Адвокатура и ее назначение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:12, лекция

Описание работы

Цель: исследование направлений, форм и принципов деятельности адвокатуры.
Задачи: изучение российского и зарубежного законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры.

Файлы: 1 файл

Адвокатура.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Адвокаты вправе работать самостоятельно, а также  могут объединяться на условиях партнерства  с другими адвокатами. Наиболее распространенными  являются ассоциации и гражданско-профессиональные товарищества.

Во Франции так же довольно своеобразная организация адвокатуры. Как и в Англии во Франции долгое время организация адвокатуры проходила в виде деления адвокатов на две категории, но с середины 20 века начался постепенный отход от прежних принципов организации адвокатуры к ее объединению. Деление адвокатского сообщества на две категории сохранилось только на уровне высших судебных инстанций.

Вопрос 5. Адвокатура как институт правовой системы РФ. Гарантии независимости адвокатуры

В соответствии с ФЗ адвокатура провозглашается институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отнесение адвокатуры к одному из институтов гражданского общества свидетельствует о признании государством необходимости существования данного важного регулятора социальных отношений, осуществляемых путем реализации правовых норм.

Органы государственной  власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству РФ.  

Именно адвокатура призвана обеспечивать права человека и гражданина в процессе осуществления  правоохранительной деятельности путем  оказания им квалифицированной юридической  помощи. 

В деятельности адвокатуры при оказании квалифицированной юридической помощи присутствуют и частный интерес (восстановление нарушенного права конкретного доверителя) и публичный интерес (интерес всего общества в целом). Публичный интерес выражается в установлении режима законности, своевременного пресечения нарушений прав и  свобод граждан, восстановления нарушенного права, и предупреждении таких нарушений в будущем. 

ФЗ окончательно оформил новое положение адвокатуры как структуры гражданского общества. Адвокатуру можно определить как  независимый, самоуправляемый институт гражданского общества, публичная корпорация профессиональных юристов, призванная участвовать в отправлении правосудия и оказывать на профессиональной основе квалифицированную правовую помощь, выполняя возложенную на нее публично-правовую функцию – контроль за соблюдением государством правовых норм.

Взаимодействие адвокатуры и государства не сводится к одностороннему воздействию государственных органов на адвокатские образования. При Верховном Суде РФ создан Научно-консультативный совет, в состав которого входят также и адвокаты. В случаях, когда законодательством предусмотрено бесплатное оказание юридической помощи гражданам государство должно оплачивать труд адвокатов из средств государственного бюджета. На адвокатов в полной мере распространяются положения ТК РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы труда, отдыха и социального обеспечения. Адвокатам – членам коллегий адвокатов пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам исчисляются по правилам, установленным для работников со сдельной оплатой труда. При выделении адвокатским образованием служебных помещений арендная плата взимается на общих основаниях. В случаях когда оба родителя являются адвокатами право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей. Пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ. Адвокаты имеют право на получение трудовых пенсий в порядке, установленном ФЗ.

Вопрос 6. Нормативно-правовое регулирование статуса  объединений адвокатов: международные, внутригосударственные и корпоративные акты

Законодательство  об адвокатской деятельности и адвокатуре представляет собой систему нормативных  правовых актов, в которых содержатся основные правила организации и  деятельности адвокатских образований.

В ч. 4 ст. 15 Конституции  говориться, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные договором, то применяются правила международного договора.

В ст. 10Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гарантируется  право каждого лица на то, чтобы  в случае предъявления обвинения  его дело было рассмотрено гласно и соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Содержащиеся в Декларации положения получили свое дальнейшее развитие в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г. в Риме. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) содержится целый массив положений, непосредственно относящихся к деятельности адвокатов. Аналогичные правила закреплены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.), в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В Основных положениях Организации Объединенных Наций  о роли адвокатов по предупреждению преступлений сформулированы требования: возможность исполнять свои профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства; возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей; там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями; адвокаты недолжны идентифицироваться со своими клиентами и делами своих клиентов в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей; правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей (ст. 16-22 Основных положений).

Основу законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре составляет Конституция РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина возложена на государство в качестве основной обязанности.

В зависимости  от юридической силы внутригосударственные  источники правового регулирования адвокатуры можно подразделить на законы и подзаконные акты.

ФЗ «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в РФ»  представляет собой нормативный  правовой акт, в котором концентрированном  виде содержатся основные правила организации  адвокатуры, установлены основные права и обязанности адвокатов, установлены требования, предъявляемые к лицам, претендующим на статус адвоката, перечислены формы адвокатских образований и т.д. Закон состоит из пяти глав и 45 статей.

К подзаконным  актам относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами, ведомствами.

Особое место  в системе законодательства об адвокатской  деятельности и адвокатуре в части, регулирующей соответствующие правоотношения, относятся кодифицированные нормативные правовые акты (материальные  ГК РФ) и (процессуальные ГПК, УПК, АПК и т.д.).

Иерархическая система источников правового регулирования (так выделяет  автор Кучерена А.Г.) адвокатуры и адвокатской деятельности состоит из следующих элементов: 1) Конституция РФ 2) международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права 3)федеральные законы 4) нормативные правовые акты Президента РФ 5)нормативные правовые акты Правительства РФ 6) нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ 7) нормативные правовые акты субъектов РФ.

К корпоративным  актам относятся следующие 1) принимаемые  органами адвокатского самоуправления акты, содержащие правила, которые определяют порядок работы органов адвокатского самоуправления или регламентируют отдельные вопросы адвокатской деятельности (Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката; Устав Федеральной палаты адвокатов, Кодекс профессиональной этики адвоката) 2) принимаемые адвокатскими образованиями нормы и правила, регулирующие их внутреннюю деятельность (коллегия адвокатов действует на основании устава и учредительного договора, бюро на основании партнерского договора).

 

Тема 2. История российской адвокатуры

Цель: исследование направлений, форм и принципов деятельности адвокатуры на различных этапах российской истории.

Задачи: изучение законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры.

План лекции:

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

Вопрос 2.Формирование российской школы в 69-70-е гг. ХIХ в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Вопрос 3. Контрреформы. Попытки уничтожения независимой адвокатуры.

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры.

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.).

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.).

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г

В истории государства  Российского условно можно выделить несколько основных этапов возникновения  и формирования института судебных представителей.

Первоначально, институт представителя, или, как он тогда назывался, пособника, был зафиксирован в Псковской судной грамоте, ст. 58 которой предусматривала представление интересов женщин («жонок»), детей, монахов (чернецов),а также старых или глухих людей.

Второй этап дальнейшего  развития института наемных поверенных относится к временам Судебников и Уложений царя Алексея Михайловича. В частности, Судебник 1550 года предусматривал обязанность суда до начала процесса установить: «кто за ними стряпчие и поручники».

После этого в развитии данного правового института  в России наступает застой. Это  связано с тем, что в периоды от Петра I до Николая I все правители России были категорически против введения института адвокатуры, который уже достаточно широко был распространен в Западной Европе. Достаточно вспомнить слова Екатерины Великой, которая написала в одном из своих писем: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют, и никогда законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам».

Третий этап формирования института судебного поручительства связан с 1832 годом, когда законодательно было закреплено правило о том, что функции судебного представительства могли оказывать в коммерческом суде только те лица, которые зарегистрированы в таком судебном органе в качестве судебного стряпчего.

И только Великая судебная реформа 1864 года смогла пробить первую брешь в стене, закрывающей доступ адвокатуры в судебное производство.

Организация и  деятельность присяжной адвокатуры регламентировалась Учреждениями судебных установлений, главой второй «О присяжных  поверенных» (ст. 353-406).

В законе были определены предъявляемые к присяжным поверенным условия, они фактически совпадали  с теми требованиями, которым должен был отвечать судья – иметь  высшее юридическое образование  и пятилетний стаж работы по юридической  специальности. Но наряду с этим были введены и ограничения.

Присяжными поверенными не могли быть:

– лица, не достигшие 25-летнего возраста;

– иностранцы;

– граждане, объявленные  несостоятельными должниками (банкротами);

– состоящие  на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалования;

– граждане, подвергшиеся по судебному приговору лишению  или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного  суда;

– состоящие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния;

– исключенные  из службы по суду либо из духовного  ведомства за пороки или же из среды  обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;

– те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа  присяжных поверенных.

Для лиц нехристианских вероисповеданий (так называемых иноверцев) поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий, и самое главное то, что приняты они могли быть только с разрешения Министерства юстиции. По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными (а равно их помощниками) лица женского пола.

Этим Законом  в России была создана адвокатура – институт присяжных поверенных, "без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом".

Организация русской адвокатуры строилась на следующих принципах:

– совмещение правозаступничества  с судебным представительством;

– относительная  свобода профессии;

– относительная  независимость от органов власти;

– корпоративность  и сословность организации, сочетавшаяся с элементами дисциплинарной подчиненности судам;

– определение гонорара по соглашению с клиентом.

После проведения реформы  судебная система России стала по сравнению с прежней более  упорядоченной и стройной.

Вопрос 2.Формирование российской школы в 69-70-е гг.Х1Х в. Выдающиеся представители адвокатуры

Адвокатура, созданная в  ходе этой судебной реформы, стала быстро завоевывать общественный авторитет. Современники поражались обилию талантливых  адвокатов, их популярности у народа, росту числа выигранных дел. Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти.

Информация о работе Адвокатура и ее назначение в обществе