Подсудность дел арбитражным судам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном теоретическом исследовании арбитражного законодательства Российской Федерации, регламентирующего компетенцию арбитражных судов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить подведомственность дел арбитражным судам;
рассмотреть подсудность дел арбитражным судам.
Объект исследования – компетенция арбитражных судов РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Подведомственость дел арбитражным судам ………………………………5
2.Подсудность дел арбитражным судам…………………………………......11
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

4615_Компетенция арбитражных судов.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

 

 

2.Подсудность  дел арбитражным судам

 

Составной частью компетенции арбитражных судов  является и подсудность дел.

Подсудность −  институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.6

Подсудность как  институт процессуального права  позволяет разграничить подведомственные арбитражным судам дела между  различными звеньями системы арбитражных  судов.7

В арбитражном  процессе в основном существует два  вида подсудности − родовая и  территориальная.

Родовая подсудность  позволяет разграничить дела между  арбитражными судами различного уровня.

Особенностью  организации системы арбитражных  судов является то, что при наличии  в этой системе судов четырех  уровней или звеньев только суды двух из них наделены полномочиями по рассмотрению дел в качестве судов первой инстанции − арбитражные суды субъектов Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. ст. 3, 10, 24, 33.1, 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).8

Арбитражное процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов субъектов  Российской Федерации. Общий принцип разграничения родовой подсудности, закрепленный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, можно определить следующим образом: все дела, подведомственные арбитражным судам, подсудны арбитражным судам субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

При этом под  судами субъектов Российской Федерации  понимаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды, рассматривающие  дела по первой инстанции. Все они  имеют статус федеральных судов. По содержанию и объему компетенции  все арбитражные суды субъектов  Российской Федерации равны между  собой. Это обстоятельство имеет  важное значение для определения родовой подсудности, поскольку в случае невозможности рассмотрения того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть рассмотрено в другом арбитражном суде того же уровня, т.е. в арбитражном суде первой инстанции, находящемся на территории другого субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 34 АПК РФ к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ как суда первой инстанции относятся:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) дела об оспаривании  ненормативных правовых актов  Президента Российской Федерации,  Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации, не соответствующих  закону и затрагивающих права  и законные интересы заявителя  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

3) экономические  споры между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  между субъектами Российской  Федерации. Применительно к подсудности этой категории дел Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений исходил из такого ее понимания, при котором к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ относятся лишь такие дела, в которых спор возник непосредственно между указанными государственно-правовыми образованиями, а не между отдельными государственными органами, муниципальными образованиями или иными лицами.9

Из этого следует, что к подсудности Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  относятся дела ограниченного круга  из числа тех дел, которые в  соответствии с АПК РФ и другими  федеральными законами отнесены к подведомственности арбитражных судов.

Таким образом, в  ч. 2 ст. 34 АПК РФ речь идет не о наделении  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правом рассматривать  указанные в ней дела в дополнение к тем, подведомственность которых  определена в ст. ст. 27 - 33 АПК РФ, а  об отнесении к его подсудности  указанных в данной статье дел при условии, что они подведомственны арбитражным судам согласно положениям § 1 гл. 4 АПК РФ.

В связи с этим указанные в п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ дела об оспаривании нормативных  правовых актов, отнесенные к подсудности  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, реально могут им рассматриваться  лишь при условии, если федеральным  законом их рассмотрение отнесено к  компетенции арбитражных судов. На это обстоятельство обращается внимание и в п. 3 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 11.10

Соответствующие указания содержатся и в новой  редакции ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. от 30.04.2010), устанавливающей полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом Высший Арбитражный Суд РФ не может принять  к своему производству и разрешить  дело, подсудное арбитражному суду субъекта Российской Федерации.

Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию арбитражных  судов одного уровня или звена  в зависимости от места рассмотрения спора. Фактически правила территориальной  подсудности относятся только к  арбитражным судам субъектов  Российской Федерации.

Территориальная подсудность может быть разделена  на несколько видов:

а) общая территориальная  подсудность формирует основное правило разграничения компетенции  одноуровневых арбитражных судов.

В соответствии с этим правилом иск предъявляется  в арбитражный суд по месту  нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ);

б) подсудность  по выбору истца или альтернативная подсудность (ст. 36 АПК РФ) означает, что истцу предоставляется возможность  выбора арбитражного суда, в который  будет предъявлен иск. Истец может  выбирать между арбитражным судом  по месту нахождения ответчика и  другим арбитражным судом. Так, иск  к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту  нахождения его имущества или  по его последнему известному месту  нахождения в Российской Федерации. Иск к ответчику, являющемуся  организацией или гражданином Российской Федерации и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца  или по месту нахождения имущества  ответчика. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. По выбору истца также определяется подсудность иска, связанного со столкновением судов, оказанием помощи и спасением на море.

Если в деле участвуют ответчики, находящиеся  на территориях разных субъектов  РФ, иск к таким ответчикам может  быть предъявлен по выбору истца в  арбитражный суд по месту нахождения одного из них.

Подсудность по выбору истца предусматривается  также в ч. 3 ст. 99 АПК РФ, в соответствии с которой заявление об обеспечении  имущественных интересов (о предварительных  обеспечительных мерах) может быть подано в арбитражный суд по месту  нахождения денежных средств или  иного имущества, в отношении  которых заявитель ходатайствует  о принятии мер по обеспечению  имущественных интересов, либо по месту  нарушения имущественных прав заявителя. В целях обеспечения эффективности судебной защиты Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления об обеспечении имущественных интересов, поданного по месту нахождения заявителя, если известно место нахождения должника либо его имущества или денежных средств, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии предварительных обеспечительных мер (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11);

в) исключительная подсудность (ст. 38 АПК РФ) «исключает» возможность выбора истцом подсудности иной, чем та, которая установлена арбитражным процессуальным законом для рассмотрения данной категории споров, а также изменения подсудности по соглашению сторон. Иски о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки, об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения, предъявляются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка. Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе когда перевозчик - один из ответчиков, предъявляется по месту нахождения органа транспорта.

Заявление по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или  имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный  суд по месту государственной  регистрации организации-ответчика  на территории Российской Федерации. Если же такая организация не имеет  государственной регистрации на территории России, то заявление должно подаваться в Арбитражный суд  Московской области (например, споры  между российскими организациями, осуществляющими деятельность на территории Байконура в Республике Казахстан  и т.п.). Исключительные правила подсудности установлены по делам, связанным с признанием и приведением в исполнение решений третейских судов11, иностранных судов.

Исключительные  правила территориальной подсудности  установлены арбитражным процессуальным законодательством и в отношении  дел об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, а также  дел о несостоятельности (банкротстве);

г) подсудность  по связи дел в теории процессуального  права выделяется в качестве отдельного вида, но в АПК РФ она предусмотрена  как разновидность исключительной подсудности. Так, встречный иск  предъявляется в арбитражный  суд по месту рассмотрения первоначального  иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Иск третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, предъявляется по месту рассмотрения спора между первоначальными сторонами;

д) договорная подсудность. Правила о договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) позволяют сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей и альтернативной территориальной подсудности. Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.

Правило о договорной подсудности не может быть применено  и в тех случаях, когда соответствующее  соглашение имеется между истцом и ответчиком, однако в споре участвуют  несколько истцов (ответчиков) или  третьи лица, не участвующие в соглашении о договорной подсудности.12

 

Заключение

 

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

Под компетенцией арбитражного суда понимают полномочие арбитражного суда на рассмотрение и  разрешение одновременно подведомственного  и подсудного ему дела.

Подведомственность −  это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Подсудность −  институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

Подсудность как  институт процессуального права  позволяет разграничить подведомственные арбитражным судам дела между  различными звеньями системы арбитражных  судов.

В связи с этим не случайно объединение норм АПК  РФ о подведомственности (§ 1) и подсудности (§ 2) дел арбитражному суду в комментируемой главе – «Компетенция арбитражных  судов».

Нарушение правил о подведомственности и подсудности - безусловное основание к отмене судебного акта арбитражного суда вышестоящей  судебной инстанцией (п. 1 ч. 4 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

 

Список  использованной литературы

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. − 26.01.2009. − N 4. − С. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»  (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995) // Справочно-правовая система «Консультает Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».− Последнее обновление 02.09.2010.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)  (ред. от 30.04.2010) // Собрание законодательства РФ. − 29.07.2002. − N 30. − Ст. 3012.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2005 N 10944/05 // Вестник ВАС РФ. – 2006. −N 6.
  5. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. −N 2. – 2003.
  6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» // Вестник ВАС РФ. − N 3. – 2006.

Информация о работе Подсудность дел арбитражным судам