Шпаргалка по "Арбитражному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:20, шпаргалка

Описание работы

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос  № 1

Арбитражные суды - это  специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между  предприятиями. Они также рассматривают  иски предпринимателей о признании  недействительными актов государственных  органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.

 В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:Высший Арбитражный Суд РФ;федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);арбитражные апелляционные суды;арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Система арбитражных судов и характеристика их деятельности

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. 
Полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционными законами: "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами -ст. 2 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закона). 
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: 
- высший Арбитражный Суд Российской Федерации; 
- федеральные арбитражные суды округов; 
- арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации). 
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: 
- между юридическими лицами (далее - организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане); 
- между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации между субъектами Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 
АПК). ' 
Основными задачами арбитражных судов при решении подведомственных им споров являются: 
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 
- содействие укреплению законности и предупреждению право¬нарушений в сфере вышеуказанных видов деятельности. 
Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. 
В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют дела о: 
- признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов; 
- несостоятельности (банкротстве). 
По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. 
Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально, при этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей. 
В соответствии со ст. 7 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. 
Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда. В соответствии со ст. 45 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" аппарат арбитражного суда: 
1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; 
2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; 
3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях; 
4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов, а также осуществляет иные функции по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов. Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Вопрос №2

В первые годы после Октябрьской  революции 1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных отношений, слабости экономических отношений в целом судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предпринимателями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием экономических отношений, особенно в 20-х гг. прошлого века - в период новой экономической политики (НЭПа), возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и учреждениями, в связи с чем в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. <3> был образован государственный арбитраж, разрешавший споры между социалистическими учреждениями и предприятиями и выполнявший задачу по укреплению договорной, плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При этом образовались два вида арбитража: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету)  

Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы: 
а) свойственные всем арбитражным судам; 
б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ. 
Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК: 
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; 
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; 
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 
5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. 
Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений  друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена Постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. N 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №3

Арбитражный процесс - это  установленная нормами арбитражного процессуального права форма  деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного  права организаций, государственных органов и граждан-предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, и граждан, и представляет собой определенную последовательность процессуальных действия арбитражного суда и иных участников арбитражного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела. 
В арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, и другие участники могут совершать только те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами, т.е. АПК и другими федеральными законами, содержащими процессуальные нормы. Арбитражному суду, сторонам и другим участникам процесса арбитражным процессуальным законодательством, с одной стороны, предоставляются права, с другой - возлагаются обязанности, соответствующие их процессуальному положению. 
Арбитражный процесс - формализованный процесс, т.е. все действия участников арбитражного процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме, установленной АПК. Ее соблюдение направлено на своевременное рассмотрение и разрешение арбитражным судом спора и, соответственно, на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. 
Арбитражный процесс имеет 8 стадий

1) возбуждение производства по делу, судья в 5-дневный срок решает вопрос о принятии искового заявления к производству, оставлении без движения, возвращении.

2)  подготовка материалов дела к рассмотрению в судебном заседании, судья в 2-х месячный срок  проводит собеседование со сторонами и предварительное заседание.

3)  (основная) непосредственно судебное разбирательство, в месячный срок спор рассматривается и разрешается по существу в первой инстанции в судебном заседании.

4) производство в суде апелляционной инстанции при проверке законности судебных актов суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

5) производство в суде кассационной инстанции при проверке законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу. 

6) производство в суде надзорной инстанции при проверке законности судебных актов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, вступивших в законную силу.

7) пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам

8) исполнение вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда (исполнительное производство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №4

Под принципами арбитражного процессуального права понимаются закрепленные в нормах арбитражного процессуального права, в законодательстве об арбитражных судах общие руководящие положения, основополагающие начала нормативного характера, на основе которых осуществляется судопроизводство в арбитражных судах, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они регулируют важнейшие стороны правоприменительной деятельности арбитражных судов и арбитражного процесса. Можно разделить на две группы: 
а) принципы организационные, т.е. определяющие организационное устройство арбитражных судов; 
б) принципы функциональные, т.е. определяющие процессуальную деятельность суда и других участников процесса.

Организационные принципы:

  1. Принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность высшими органами власти.
  2. Принцип сочетания  единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении  дел.
  3. Принцип независимости судей арбитражных судов. 
  4. Принцип равенства всех перед законом и судом.
  5. Принцип гласности судебного разбирательства.
  6. Принцип национального языка.

Функциональные  принципы: 

  1. Принцип законности. 

Законность по существу означает полное соответствие всех судебных актов арбитражных судов, процессуальных действий суда и участников арбитражного процесса действующим нормам материального и процессуального права.

  1. Принцип диспозитивности.

Этот принцип означает, что лица, участвующие в деле, имеют возможность распоряжаться  своими материальными и процессуальными  правами. В статье 1, п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе и осуществляют их по своему усмотрению.

  1. Принцип состязательности.

Содержание этого принципа заключается в том, что стороны и другие участвующие в деле лица, если они желают добиться в свою пользу благоприятного решения, должны сообщить арбитражному суду все значимые для рассмотрения дела юридические факты и представить соответствующие доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, чтобы аргументированно убедить арбитражный суд в своей правоте

  1. Принцип непосредственности

В силу данного принципа арбитражный суд при разбирательстве  дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта. Судебный акт может быть обоснован только теми доказательствами, которые непосредственно исследованы в судебном заседании в ходе разбирательства дела. Копии документов и выписки из них должны быть надлежащим образом заверены и при необходимости сверены с подлинными документами. Некоторые обстоятельства согласно закону могут быть подтверждены только подлинными документами.

 

Вопрос №6

Основными критериями, определяющими  подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом  или АПК, в совокупности являются: 
а) характер спорного правоотношения; 
б) субъектный состав участников спора. 
Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с наличием определенного правового статуса. 
Однако экономическое содержание спора, характеризующее спорное правоотношение, может выступать в ряде случаев основным критерием подведомственности.

Субъектами  споров, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 27 АПК могут быть: 
а) организации, являющиеся юридическими лицами; 
б) граждане - индивидуальные предприниматели; 
в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица; 
г) образования, не имеющие статуса юридического лица; 
д) граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя; 
е) российские организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры: 
а) о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 
б) об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 
в) споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; 
г) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 4 ст. 27 АПК). Если объединяются несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду, другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Информация о работе Шпаргалка по "Арбитражному процессу"