Арбитражный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее время: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражный суд субъекта РФ).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Арбитражные суды - федеральные суды 4
Глава 2. Задачи и основные полномочия арбитражных судов 7
2.1. Основные задачи 7
2.2. Роль Высшего Арбитражного Суда России в осуществлении задач арбитражных судов 9
Глава 3. Перспективы развития системы арбитражных судов России 11
Заключение 22
Список источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

арбитр суд.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

К.И. Скловский  справедливо отмечает: "Если обратиться к великим и пока недосягаемым для нас по решительности и  результатам судебным реформам Александра, то можно заметить, что царская воля была главным их двигателем только на первой стадии, затем в суды, адвокатуру и прокуратуру пришло совершенно новое племя, не лишенное идеализма и хорошо известное нам благодаря русской публицистике и мигом расцветшей юридической литературе, которая сегодня, спустя столетие, возвращается в оборот. Ключевой вопрос нынешней реформы, стало быть, таков: каким образом обеспечить приток национальной элиты в суды? В том, что мы найдем несколько десятков тысяч просвещенных и порядочных людей, сомневаться не приходится. Дело в том, как заменить отрицательный отбор на положительный - отбор лучших"5.

Именно  то, что во главе судебных реформ XIX в. оказались такие выдающиеся прогрессивные деятели, как Д.Н. Замятин, С.И. Зарудный, А.Ф. Кони, Н.И. Стояновский, Д.А. Ровинский, способствовало продвижению судебных реформ.

Однако  позже к руководству судебной системой пришли совершенно иные люди. И только деятельность таких министров  юстиции, как Муравьев и Щегловитов, замедлила поступательное движение реформ, которое затем прекратилось вовсе. Начался отток прогрессивно мыслящих юристов из судов и прокуратуры дореволюционной России. По этому поводу Н.В. Карабчевский писал: "Такие имена, как Жуковский, Андреевский, Александров (защитник Веры Засулич) и другие, ставшие украшением сословия, исчезли из списков прокуратуры, непомерно ослабив ее именно благодаря невозможному с точки зрения законности направлению деятельности таких министров юстиции, как Муравьев и Щегловитов. Высшее судебное учреждение для всей России, Правительствующий Сенат, за последние годы по составу сенаторов был не правительствующим, а лакействующим, вполне послушным директивам министров юстиции, хотя бы директивы эти нарушали явно закон... Гражданские процессы, если они не были выдающимися ни по сумме, ни по положению участвующих, избегали министерского давления. Но в делах, где так или иначе был ход к министру юстиции, адвокату противной стороны надо было смотреть в оба. Я лично, при Муравьеве, в двух-трех выдающихся гражданских процессах испытал это и в свое время затратил всю свои энергию, чтобы парализовать закулисное давление, едва не погубившее заведомо правые дела"6.

Итак, в первую очередь именно кадровая политика имела ключевое значение при  проведении судебных реформ XIX столетия.

Быстрое становление и дальнейший прогресс в развитии системы арбитражных  судов современной России тоже можно  объяснить тем, что к руководству  системой пришли совершенно иные люди - связанные с наукой, способные  к организации системы правосудия, отличной от существующего суда, свободные от его влияния.

Неоднократно отмечалось, что система  арбитражных судов во многом оказалась  более развитой и соответствующей  характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции. Одной из главных причин этого стало то, что арбитражные суды создавались заново, так сказать с чистого листа, и здесь было легче реализовать идеи Концепции судебной реформы.

Становление системы арбитражных  судов потребовало принятия нового процессуального законодательства, принципиально отличного от принятого в советский период Гражданско-процессуального кодека РСФСР.

В 1992 г. был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс - тогда система арбитражных судов только зарождалась. Этот Кодекс принимался в связи с созданием арбитражных судов как процессуальная база их деятельности и был призван превратить бывшие государственные арбитражи в полноценные органы правосудия.

В 1995 г. приняли Федеральный конституционный закон об арбитражных судах и новый АПК РФ. Тогда стояла задача превратить формирующуюся систему арбитражных судов в подлинную судебную систему. Для этого были созданы окружные суды с целью обеспечить независимость судебной власти - с их помощью предполагалось оторвать хотя бы один уровень судов от административно-территориального деления страны и тем самым от влияния других ветвей власти - законодательной и исполнительной. Практика показала, что окружное устройство кассационного судопроизводства дало существенное преимущество в независимости суда от иных ветвей власти. Введение кассационной проверки решений арбитражных судов значительно укрепило гарантии защиты прав организаций и граждан в арбитражном процессе и способствовало повышению качества судопроизводства по экономическим делам.

С 1 сентября 2002 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. За десять лет существования арбитражных судов, отправляющих правосудие в экономической сфере, это уже третий кодекс.

Такая активность в разработке арбитражного процессуального законодательства объясняется динамичным развитием и совершенствованием новых экономических отношений и законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Динамично развивающиеся экономические отношения в стране требовали систематического совершенствования процессуальных правовых норм, способных эффективно защищать права и законные интересы предпринимательских структур.

В.Ф. Яковлев обращает внимание на то, что теперь повышается роль каждой из четырех судебных инстанций, и  каждая из них должна выполнять свою роль качественно и до конца, а вышестоящие инстанции не должны подменять нижестоящие. Первая инстанция - подготовка дела и вынесение законного и обоснованного решения. Вторая инстанция - устранение всех огрехов, допущенных по факту и по праву судом первой инстанции. Третья инстанция является завершающей, она должна уже полностью устранять юридические ошибки, допущенные судами. А уж роль Высшего Арбитражного Суда - это обеспечение единообразия судебной практики7.

Ю.В. Романец справедливо отмечает: "Новый АПК закрепил построение системы арбитражных судов на основе лучших мировых стандартов, согласно которым каждая судебная инстанция имеет свои полномочия, которые она, и только она, способна наилучшим образом выполнять. В частности, функции кассационной и апелляционной инстанций по исправлению судебных ошибок четко разграничены. Надзор вообще перестал быть инстанцией по исправлению ошибок. Теперь его функция - развитие правоприменительной практики и обеспечение ее единообразия. Если эти коренные принципы будут реализованы, правосудие по экономическим спорам станет чрезвычайно эффективным. В то же время механизм, заложенный в АПК, основан на презумпции качественной работы всей системы. Поэтому потенциал нового кодекса будет реализован лишь в том случае, если каждая судебная инстанция будет работать качественно. Например, если первая инстанция будет допускать явные ошибки по фактуре спора и эти ошибки будут доходить до кассации, нам придется исправлять не столько правовые, сколько фактические ошибки. Если ошибки будут проходить через кассационную инстанцию, то прекрасная идея о надзоре как инстанции, развивающей судебную практику, может остаться лишь на бумаге"8.

Между тем в последнее время  появилось несколько публикаций, в которых выдвигаются предложения о пересмотре сложившейся в России системы арбитражных судов и даже об упразднении самой системы специализированных судов в Российской Федерации.

Рассмотрим содержание этих предложений, с тем чтобы определить, насколько  они обоснованны и необходимы для дальнейшего развития судебной системы и судебной реформы в целом, для создания эффективного механизма разрешения экономических споров.

А.М. Губин, например, придерживается того мнения, что слияние систем общих и арбитражных судов  будет главным вектором в развитии арбитражного судоустройства и судопроизводства. Очередное обновление арбитражного судопроизводства не подкреплено принятием законодательного акта, вносящего соответствующие изменения в устройство судебно-арбитражных органов, и поэтому рассчитано на решение только отдельных актуальных задач современного арбитражного процесса: Автор предлагает упразднить надзор, вследствие чего последней инстанцией, проверяющей судебные акты, станет кассационный суд, который должен стать единым судебным органом. Это приведет к упразднению нынешней окружной организации кассационного судоустройства.9

Стремление к абсолютному совершенству похвально, но не всегда достижимо на практике, в том числе и в  организации судебной системы. Общемировая  практика показывает, что в организации судебных систем зарубежных стран всегда есть определенные недостатки. Оценить эффективность построения системы арбитражных судов в России можно только ответив на принципиальные вопросы. Способна ли данная судебная система эффективно разрешать конфликты в экономики, с учетом исторического опыта функционирования судов в России? Соответствует ли она нынешним потребностям правового регулирования экономики и развитию гражданского общества в стране? Способна ли данная судебная система преодолевать те недостатки, которые были характерны для судебных систем дореволюционной и советской России?

Итак, проанализируем, существует ли в настоящее время реальная необходимость  слияния систем общих и арбитражных  судов, насколько обоснованно данное предложение, соответствует ли оно потребностям современной судебной системы России, приведет ли такое слияние к созданию эффективной системы разрешения экономических споров, к возможности получать надлежащую судебную защиту субъектам.

Сложившаяся в России система арбитражных судов обладает рядом очевидных достоинств, отличающих ее от системы судов общей юрисдикции.

Во-первых, быстрота рассмотрения арбитражными судами экономических споров.

Общеизвестно, что предпринимательские  отношения очень динамичны. Появляющиеся вопросы и разногласия должны быть разрешены в кратчайшее время. Между тем в судах общей юрисдикции традиционно возникает проблема сроков рассмотрения дела, тогда как в арбитражных судах дела рассматриваются достаточно быстро - большинство всех споров проходит первую инстанцию в течение трех месяцев. Этот факт безусловно говорит в пользу существования специализированных экономических судов.

Во-вторых, наличие специализации  судей, что положительно сказывается  на качестве выносимых судебных актов.

Общемировая практика свидетельствует, что одним из основополагающих факторов, влияющих на качество судебных решений, является разумная специализация судей, имеющая четкую организационно-правовую основу.

Э.Н. Нагорная отмечает: "Специфика  предпринимательских споров требует  соблюдения принципа специализации и отточенного профессионализма, в то время как в судах общей юрисдикции специализация не введена, и если предпринимательские споры будут рассматриваться в этих судах, качество судебных решений снизится".10

Ю.В. Романец справедливо указывает, что "система специализированных судов в России создана и эффективно работает. Иными словами, в этом отношении судоустройство, исторически сложившееся в нашей стране, отвечает современным принципам и является единственно серьезной основой для качественного правосудия. Учитывая это, зарубежные эксперты, ученые-юристы, судьи, анализирующие вопросы судоустройства с позиции повышения эффективности правосудия, едины во мнении, что судебная реформа должна идти по пути укрепления судебных подсистем, а не их объединения".11

В-третьих, наличие окружных судов, образуемых независимо от существующего  административно-территориального деления.

Один из важнейших принципов  формирования судебной системы правового  государства - несовпадение структуры  судов и административно-территориального деления.

Система арбитражных судов включает суды субъектов Федерации, окружные суды (10 округов) и Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации. За прошедшие  годы мы убедились в том, что при  несовпадении судебного и административного деления повышается объективность и независимость окружного суда, поскольку уменьшается давление на него других ветвей власти.

Очевидно, что если система государственных  органов в рамках законодательной  и исполнительной ветвей власти традиционно  строится на основе государственно-политических, управленческих критериев, то система судов должна создаваться исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту, доступности правосудия (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Поэтому самый надежный показатель зрелости, силы государства - уважение к суду, беспрекословное подчинение судебной власти, исключение давления на суд.

Судебная система может и  должна существовать независимо от исполнительной власти. Когда судебная система привязана  к административному делению, то так или иначе взаимодействие властей практически неизбежно.

Система арбитражных судов устоялась, обладает неплохим профессиональным составом и судей, и специалистов. А потому слияние систем общих и арбитражных  судов негативно скажется на кадровом составе, повлечет отток прогрессивных юристов из судебной системы.

Между тем и действующая система  арбитражных судов тоже нуждается  в дальнейшем развитии. Вместе с  динамичным развитием и изменением экономического законодательства усложняются  и задачи, решаемые арбитражными судами, постоянно возрастает объем их работы, расширяется сфера судебного контроля.

Система арбитражных судов становится все более открытой судебной системой, что выгодно отличает ее от судов  общей юрисдикции. Достижения современной науки и техники позволяют более полно реализовать конституционное право каждого на свободное получение судебной информации путем передачи для опубликования на электронных носителях практически неограниченного количества решений и постановлений, принимаемых арбитражными судами. В этих средствах информации уже размещено свыше 100 тыс. судебных актов (более 4 тыс. постановлений Президиума ВАС РФ по конкретным делам и более 105 тыс. постановлений федеральных арбитражных судов округов).

Итак, исходя из изложенного, приходим к выводу: в России сложилась система арбитражных судов, отвечающая мировым стандартам, вобравшая в себя то положительное, что было характерно для судов дореволюционной и советской России.

Именно сохранение преемственности  в продолжение той линии, которая была начата в 90-х годах прошлого века - с момента возникновения системы арбитражных судов в России и по настоящее время, - наиболее приемлемый, на наш взгляд, путь развития системы арбитражных судов. Сложившаяся система арбитражных судов нуждается не в переустройстве в угоду тех или иных лиц, а в кропотливом совершенствовании, в обеспечении надлежащими материальными ресурсами судебной деятельности, в раскрытии ее огромного потенциала.

Информация о работе Арбитражный суд