Подсудность дел арбитражным судам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном теоретическом исследовании арбитражного законодательства Российской Федерации, регламентирующего компетенцию арбитражных судов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить подведомственность дел арбитражным судам;
рассмотреть подсудность дел арбитражным судам.
Объект исследования – компетенция арбитражных судов РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Подведомственость дел арбитражным судам ………………………………5
2.Подсудность дел арбитражным судам…………………………………......11
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

4615_Компетенция арбитражных судов.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Подведомственость  дел арбитражным судам ………………………………5

2.Подсудность  дел арбитражным судам…………………………………......11

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………19

 

 

Введение

 

Основным мотивом, определившим выбор темы данной работы, явилось большое количество вопросов, возникающих в процессе правоприменительной  деятельности в арбитражных судах  России при определении подведомственности экономических споров. Отсутствие четкого  и однозначного правового регулирования  в этой области права породило сегодня огромное количество ненормативных  актов, разъясняющих и, тем или иным образом, толкующих арбитражный  процессуальный закон.

Кроме того, в  условиях быстро меняющегося законодательства, когда, созданные лишь в 1992 году, арбитражные  суды, в отличие от судов общей  юрисдикции, не имеют богатой, исторически  сложившейся практики по многим процессуальным вопросам, возникает острая необходимость  определения компетенции арбитражных  судов как судов государственных, хотя и построенных на принципах  независимого арбитрирования, но и защищающих государственные интересы при разрешении экономических споров, возникающих из административных правоотношений.     

Глава 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ1 состоит из двух параграфов: о подведомственности и подсудности, что дает основания говорить том, что законодатель под компетенцией понимает совокупность двух вышеуказанных понятий. Значение правильного решения вопроса подведомственности экономических споров трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов арбитражным судом практически означает отказ в правосудии, что, естественно, противоречит 46 статье Конституции Российской Федерации2. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел арбитражным судам.

В этой связи  изучение вопросов компетенции арбитражного суда в системе органов судебной власти России носят сугубо практический характер и определяют актуальность выбора темы настоящего исследования.

Цель работы состоит в комплексном теоретическом исследовании арбитражного законодательства Российской Федерации, регламентирующего компетенцию арбитражных судов.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    • изучить подведомственность дел арбитражным судам;
    • рассмотреть подсудность дел арбитражным судам.

Объект исследования – компетенция арбитражных судов РФ.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие компетенцию арбитражных судов РФ.

Теоретической основой работы послужили учебная литература по арбитражному праву и комментарии арбитражного законодательства.

В качестве общенаучных методов  исследования активно применялись  диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.

Структурно работа состоит  из введения, двух пунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1.Подведомственость  дел арбитражным судам в РФ

 

 

Подведомственность −  это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Институт подведомственности в арбитражном процессе предназначен для разграничения компетенции  государственных органов, правомочных  разрешать юридические споры. Сам  термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». При этом под  компетентным судом имеется в  виду суд, который полномочен рассматривать дело, одновременно подведомственное и подсудное этому суду. Из этого можно сделать вывод, что подведомственность и подсудность составляют суть, содержание более общего понятия − компетенции конкретного суда.

 Подведомственность означает  отнесение вопроса к рассмотрению  определенного органа, к его ведению.  Можно выделить несколько смысловых  оттенков термина «подведомственность»:

1) межотраслевой правовой  институт;

2) механизм распределения  компетенции государственных органов;

3) основное условие обращения  за разрешением дела в конкретный  орган.

Подведомственность позволяет  определить, какая ветвь судебной власти обладает юрисдикцией в отношении  конкретного спора.

Исходя из этих предпосылок  подведомственность или предметную компетенцию арбитражных судов  можно определить как круг дел, рассмотрение которых законодательными актами Российской Федерации отнесено к ведению арбитражных судов Российской Федерации.

Нормы о подведомственности арбитражных судов предусмотрены  как собственно арбитражным процессуальным законодательством (§ 1 гл. 4 АПК РФ), так и законодательными актами материально-правового  характера (Гражданский кодекс РФ, Налоговый  кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы о несостоятельности (банкротстве), об исполнительном производстве, о  банках и банковской деятельности, об акционерных обществах и др.).

Подведомственность дел  арбитражным судам определяется ст. ст. 27 - 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  в соответствии с п. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.3

Арбитражные суды разрешают  экономические споры и рассматривают  иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а  в случаях, предусмотренных настоящим  АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч.2 ст.27 АПК РФ).

Заявление, принятое арбитражным  судом к своему производству с  соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено этим арбитражным  судом по существу и в том случае, если в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя (ч.4 ст.27 АПК РФ).

Арбитражные суды рассматривают  подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных  организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без  гражданства, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации (ч.5 ст.27 АПК РФ).

Отнесение к исключительному  ведению арбитражных судов рассмотрения споров между участниками хозяйственных  товариществ и обществ независимо от того, обладают ли такие участники  статусом юридического лица или индивидуального  предпринимателя, если эти споры  вытекают из деятельности хозяйственных  товариществ и обществ, явилось  попыткой законодателя сосредоточить  рассмотрение всех корпоративных споров в судах одной юрисдикции. Такой  подход позволяет избежать конфликтов и коллизий в разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами и обеспечить единообразие в судебной практике при  рассмотрении дел, отнесенных к исключительной подведомственности, предсказуемость  судебных решений по этим делам и  правовую определенность.4

Основными критериями, определяющими  подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом  или АПК РФ, в совокупности являются:

а) характер спорного правоотношения;

б) субъектный состав участников спора.

Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений  спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с  наличием определенного правового  статуса.

Характер спорного правоотношения как критерий подведомственности проявляется  в том, что, согласно АПК РФ, арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции самим АПК и другими федеральными законами.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:

1) экономические споры,  возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК РФ);

2) экономические споры,  возникающие из административных  и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ).

1-я группа экономических  споров рассматривается в порядке  искового производства, к ней,  в частности, относятся споры:

    • о разногласиях по договору;
    • об изменении или расторжении договоров;
    • о неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств;
    • о признании права собственности;
    • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
    • о возмещении убытков.

2-я группа экономических  споров рассматривается в порядке  административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся  споры:

    • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
    • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
    • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
    • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают  дела, возникающие из гражданских  правоотношений, − об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Вышеуказанные споры относятся к общей подведомственности дел, отнесенных арбитражным судам, поскольку при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов оба критерия (характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора) учитываются в совокупности.

Субъектами споров, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ могут быть:

а) организации, являющиеся юридическими лицами;

б) граждане - индивидуальные предприниматели;

в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица;

г) образования, не имеющие  статуса юридического лица;

д) граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя;

е) российские организации, граждане Российской Федерации, а также  иностранные организации, международные  организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет  значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 2 - 5 ч. 1 ст. 33 АПК РФ:

а) о создании, реорганизации  и ликвидации организаций;

б) об отказе в государственной  регистрации, уклонении от государственной  регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

в) споры между акционером и акционерным обществом, участниками  иных хозяйственных товариществ  и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и  обществ, за исключением трудовых споров;

г) о защите деловой репутации  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.5

Таким образом, процессуальные нормы о подведомственности устанавливают, какие споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Подведомственность определяет механизм, позволяющий через  характеристику правовых споров и иных дел разграничить, распределить дела между различными органами, в том  числе между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Информация о работе Подсудность дел арбитражным судам