Понятие и сущность государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

При рассмотрении ограничений, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» следует, прежде всего, обратиться к преамбуле данного Закона, которая не содержит правовых норм, но имеет существенное значение для понимания смысла названного нормативного правового акта, устанавливающего важнейшие принципы и основы противодействия коррупции. Например, в вышеназванном Федеральном законе указывается, что одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 7).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность государственной службы
1.2 Статус субъектов права в сфере государственной службы
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ
2.1 Ограничения, связанные с государственной службой
2.2 Запреты, связанные с государственной службой
2.3 Отдельные мероприятия, проводимые в ходе реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

1094526_43981_ogranicheniya_i_zaprety_svyazannye_s_gosudarstvennoi_sluzhbo.docx

— 98.29 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

   1.1 Понятие и сущность государственной службы

5

   1.2 Статус субъектов права в сфере государственной службы

10

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

13

   2.1 Ограничения, связанные с государственной службой

13

   2.2 Запреты, связанные с государственной службой

19

   2.3 Отдельные мероприятия, проводимые в ходе реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

32

ПРИЛОЖЕНИЕ

36


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С точки зрения современного законодателя, государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации полномочий, как самого федеративного государства, так и его субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Основные мероприятия по реформированию системы государственной службы определены Указом Президента РФ от 10 марта 2009 года №261 (в ред. от 12 января 2010 года) "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", в соответствии с которой к лицам, осуществляющим полномочия представителей власти, предъявляются особые требования не только, например, в сфере государственной тайны или особых квалификационных требований, но и в сфере противодействия коррупции. Последнее обстоятельство играет существенную роль в условиях разрастания мирового финансового кризиса.

Так, после ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., а также принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» на государственных служащих распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При рассмотрении ограничений, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» следует, прежде всего, обратиться к преамбуле данного Закона, которая не содержит правовых норм, но имеет существенное значение для понимания смысла названного нормативного правового акта, устанавливающего важнейшие принципы и основы противодействия коррупции. Например, в вышеназванном Федеральном законе указывается, что одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 7). Федеральными законами о видах государственной службы для государственного служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения (ч. 9 ст. 8).

Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, связанные с системой государственной службы в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

  • изучением понятия и сущности государственной службы;
  • изучением статуса субъектов права в сфере государственной службы;
  • изучением правового регулирования ограничений, связанных с государственной службой;
  • изучением правового регулирования запретов, связанных с государственной службой;
  • ознакомлением с мероприятиями, проводимыми в ходе реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации.

Методологическая база исследования - самостоятельное изучение нормативно-правовых актов, а также научной и учебной литературы, материалов периодической печати, в том числе размещенных в интернете, по закрепленной теме. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, перспективы его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки.

Необходимость анализа правовых ограничений, связанных с государственной службой Российской Федерации, потребность разработки действенных мер по обеспечению их эффективного административно-правового регулирования в контексте реформирования системы государственной службы Российской Федерации обусловили актуальность и выбор темы.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

    1. Понятие и сущность государственной службы

 

 

Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.

Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями (предпосылками) возникновения и реализации государственно-служебных отношений.

Правовые нормы регламентируют и вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственной службы.

Во взгляде современных ученых на сущность государственной службы существует три точки зрения.

Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.

Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.

В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.

Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством.

Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного управления.

Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.

Государственная служба рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности1.

Однако лишь в немногих научных публикациях авторы пытаются обобщить опыт нормативного регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации. Между тем потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства о государственной службе и главных направлений реформирования государственной службы давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множество проблем организации и функционирования российской публичной службы.

Определение государственной службе дано в ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О системе государственной службы Российской Федерации». Так, государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Примечательно, что, согласно ч.2 ст.1 названного Закона деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (президент, председатель правительства, министры и т.д. ), и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (губернаторы и т.д.), настоящим Федеральным законом не регулируется.

Названное обстоятельство вызывает негативные отзывы не только рядовых граждан2, но и ученых3.

Также, Демин А.А считает, что «исследование сущности государственной службы показывает, что объективный смысл возникновения и основное содержание государственной службы – это обеспечение функционирования государства как такового, а не отдельных органов и должностных лиц. Именно в этом плане можно утверждать, что поскольку государственная служба – это выполнение функций государства, она не может зависеть как, например, от гендерных проблем, так и от вида государственной службы. Установленные в настоящее время в российском законодательстве о государственной службе виды государственной службы: гражданская, военная и служба в правоохранительных органах – являются разновидностями государственной службы, и их раздельное правовое регулирование только учитывает специфику деятельности каждого из этих видов, но все  эти виды принципиально определяются как государственная служба, а лица, ее выполняющие, являются государственными служащими»4.

Федеральная государственная служба, по мнению ряда авторов5, имеет в своем правовом и организационном статус те же признаки и свойства, которые определены в отношении государственной службы в целом. Вместе с тем, главной особенностью федеральной государственной службы является предмет ее ведения. В статье 71 Конституции РФ определяется исключительная компетенция Российской Федерации и в числе вопросов ведения (п. "т") названа федеральная государственная служба. В данном случае имеются в виду организация и правовое регулирование федеральной государственной службы. Содержание же деятельности федеральной государственной службы составляет предмет ведения государства в той его части, которая отнесена к федеральной компетенции. Предмет ведения федеральной государственной службы определяет и границы территории, в пределах которой федеральные государственные органы и федеральные государственные служащие реализуют свои полномочия. Федеральные государственные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с назначенными им полномочиями осуществляют деятельность либо в масштабах Российской Федерации независимо от территориального устройства, либо применительно к территориальному устройству Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и сущность государственной службы