Защита персональных данных работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

Эффективное управление поведением работника в процессе труда возможно лишь при наличии достоверных сведений о его личности, представленных в достаточном объеме. В Трудовом кодексе РФ это обстоятельство нашло четкое закрепление. В специальной главе кодифицированного закона о труде работодателю разрешено получать, хранить, комбинировать, использовать персональные данные нанятого им работника. Законодатель установил общие требования к обработке персональных данных работника и определил гарантии их защиты. В современных социально-экономических условиях в связи с формированием в стране рыночной экономики и обострением социальных проблем роль защиты персональных данных работника значительно возрастает.

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 175.23 Кб (Скачать файл)

Регламентируя эти права, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 1 относит информацию о работнике, его персональные данные к конфиденциальной информации, установление порядка использования и защиты которой находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Дальнейшее развитие правовых предписаний о конфиденциальности информации о личности в правовом демократическом государстве получило в главе 14 Трудового кодекса Российской Федерации, и которая состоит из шести статей:

-статья 85 «Понятие персональных  данных работника. Обработка персональных  данных работника»;

-статья 86 «Общие требования  при обработке персональных данных  работника и гарантии их защиты»;

-статья 87 «Хранение и использование  персональных данных работников»;

-статья 88 «Передача персональных  данных работника»;

-статья 89 «Права работников  в целях обеспечения защиты  персональных данных, хранящихся  у работодателя;

-статья 90 «Ответственность  за нарушение норм, регулирующих  обработку и защиту персональных  данных работника».

Системно-сравнительный анализ норм, содержащихся в этих статьях, позволяет выявить их некоторую обособленность в системе трудового права, что дает основание рассматривать их в качестве самостоятельного института трудового права, который хотя и связан тесно с трудовым договором, но в то же время выходит за его рамки, приобретая общеотраслевое значение.

Рассмотрение защиты персональных данных работника в качестве института трудового права выявляет его недостаточную разработанность, отсутствие необходимых связей его с рядом важных норм и положений трудового права.

Например, установив в ст. 90 ТК РФ ответственность за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных работников, законодатель не назвал в ст. 22 ТК РФ среди общих обязанностей работодателя как стороны трудовых отношений обязанность по защите персональных данных работников. В целях устранения такого несоответствия было бы логично отнести защиту персональных данных работников к числу основных обязанностей работодателя, внеся соответствующее дополнение в ч. 2 ст. 22 ТК РФ «Основные права и обязанности работодателя».

Аналогичное несоответствие выявляется при сравнении ст. 89 «Права работника в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя» со ст. 21 «Основные права и обязанности работников», которая среди основных прав работника не упоминает право на защиту его персональных данных.

Общее понятие персональных данных работника приводится в статье 85 ТК РФ, в соответствии с которой персональные данные работника - это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. В этой же статье дается определение обработки персональных данных работника, под которой понимается получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.

Приведенные в ст. 85 ТК РФ определения персональных данных и их обработки не являются исчерпывающими. Целый ряд дополнительных признаков содержат другие нормативные правовые акты, предназначенные для регулирования защиты персональных данных в сфере трудовых отношений, государственной и муниципальной службы.

Таким актом является, например, утвержденное Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. №609 Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. В статье 2 данное Положение устанавливает, что под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в его личном деле либо подлежащие включению в его личное дело. Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, становятся сведениями конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведениями, составляющим государственную тайну.

Круг информации, относящейся к персональным данным работника, определяется работодателем с учетом условий, установленных трудовым законодательством применительно к тому или иному виду трудового договора и трудовой деятельности, а также с учетом характера выполняемой работы. Например, специальная информация потребуется работодателю для заключения с работником трудового договора на выполнение работы, требующей специальных познаний или допуска к государственной тайне.

Информация о работнике получается работодателем прежде всего из документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора в соответствии со ст. 65 ТК РФ: из паспорта и иного документа, удостоверяющего личность, из трудовой книжки, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, из документов воинского учета, об образовании и квалификации и из других документов, необходимость предъявления которых при заключении трудового договора может предусматриваться Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Значительная по объему информация может быть почерпнута из паспорта гражданина, являющегося основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации, в котором в соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. №8281 (в ред. от 23 января 2004 г.), производятся отметки:

-о регистрации гражданина  по месту жительства и снятии  его с регистрационного учета;

-об отношении к воинской  обязанности граждан, достигших 18-летнего  возраста;

-о регистрации и расторжении  брака;

-о детях, не достигших 14-летного возраста;

-о ранее выданных основных  документах, удостоверяющих личность  гражданина Российской Федерации  на территории Российской Федерации;

-о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина  Российской Федерации за пределами  Российской Федерации.

По желанию гражданина в паспорте могут производятся отметки о его группе крови и резус-факторе и об идентификационном номере налогоплательщика.

Вторым важным источником информации о работнике является его трудовая книжка, которая по праву называется трудовым паспортом гражданина. Она содержит полный объем сведений о трудовой деятельности работника, а также иную информацию о нем.

Так, в соответствии со ст. 66 ТК РФ «Трудовая книжка» и с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №2251 (в ред. от 6 февраля 2004 г.) в трудовую книжку при ее оформлении вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве работника, дата его рождения (число, месяц, год), сведения о его образовании, профессии, специальности.

В дальнейшем по месту работы в трудовую книжку вносятся сведения о выполняемой работе, переводах на другую постоянную работу, об увольнении с указанием основания прекращения трудового договора, сведения о поощрениях и награждениях. По желанию работника в трудовую книжку по месту основной работы вносятся сведения о работе по совместительству на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора производятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона, со ссылками на их статьи. Так, при прекращении трудового договора с работником, осужденным приговором суда к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим это наказание, в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

В трудовые книжки лиц, отбывших исправительные работы без лишения свободы, вносится по месту работы запись о том, что время работы в этот период не засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Указанная запись вносится в трудовые книжки по окончании фактического срока отбытия наказания, который устанавливается по справкам органов внутренних дел.

В трудовую книжку по месту работы также вносятся записи о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», службы в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных и других правоохранительных органах, о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров.

Как видим, трудовая книжка может содержать значительный объем разнообразной информации о ее владельце, в том числе и выходящей за пределы его трудовой деятельности.

Источниками информации о работнике являются иные предоставляемые им при поступлении на работу документы: страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета, документы об образовании, о квалификации, наличии специальных знаний, ученых степеней и званий.

Информация о работнике, относящаяся к его персональным данным, концентрируется в унифицированных формах первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», согласованным с Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития РФ.

Обязательность ведения унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты распространена на все организации, осуществляющие использование труда наемных работников по трудовому договору на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности. Некоторые исключения в части учета рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда предусмотрены лишь для бюджетных учреждений и работодателей - физических лиц.

В соответствии с названным выше постановлением все унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты подразделяются на две группы. Первая - это документы по учету кадров, вторая - документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда.

К документам по учету кадров относятся приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, личная карточка работника или личная карточка государственного (муниципального) служащего, учетная карточка научного, научно-педагогического работника, приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу, приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику, график отпусков, приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового дрговора с работником, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку, командировочное удостоверение и служебное задание для направления в командировку, отчет о его выполнении, приказ (распоряжение) о поощрении работника.

К документам по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда относятся: табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда, расчетная или платежная ведомость, лицевой счет, записка-расчет о предоставлении отпуска работнику, записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником, акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы.

Получение информации о работнике является правом работодателя. Она необходима ему в первую очередь для эффективной организации трудового процесса. Но информация о работнике может потребоваться работодателю и для исполнения обязанностей, возложенных на него трудовым законодательством. Например, для применения особых правил регулирования труда работников в возрасте до 18 лет (гл. 41 ТК РФ) или лиц с семейными обязанностями (гл. 42 ТК РФ) работодателю потребуется информации о возрасте работника, о наличии у него детей.

Получение информации о работнике может быть не только правом работодателя, но и его обязанностью, предусмотренной как трудовым правом, так и нормативными правовыми актами другой отраслевой принадлежности.

Например, налоговое законодательство, наделяя работодателя статусом налогового агента и возлагая на него обязанности по исчислению, удержанию у работника как налогоплательщика налогов и перечислению их в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды, обязывает работодателя учитывать целый комплекс сведений о работнике.

Сходные обязанности по сбору информации о работнике возлагает на работодателя Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (действует в ред. от 9 мая 2005 г.).

В результате всего этого у работодателя концентрируется значительный объем разнообразной информации о работнике, совокупность которой и образует его персональные данные, защита которых входит в число обязанностей работодателя как обладателя персональных данных работника, осуществляющего их сбор, хранение, использование, передачу третьим лицам.

 

1.1Ограничение  персональных данных от другой  информации

 

С момента появления персональных данных как категории в российском законодательстве в 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные сразу же были отнесены к разряду конфиденциальной информации, т.е. информации ограниченного доступа. Принятый впоследствии Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» также содержит их упоминание в качестве конфиденциальной информации. Действующий ныне Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» аналогичным образом говорит о персональных данных в статье об ограничении доступа к информации, однако прямо не называет их в качестве конфиденциальной информации или информации ограниченного доступа, указывая лишь на особый порядок доступа к ним, предусмотренный специальным законом. Федеральный закон «О персональных данных», что интересно, также не характеризует персональные данные в целом как конфиденциальную информацию, даже более того, наряду с просто определением «персональных данных» содержит определение «общедоступных персональных данных» - термин, который невозможно логически соотнести с информацией ограниченного доступа.

Информация о работе Защита персональных данных работника