция» В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимают толкования статей конституции США Верховным судом за более чем 200-летний период ее действия, учитывающие новые реалии.

Представители разных юридических школ по-разному  характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит  в ней своего рода общественный договор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа состоит в следующих качествах: в особом ее содержании (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

Некоторые из этих качеств, характеризующих различные  стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и  другие свойства: более высокая степень  обобщенности по сравнению с иными  правовыми актами, комплексный характер конституции как правового документа, ее значение как юридической базы законодательства и др.

По вопросу  о значении конституции в жизни  страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма  в прошлом, а в некоторых странах  Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских  концепций, придают конституции  решающее значение в установлении общественного  и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит  от идей, которыми руководствуются  создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять  «хорошую» конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст  конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглашалась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и назывались такие важные гарантии, которых было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этим положениям.3

Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия  страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы  общественной жизни. Но это не значит, что конституция — лишь простой  слепок существующей ситуации. Прогрессивная  демократическая конституция (Японии 1946 г., Италии 1947 г., Бразилии 1988 г. и др.) способствует подлинному выражению  и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению  назревших социально-экономических  реформ. Конституции, закреплявшие авторитарные порядки (Румынии 1965 г. в редакции 1974 г., Заира в редакции 1980 г., Эфиопии 1987 г., ЮАР 1983 г. и др.), в конечном счете  препятствовали развитию страны, социальному  прогрессу и были чреваты социальным взрывом, что и произошло в  Румынии, Эфиопии и других странах. В ЮАР режим апартеида был  ликвидирован, конституция 1983 г. заменена в 1994 г. временной конституцией, а  затем конституцией 1997 г.

Как политический документ конституция закрепляет соотношение  социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, — господство определенных слоев населения или  военно-политических группировок (последнее  в первую очередь относится к  временным конституциям, принимаемым  в результате военных переворотов), регулирует политический процесс в  обществе. Конституция отражает степень  восприятия общечеловеческих ценностей  в обществе данной страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях развития общества.

Эти качества, получающие свое выражение не в какой-то отдельной статье, а в содержании всего основного закона, и прежде всего закрепление конституцией соотношения социальных сил в  обществе, которые посредством борьбы и сотрудничества приходят к консенсусу по принципиальным конституционным  вопросам общественного и государственного строя, обусловливают социальную сущность конституции.

Как идеологический документ конституция в концентрированном  виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Иногда положения о  принятой идеологии непосредственно  закреплены в конституции (идеи марксизма-ленинизма  и Мао Цзедуна в китайской конституции 1982 г., исламских ценностей в конституции Алжира 1996 г., идеология мобутизма — от собственного имени президента Мобуту — в конституции Заира 1980 г., панча-сила в Индонезии и др.).4

 

    1. Необходимость смены Конституции

 

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми 
политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном 
суверенитете от 12 июня 1990 г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем  которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако  два последующих Съезда оказались  не в состоянии принять 
Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и 
исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку, развившегося глубокого экономического кризиса, использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны Президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае  1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Выдвигая  по политическим соображениям идею парламентаризма, но,  
игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы 
проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших 
органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения 
властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение.  Среди членов Правительства, которые могли назначаться только президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г