Примеры судебной, внесудебной практики и мирового соглашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:40, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является анализ форм и способов защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Цель настоящей дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного изучения существующих взглядов и представлений, действующего законодательства, обобщения опыта в отношениях, возникающих при осуществлении правовой защиты прав субъектов предпринимательства, изучить формы и способы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Дипломчикус.docx

— 81.60 Кб (Скачать файл)

Третейский суд - суд (судья), избранный сторонами для разрешения спора (споров) между ними, решения  которого стороны признают для себя обязательными и обязуются им подчиниться.

Третейское разбирательство - это общественная, негосударственная  форма разрешения правовых споров. Третейский суд не входит в систему  государственных органов и органов местного самоуправления по защите нарушенных прав.

Сущность третейского  разбирательства состоит в том, что обе стороны доверяют; разрешение спора избранным ими третьим  лицам, признают для себя обязательность их решений. В свою очередь, третейский суд, рассматривая и разрешая споры, ликвидирует возникший правовой конфликт между его участниками, и тем самым осуществляет защиту прав.

Третейские суды можно  классифицировать по следующим основаниям.

По предмету третейского  разбирательства выделяются:

- третейские суды, рассматривающие  внутренние споры, т.е. споры  с участием российских граждан  и организаций. Деятельность таких  судов регулируется ФЗ о третейских  судах. Примером таких судов  являются третейские суды, созданные  при торгово-промышленных палатах  (ТТП), ассоциациях и т.д.: Третейский  суд для разрешения экономических  'споров ( при ТПП РФ, Сибирский третейский суд, Третейский суд при Санкт-Петербургской ТПП и т.д.

- третейские суды, рассматривающие  споры из внешнеторговых и  иных видов международных, экономических  связей. Такие третейские суды  называются международными коммерческими  арбитражами (МКАС), их деятельность  определяется Законом о МКАС. Например, МКАС и Морская арбитражная  комиссия (МАК) при ТПП РФ, МКАС  Международной торговой палаты  и т.д.

Разбирательство дела происходит в максимально упрошенной процессуальной форме, способствующей установлению действительных прав и обязанностей сторон на основе представленных ими доказательств. При рассмотрении дела может вестись протокол, который обеспечивает фиксацию всех совершенных арбитражем и сторонами процессуальных действий. Третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств при отсутствии иного соглашения сторон. Сторонам заблаговременно должно быть направлено уведомление о заседании третейского суда письмом, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

Копии всех заявлений, документов, других доказательств, предоставляемых  одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой стороне. Третейский суд должен передать сторонам заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные третейским судом в процессе рассмотрения спора, на которых третейский суд основывает свое решение. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление, неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к рассмотрению спора при отсутствии иного соглашения сторон. Вместе с тем непредставление  ответчиком отзыва на исковое заявление  не может рассматриваться как  признание требований истца. Для  разъяснения возникающих при  рассмотрении дела вопросов, требующих  специальных познаний в области  науки, искусства, техники и ремесла, третейский суд может назначить  экспертизу при отсутствии иного соглашения сторон и потребовать от сторон предоставления необходимых для осуществления такой экспертизы документов и других доказательств.

Решение третейского суда. Третейский суд принимает решение  в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Решение третейского  суда принимается большинством всех членов третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается  к решению. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение  принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Само решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда. Третейский суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства либо спор не подлежит рассмотрению третейским судом.

В третейском суде могут применяться различные  формы исправления недостатков  вынесенного решения. Так, согласно ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров в течение 10 дней после получения решения  третейского суда, если сторонами  не согласован иной срок, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может  просить третейский суд исправить  допущенную в решении арифметическую ошибку, опечатку либо иную ошибку аналогичного характера. В течение того же срока  любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать разъяснение решения  или его части. Третейский суд  в течение 10 дней после получения  просьбы стороны вправе внести соответствующие  исправления или, дать разъяснение, не изменяя при этом существа решения.

При удовлетворении заявления  выносится определение, которое  является частью решения. Если стороны  ни договорились об ином, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может  в течение 10 дней по получении решения  третейского суда просить третейский суд вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении. Третейский суд должен в течение 10 дней вынести дополнительное решение.

 

 

 

 

 

 

1.4. Внесудебные  формы защиты интересов  предпринимателей.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные  далее формы

1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

  1. предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
  2. не используются принципы публичности, состязательности;
  3. нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
  4. юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и др.

2. Третейское разбирательство. По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора  на рассмотрение третейского суда может  быть осуществлена двумя способами:

  1. включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
  2. заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения  третейского суда в законную силу считается следующий день после  даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в  законную силу его решений считается  следующий день после истечения  срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения  должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или  договором, иск оставляется без  рассмотрения.

3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.

Необходимо иметь в  виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в  случаях, предусмотренных федеральным  законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами  и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать  четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка  урегулирования споров: на третьих  лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка  даже тогда, когда это предусмотрено  федеральным законом или договором  для данной категории споров.

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного  законом или договором, иск оставляется  без рассмотрения.

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Примиренческие  процедуры и иные формы внесудебного  разрешения споров (конфликтов)

Начиная рассмотрение дела по существу, суд, как правило, должен выяснить, не желают ли стороны кончить  дело мировым соглашением (ст. 172 ГПК). 
Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. 
Соглашение сторон о прекращении судебного спора на определенных условиях (чаще всего на основе взаимных уступок) называется мировым соглашением. 
Сущность мирового соглашения заключается в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основании волеизъявления самих сторон. 
Мировые соглашения в зависимости от места их заключения принято делить на судебные и внесудебные. Мировое соглашение, принятое в судебном заседании, называется судебным; внесудебным является соглашение, заключенное вне судебного заседания. Факт заключения внесудебного мирового соглашения и его условия в случае спора сторона может доказывать суду в общем порядке. 
Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства. Оно может быть принято как в суде первой инстанции, так и в судах апелляционной и кассационной инстанций и в стадии исполнительного производства. 
Заключение мирового соглашения, как и любое другое распорядительное действие сторон, осуществляется под контролем суда, который всякий раз должен проверить, не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение закону, не нарушает ли оно права и охраняемые законом интересы других лиц. При наличии указанных обстоятельств суд должен отказать в утверждении мирового соглашения. 
Об утверждении мирового соглашения суд выносит определение, в котором обязан подробно изложить условия мирового соглашения. Утверждая мировое соглашение, суд прекращает производство по делу. 
На указанное определение может быть подана частная жалоба. 
По своему процессуальному значению определение суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу приравнивается к судебному решению и в случае неисполнения его сторонами подлежит принудительному исполнению. 
При наличии такого определения истец не вправе повторно обратиться в суд с тождественным иском.

 

 

 

Глава 2.Практическая часть. Примеры судебной, внесудебной  практики и мирового соглашения

Процесс урегулирования возникших  разногласий сторонами спора  может быть произведен двумя способами: либо непосредственным соглашением, достигнутым  между сторонами, либо путем передачи разногласий на рассмотрение третьего лица с предоставлением ему права  на вынесение решения, обязательного  для обеих спорящих сторон (эти  способы условно разделяются на досудебные и судебные). Причем ориентация на тот или иной вариант урегулирования разногласий не отрицает возможности использования другого варианта, если первоначально выбранный не приносит желаемого результата (конечно, в основном речь идет об использовании варианта вынесения решения третьим лицом при недостижении соглашения самими сторонами).

Поэтому оба указанных  варианта возможно рассматривать в рамках единой процедуры урегулирования трудовых споров, которую принято именовать примирительно-третейской.

В то же время необходимо учитывать, что основу для признания  единой примирительно-третейской процедуры  составляет возможное сочетание  принципа непосредственного соглашения и принципа арбитража (третейского  решения). Сам по себе каждый из указанных  принципов является самостоятельным  и лежит в основе соответствующей  процедуры, которая может функционировать  и автономно: принцип соглашения составляет существо примирительной процедуры, а принцип арбитража или третейского  решения - третейской.

Общие различия между этими  процедурами применительно к  урегулированию трудовых споров достаточно полно сформулировали С.А. Голощапов и В.Н. Толкунова: "Примирительный порядок разрешения трудовых конфликтов заключается в достижении соглашения между самими рабочими и предприятием, а третейский - в разрешении конфликта третьим лицом (арбитром, избираемым по соглашению сторон, либо созданным при заключении коллективного договора постоянным арбитражным органом)".

Таковы общие положения  о возможных примирительных процедурах завершения трудовых споров. Как мы видим, выбор процедуры в принципиальном плане зависит исключительно  от самих спорящих сторон, которые самостоятельно выбирают процедуру урегулирования разногласий и принимают соответствующее решение. Однако и государство не может оставаться безучастным к развивающимся правовым конфликтам, особенно в тех случаях, когда таковые либо препятствуют нормальной деятельности организаций, занятых обслуживанием населения или обеспечением исполнения функций самого государства, либо затрагивают целые отрасли народного хозяйства или целые территории. Это предполагает возможность вмешательства государства в урегулирование конфликта путем как установления общих правил поведения сторон, так и интервенции в конкретный конфликт.

Информация о работе Примеры судебной, внесудебной практики и мирового соглашения