Принципы классификации счетов бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы: изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации, а также принципов, на основе которым осуществляется ее формирование.
В первой главе данной работы рассматривается краткое содержание бухгалтерского учета, а также его нормативного регулирования в РФ, дается понятие метода бухгалтерского учета и его составных элементов - счетов и двойной записи.
Во второй главе представлены классификации счетов бухгалтерского учета вместе с основами их построения.
При написании работы были использованы различные учебники и учебные пособия по теории бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение. 3
1. Счета и двойная запись как элемент метода бухгалтерского учета. 4
1.1 Содержание бухгалтерского учета. 4
1.2 Законодательное и нормативное регулирование
бухгалтерского учета в Российской Федерации. 5
1.3 Метод бухгалтерского учета. 8
1.4 Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи. 10
2. Классификация счетов и принципы ее формирования. 15
2.1. Экономическая классификация. 15
2.2. Структурная классификация. 19
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Приложение №1. 31
Приложение №2. 32
Приложение №3. 33

Файлы: 1 файл

kopiya_kyrsovik.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)
  1. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.

Инвентаризация проводится в установленные  сроки, при смене материально  ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т.п.

  1. Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-ое число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в  денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса  равны между собой, так как  в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.

  1. Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

  1. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна производиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция – по фактической производственной стоимости и т.д.

  1. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).
  2. Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).

В соответствии с Федеральным законом  “О бухгалтерском учете” бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.

 

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.

Все это создает систему бухгалтерского учета.

    1. Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи

 

На каждом предприятии (организации) ежедневно совершается большое  количество хозяйственных операций, которые  в конечном итоге отражаются в бухгалтерском балансе. Как  уже отмечалось, баланс составляется на 1-е число месяца (квартала, года), поэтому с помощью него нельзя  повседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия (организации), источников их формирования. Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.

В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной записи.

 Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые происходят с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет – это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта  учета. Например, счет «Материалы», счет «Уставный капитал», счет «Основное производство» и т.д.

             Схема счета имеет такой вид*:

Счет

_________________________________________________________

( наименование объекта учета)

 

    Дебет                                                                                                        Кредит

________________________________________________________________

 

                                                                                  

На счетах отражают хозяйственные операции как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т), а правая часть -    кредитом (сокращенно К-т). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета соответствуют его сторонам.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «сальдо» (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как С1, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) – С2.

Для отражения  операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть первичные бумажные документы, машинные носители, дискеты и т.п., причем любой из них должен иметь юридическую силу.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные, исходя из этого имеются две схемы записей на счетах.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Например, счет «Основные средства», счет «Материалы», счет «Касса», счет «Валютный счет» и т.д. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые.

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. Например, счет «Уставный капитал», счет «Краткосрочные кредиты банков» и т.п. На пассивных счетах   остатки только кредитовые.   


 

Схема записей  на активном счете имеет такой  вид.

Активный счет

                 _______________________________________________________

( наименование объекта учета)

                                                                                                                                                             Дебет                                                                                                                                Кредит

С1 – остаток на начало проведения операции

Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций 
                                                                                  

 

Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций)

С2  - остаток на конец проведения операций

Оборот по кредиту счета (сумма  всех хозяйственных операций)


       

Таким образом, по активному счету  отражаются:

по дебетовой стороне счета  – остатки на начало и конец  проведения операций и хозяйственные  операции, вызывающие увеличение остатка;

по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.

Если обозначим  оборот по дебету счета – Об. Д, а  оборот по кредиту счета – Об. К, то тогда для определения остатка  по активному счету на конец проведения операции можно использовать такую  формулу:

 

                          С2 = С1 + Об. Д – Об. К.                    (1)

 

При записях хозяйственных операций в активные счета могут быть только две ситуации.

Ситуация первая: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету счета должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле (1).

Ситуация вторая: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету равна сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет.

Схема записей на пассивном счете  имеет такой вид.

Пассивный счет

________________________________________________________

( наименование объекта учета)                                                                                                                                                             Дебет                                                                                                                                Кредит

Уменьшение   происходящее в  результате хозяйственных операций                                                                         

С1 – остаток на начало проведения операции

Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций)

Оборот по кредиту счета (сумма  всех хозяйственных операций)

С2  - остаток на конец проведения операций


 

Таким образом, по пассивному счету, на котором учитываются источники  формирования имущества, отражаются:

по кредитовой стороне счета - остатки  на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатков;

по дебетовой стороне счета  показываются лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатков.

Используя ранее приведенные обозначения, для определения остатка по пассивному счету на конец отчетного периода составим такую формулу:

                                 С2 = С1 + Об. К. – Об. Д.                                      (2)

При записях хозяйственных операций в пассивных счета могут быть только две ситуации.

Ситуация первая сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, показываемой по дебету счета. В  этом случае имеем остаток на конец  проведения хозяйственных операций, который определяется по вышеприведенной формуле (2).

Ситуация вторая: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту равны сумме, показываемой по дебету счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не  будет.  

Остатки по активным счетам, на которых отражается имущество организации, и по пассивным счетам, на которых показываются источники формирования этого имущества, затем увязываются и соответственно отражаются в активе и пассиве баланса.

Информация о работе Принципы классификации счетов бухгалтерского учета