Адвокатура и ее назначение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:12, лекция

Описание работы

Цель: исследование направлений, форм и принципов деятельности адвокатуры.
Задачи: изучение российского и зарубежного законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры.

Файлы: 1 файл

Адвокатура.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно 30 ноября 1979 г. были приняты всесоюзный Закон и Закон РСФСР "Об адвокатуре", а 20 ноября 1980 г. – "Положение об адвокатуре в РСФСР". Эти документы четко определяли новые права и обязанности адвокатов, хотя и не внесли принципиальных изменений в структуру адвокатуры. Они, с одной стороны, предоставляли адвокатуре большую легитимность, но с другой – подтверждали ее зависимость от Министерства юстиции СССР (РСФСР). Коллегии адвокатов рассматривались как "общественные организации", но могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.

Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании  существовавших в 80-е годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм. Она была призвана содействовать "охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдению дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития" (ст. 1).

Но, по -прежнему, во всей своей деятельности адвокат должен руководствоваться указаниями В. И. Ленина профессору В. В. Адоратскому по поводу защиты прав и законных интересов граждан: «...вся помощь, которую Вы можете оказать просителям, должна состоять в «юридической» им помощи, т. е. научить их (и помочь им) воевать за свое право по всем правилам законной в РСФСР войны за права».

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)

В законах этого  времени, касающихся адвокатуры, отсутствовало  определение столь важных понятий, как "адвокатура" и "адвокатская деятельность". Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий в начале либеральных реформ 1991-1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и т.п. Вследствие этого были созданы многочисленные "параллельные" адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры. Между тем, надо полагать, при разработке положения ст. 1 законодатель в лице Верховного Совета не ставил перед собой задачи расширения юридических структур. Перед ним стояла иная цель – приравнять функции адвокатуры к правоохранительным и идеологическим органам в целях соответствующего воздействия на гражданина.

Вместе с  тем законы об адвокатуре заложили основы для развития и совершенствования законодательства об адвокатуре уже в новых условиях, которые были не за горами. Так, наличие высшего юридического образования у адвокатов стало обязательным для всех без исключений. Большое внимание уделялось вопросам уголовно-процессуальной защиты, в отношении которой было поставлено под сомнение традиционное представление о сходстве сущности в уголовном процессе защиты и обвинения. В целях обеспечения максимально возможных процессуальных основ защиты в процессе предусматривалось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязанность в установленном порядке выдавать эти документы или их копии. Эта норма (ст. 6) имела важное значение, ибо создавала гарантии права адвоката на сбор доказательств (ранее организация, получившая запрос юридической консультации, могла его проигнорировать), способствуя тем самым повышению эффективности оказываемой адвокатом правовой помощи и росту его активности в процессе.

Изучение судебной практики тех лет показывает, что  конституционный принцип обеспечения  обвиняемому права на защиту в  большинстве случаев соблюдался, и это имело, безусловно, положительное  влияние на качество правосудия. 

Следует отметить, что десятилетиями государство  удерживало численность адвокатов  на низком уровне (из расчета 1 адвокат  на 13 тыс. человек), контролировало деятельность адвокатов путем учета дел  и следя за их поведением в зале суда. Помимо своего прямого предназначения – оказание юридической помощи гражданам и организациям – адвокаты должны были выступать с публичными лекциями о социалистической законности, поскольку в их обязанности входило распространение правовых знаний.

Так, до 1988 г. специальными нормативами максимально возможный заработок адвоката устанавливался в 300 руб., что объяснялось идеологическими мотивами – 400 руб. в месяц получал первый секретарь райкома партии, и, конечно же, адвокат не должен был зарабатывать больше своего партийного руководителя. После 1988 г. адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, но это сразу же ограничило доступность юридической помощи.

В связи с  необходимостью обеспечения конституционного права на защиту Положением 1980 г. в  ст. 22 предусматривалось оказание бесплатной юридической помощи нескольким категориям граждан:

– истцам в судах  первой инстанции при ведении  дел о взыскании алиментов  и трудовых дел; по искам колхозников  к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

– гражданам  по жалобам на неправильности в списках избирателей;

– депутатам  Советов народных депутатов при  даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими  депутатских полномочий;

– членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

И такую юридическую  помощь коллегии адвокатов оказывали  на протяжении 22 лет (с 1980 г. до 1 июля 2002 г.) бесплатно.

Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, орган предварительного следствия, прокурор и суд (в производстве которых находится дело) был вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи. При освобождении гражданина от оплаты труд адвоката должен был оплачиваться из средств коллегии, а если гражданин освобождался от оплаты юридической помощи органом предварительного следствия, прокурором или судом расходы по оплате труда адвоката относились в установленном порядке на счет государства.

Второй раз  консерватизм и недальновидность руководства  адвокатуры проявилась в самом начале 90-х годов. К тому времени слабые, неподготовленные и нечистоплотные на руку правовые кооператоры стали  постепенно "вымирать", сильные и квалифицированные юристы, объединившиеся в кооперативы, заняли свое место под солнцем. В это самое время между Министерством юстиции РФ и адвокатурой шла своеобразная борьба по поводу проекта закона об адвокатуре. Адвокатура хотела получить закон, который предоставил бы ей полную независимость и неподконтрольность государству, а Минюст, напротив, пытался провести законопроект, который противоречил основным принципам формирования адвокатского корпуса и деятельности адвокатуры как саморегулирующейся организации. Ни одна из сторон не была готова идти на компромисс. Результат оказался весьма плачевным для всех. Минюст Санкционировал создание так называемых альтернативных коллегий адвокатов.

Необходимо  отметить как явное проявление демократических  начал создание Союзов адвокатов. Сначала Союза адвокатов ССР (1989 год), а затем Союза адвокатов России (1990 год) который преобразован в Федеральный Союз адвокатов России и действует по настоящее время.

Итогом почти  десятилетней борьбы адвокатского сообщества и Министерства юстиции стал Федеральный закон № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – Закон об адвокатуре), принятие которого 31 мая 2002 г. ознаменовало собой новый этап в развитии российской адвокатуры – ее реформирование и принципиально иное развитие ее основных институтов.

Тема 3. Статус адвоката. Адвокатская деятельность

Цель: исследование форм адвокатской деятельности, прав и обязанностей адвокатов.

Задачи: изучение законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры.

План лекции:

Вопрос 1. Понятие адвокатской деятельности.

Вопрос 2. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката.

Вопрос 3. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адвоката.

Вопрос 4. Помощник адвоката. Стажер адвоката.

Вопрос 5.Соглашение об оказании юридической помощи. 

 

Вопрос 1. Понятие адвокатской деятельности

Адвокатской деятельностью  является квалифицированная юридическая  помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

− работниками  юридических служб юридических  лиц, а также работниками органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

− участниками  и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

− нотариусами, патентными поверенными, за исключением  случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом  специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном  Федеральным законом порядке  статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат  является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Оказывая юридическую  помощь, адвокат:

1. дает консультации  и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной  форме;

2. составляет  заявления, жалобы, ходатайства и  другие документы правового характера;

3. представляет  интересы доверителя в конституционном  судопроизводстве;

4. участвует  в качестве представителя доверителя  в гражданском и административном  судопроизводстве;

5. участвует  в качестве представителя или  защитника доверителя в уголовном  судопроизводстве и производстве  по делам об административных  правонарушениях;

6. участвует  в качестве представителя доверителя  в разбирательстве дел в третейском  суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7. представляет  интересы доверителя в органах  государственной власти, органах  местного самоуправления, общественных  объединениях и иных организациях;

8. представляет  интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9. участвует  в качестве представителя доверителя  в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного  наказания;

10. выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Представителями организаций, органов государственной  власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Вопрос 2. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Реестры адвокатов

Условия приобретения статуса адвоката

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности.

Одним из условий приобретения статуса адвоката является наличие у претендента на статус адвоката стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение им стажировки в любом из адвокатских образований в срок от одного года до двух лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

  • в качестве судьи;
  • на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
  • на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
  • на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
  • на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
  • на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
  • на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
  • в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • в качестве адвоката;
  • в качестве помощника адвоката;
  • в качестве нотариуса.

Информация о работе Адвокатура и ее назначение в обществе