Участие работников в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Демократизация всех сфер жизни поставила вопрос о необходимости партнерских отношений между работниками и работодателями на уровне организации, выявления общих целей, объединяющих участников производственных отношений. Однако задача построения таких отношений осложняется тем, что создаваемые для реализации прав работников органы и совместно разрабатываемые процедуры не должны препятствовать развитию производства, снижению конкурентоспособности организации в сфере свободного рынка. Перекос в сторону интересов работодателей и их объединений также достаточно опасен, поскольку ведет к конфронтации, усилению социальной напряженности и нестабильности в обществе.

Содержание работы

1. Участие работников в управлении организацией. 3

2. Задача. 12

Список источников и литературы 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.39 Кб (Скачать файл)

Участие работников в управлении организацией — реферат

Оглавление 
 
1. Участие работников в управлении организацией. 3 
 
2. Задача. 12 
 
Список источников и литературы 14 
 
1. Участие работников в управлении организацией. 
 
Участие работников в управлении организациями - важный элемент политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимое условие равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, одна из форм социального партнерства. 
 
Демократизация всех сфер жизни поставила вопрос о необходимости партнерских отношений между работниками и работодателями на уровне организации, выявления общих целей, объединяющих участников производственных отношений. Однако задача построения таких отношений осложняется тем, что создаваемые для реализации прав работников органы и совместно разрабатываемые процедуры не должны препятствовать развитию производства, снижению конкурентоспособности организации в сфере свободного рынка. Перекос в сторону интересов работодателей и их объединений также достаточно опасен, поскольку ведет к конфронтации, усилению социальной напряженности и нестабильности в обществе. 
 
Возможность и даже необходимость участия работников в управлении организацией базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. 
 
В ней предусматривается, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (ст. 22). 
 
Этот общий тезис преломляется в положение о том, что каждый работник как гражданин имеет право на свободную реализацию своих способностей, закрепленное в Конституции РФ, программных документах профсоюзов и т. п. 
 
Предоставление работникам возможности участвовать в управлении организацией оказывает немаловажное влияние на эффективность работы организации. Приобщая работников прямо или косвенно к принятию управленческих решений, работодатели могут рассчитывать на увеличение объема выпускаемой продукции, улучшение ее качества, на более рациональное использование рабочей силы, быстрейшее внедрение новой техники и технологии. 
 
Одновременно с помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании, что не замедлит сказаться на конечных итогах деятельности организации, улучшит взаимоотношения с инвесторами и проч

Значительную роль в становлении и внедрении  в национальную и международную  практику систем участия работников в управлении организацией сыграли  нормы и рекомендации Международной  организации труда, направленные на расширение прав трудящихся. К таким документам относятся Конвенция N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981), Рекомендация N 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия" (1952), Рекомендация N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967), Конвенция N 135 и Рекомендация N 143 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971). 
 
Международная организация труда поощряет развитие института участия работников в управлении организацией. Его развитие идет по нескольким основным направлениям. 
 
Первое - это закрепление и использование процедур информирования и консультирования работников, заключение коллективных договоров. 
 
Второе - это создание в организациях представительных органов работников для участия совместно с органами управления в решении вопросов социального и экономического развития. 
 
Третье направление определяет участие работников или их представителей в органах управления корпоративных организаций. 
 
Право на участие в управлении может осуществляться как каждым работником индивидуально, так и коллективом работающих в целом. 
 
Каждый работник вправе обратиться к работодателю или его представителям с предложениями по улучшению производственного процесса, корректировке производственных заданий, по устранению имеющихся недостатков, снижающих эффективность производства, и др. 
 
Участие коллектива работников в управлении организацией осуществляется как путем прямого обращения к работодателю (как правило, по вопросам сугубо производственного характера - выпуска продукции, использования оборудования, исполнения производственных заданий и проч.), так и через представительные органы (по вопросам, касающимся персонала, экономической и финансовой политики организации и т. п.). 
 
Представление интересов всех (или большинства) работников при реализации ими права на участие в управлении организацией может осуществляться представителями работников, к которым законодатель относит профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иными представителями, избираемыми работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством. 
 
Закон предусматривает, что работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в  организации первичной профсоюзной  организации, а также при наличии  профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем  собрании (конференции) работники могут  поручить представление своих интересов  указанной профсоюзной организации  либо иному представителю. 
 
Создание иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. 
 
Законодательство наделяет как профессиональные союзы, так и иные избранные работниками органы равными правами при реализации полномочий по участию в управлении и участию в выработке управленческих решений, затрагивающих существенные интересы работников. 
 
В небольших организациях, где избрание коллегиального органа не представляется возможным, работники могут назначить уполномоченного (профорганизатора, доверенное лицо), который вправе от их имени реализовывать право работников на участие в управлении. 
 
До настоящего времени практика складывалась так, что основными представителями прав и интересов работников являются профессиональные союзы, которые должны уделять и уделяют значительное внимание проблемам участия в управлении в предусмотренных законодательством формах. 
 
Право работников на участие в управлении и связанные с ним правомочия детально регламентируются в ТК. Прежде всего следует отметить, что рассматриваемое право закрепляется в перечне основных прав работников. В соответствии со ст. 21 ТК предусматривается право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах. 
 
Кроме того, к числу основных прав работников относятся право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений, право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. 
 
Все эти полномочия являются весьма значимыми при реализации комплексного права на участие в управлении организацией, поскольку цель такого участия - наиболее полное удовлетворение интересов работников, соблюдение их прав и уважение работодателем законных интересов работников, создание возможностей для реализации работниками своих предложений по оптимизации производственного процесса.

В соответствии со сложившейся практикой и международными нормами ТК предусматривает различные  формы и методы такого участия, к  которым можно отнести следующие. Во-первых, это предоставление работникам информации, затрагивающей интересы персонала и необходимой для  коллективно-договорного регулирования  трудовых отношений. Во-вторых, это  проведение консультаций с представительными  органами работников при принятии работодателем  управленческих решений, влияющих на существенные условия труда работников, или  при принятии локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового  законодательства. И в-третьих, это возможность участия представительных органов работников в работе коллегиальных органов управления организацией (общих собраний участников, наблюдательных советов, советов директоров, правлений, дирекций и проч.). 
 
Законодательно определяются и механизмы проведения консультаций и предоставления информации, порядок учета работодателем мнения выборного представительного органа работников и принятия взаимоприемлемого для сторон решения (ст. 372 и ст. 373 ТК). 
 
Наряду с нормами ТК право на участие работников в управлении организацией закрепляется и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 55 Закона об образовании работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. 
 
Основными формами участия работников в управлении организацией являются: 
 
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; 
 
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; 
 
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; 
 
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; 
 
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; 
 
- участие в разработке и принятии коллективных договоров; 
 
- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами. 
 
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: 
 
- реорганизации или ликвидации организации; 
 
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; 
 
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; 
 
- по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить  по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения  и участвовать в заседаниях указанных  органов при их рассмотрении. 
 
Закрепление в законодательстве форм участия работников в управлении организацией является важной гарантией возможности реализации работниками данного права. Непризнание работодателем той или иной формы участия работников в управлении организацией может быть расценено как прямое нарушение законодательства о труде и повлечет применение к виновному работодателю установленных законодательством мер ответственности. 
 
На первое место среди предоставляемых в данной сфере прав законодатель ставит учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором. 
 
Трудовой кодекс прямо закрепляет обязанность работодателя принимать отдельные решения с учетом мнения представительного органа работников. Так, ст. 8 ТК предусматривает, что в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников. 
 
Порядок учета мнения представительного органа работников закреплен законодательно и не может быть произвольно изменен или проигнорирован работодателем. 
 
В том случае, если закон требует от работодателя при принятии локального нормативного акта организации соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, такое требование должно быть неукоснительно исполнено. В противном случае локальный акт, принятый работодателем с нарушением этой процедуры, должен быть признан недействующим. 
 
Избрание такой формы, как учет мнения представительного органа работников, отвечает требованиям производственной демократии, т. к., с одной стороны, позволяет наиболее полно учесть интересы работников, а с другой - не ограничивает возможностей работодателя принять то или иное управленческое решение. 
 
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. 
 
Данная форма принятия локального нормативного акта может быть предусмотрена только двусторонним актом - коллективным договором, поскольку сужает право работодателя на принятие необходимого управленческого решения. В этом случае для того, чтобы локальный нормативный акт организации был признан легитимным, необходимо, чтобы профсоюз не просто высказал свое мотивированное мнение, а согласился, т. е. выразил письменное согласие с решением работодателя о необходимости, законности и целесообразности принятия данного локального акта в предложенной работодателем редакции. 
 
В противном случае такой локальный нормативный акт будет признан не подлежащим применению (ст. 8 ТК).

Локальные нормативные  акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного  органа работников, не могут применяться. В таких случаях возникающие  отношения регулируются законами или  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права, коллективными договорами, соглашениями. 
 
Следует отметить, что законодатель ставит необходимость учета мнения представительного органа работников в зависимость от двух условий. 
 
Во-первых, акты или решения, при принятии которых необходимо учитывать мнение представительного органа работников, должны содержать нормы трудового права, т. е. создавать, изменять или прекращать трудовые правоотношения. 
 
Во-вторых, учет мнения представительного органа работников требуется только в случаях, определенных законодательством, локальными актами или коллективным договором. 
 
Во всех остальных случаях учет мнения представительного органа не является обязательным. 
 
В соответствии с ТК учет мнения представительного органа работников требуется при принятии работодателем следующих решений: 
 
- о введении и об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 74); 
 
- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99); 
 
- определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101); 
 
- о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105); 
 
- об определении порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112); 
 
- о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113); 
 
- об установлении с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников (ст. 116); 
 
- об утверждении графика отпусков (ст. 123) и т. д.

Список источников и литературы 
 
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3 
 
Голенко Е. Н. Ковалев В. И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий – М., 2011. 
 
Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации – М., 2011. 
 
Гусов К. Н. Трудовое право М., 2011. 
 
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова - М., 2011. 
 
Коршунов Ю. Н., Коршунова Т. Ю., Кучма М. И., Шеломов Б. А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ – М., 2011.

Информация о работе Участие работников в управлении организацией