TRUDOVOI DOGOVOR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Под термином "договор" понимают также гражданское правоотношение, возникшее из договора, и собственно документ, в котором изложено содержание договора, заключенного в письменной форме.

Содержание работы

1. Определение трудового договора 2
2. Значение трудового договора 3
3. Специфика, условия заключения трудового договора 5
4. Стороны трудового договора 7
5. Содержание трудового договора 11
А) Необходимы условия 12
Б) Дополнительные условия 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

mozgokanifolstvo (trud dogovor).doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Стороны трудового договора

 

Из определения трудового  договора, данного законодателем  в ст. 15 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 года № 69-ФЗ) как соглашение между работником и работодателем (физическим или юридическим лицом), видимо, что это двустороннее соглашение. Одной его стороной является гражданин, заключивший договор в качестве работника, а другой – работодатель (физическое или юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы собственности), принявший его на работу. Стороной трудового договора может быть также иностранец или лицо без гражданства, проживающее как на территории РФ, так и за рубежом (если они принимаются на работу в российское учреждение, находящееся за границей). Они также будут считаться работниками.

Но чтобы трудовое отношение возникло и соответствовало  требованиям закона, каждая из сторон должна обладать трудовой праводееспособностью (правосубъективностью), то есть способствовать своими действиями осуществить субъективные права и обязанности.

   Работником в  качестве субъекта трудового  договора может быть любой гражданин, достигший определенного возраста (15 - 16 лет) и обладающий реальной способностью трудиться.

Привлечение лиц, не достигших 18 лет, к общественно полезному труду представляет собой позитивную меру, как для общества, так и для отдельного подростка. Он получает возможность приобщиться к труду, получить начальные профессиональные навыки, приспособиться к трудовой деятельности и с учетом накопленного опыта выбрать свои будущие специальность и профессию. Труд является профилактикой, воспитанием и средством борьбы с детской преступностью. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. от 16 ноября 1997 года (см. Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 30, ст. 1797; СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341) предоставляет право подростку, достигшему 15 лет, оставить обучение в школе до получения им обязательного общего среднего образования. Подросток может устроиться на работу без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.

В порядке исключения трудовой договор  может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет (см. ст. 173 КЗоТ РФ). Трудовая деятельность лиц, достигших 14-летнего возраста, становится возможной при соблюдении следующих условий:

- выполняемая работа не должна причинять вред здоровью подростка;

- работа должна производиться в свободное от учебы время и не нарушать процесса обучения;

- прием на работу возможен при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Для предотвращения возможных  споров о правомерности приема подростков на работу рекомендуется согласие родителей, усыновителей или попечителя получать в письменной форме. КЗоТ РФ не регламентирует вопроса о трудоустройстве лиц, достигших возраста 14 лет и оставивших общеобразовательное учреждение с согласия местного органа управления образования и родителей (см. п. 6 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. от 16 ноября 1997 года (Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 30, ст. 1797; СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341). Этот пробел КЗоТа РФ может быть восполнен распространением нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 173 КЗоТ РФ, на данную категорию подростков, что, в частности, и имеет место в приказе Федеральной службы занятости РФ от 26 апреля 1995 года № 94 "Об утверждении Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан" (см. Человек и труд, 1995, № б).

Во всех городах и районах  созданы центры занятости с целью  устройства молодежи (несовершеннолетних граждан). Количество свободных рабочих мест для использования труда несовершеннолетних определяется на основе данных, поступающих от работодателей, о наличии свободных мест и вакантных должностей, а также данных о возможностях трудоустройства молодежи в школьных и межшкольных учебно-производственных комбинатах, ПТУ, малых предприятиях и кооперативах при учебных заведениях и подростковых клубах. Органы службы занятости могут заключать договоры с предприятиями, другими заинтересованными сторонами на создание временных дополнительных рабочих мест.

С учетом физиологических  особенностей организма подростков, отсутствия у них профессиональных навыков и умений, а также потребности в свободном времени, позволяющем сочетать работу с продолжением учебы в общеобразовательном или профессиональном учреждении, КЗоТ РФ предоставляет подросткам, не достигшим 18 лет, ряд льгот:

а) сокращенный рабочий  день;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день;

в) право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для подростка время;

г) ежегодный бесплатный медицинский осмотр;

д) установление пониженных норм выработки;

е) доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам;

ж) квотирование рабочих  мест для трудоустройства молодежи;

з) запрещение применять  труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах;

и) запрещение привлекать подростков к работе в ночное время и к  сверхурочным работам;

к) ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей;

л) запрет на расторжение  трудового договора без согласия государственной инспекции охраны труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (см. комментарии к статьям 43, 67, 175 - 183 КЗоТ РФ в /30/).

Действующее законодательство предоставляет равные возможности  всем трудоспособным гражданам для  выбора рода деятельности и места  приложения труда. Не допускается какое  бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 16 КЗоТ РФ).

Дискриминацией не являются различные исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые обусловлены спецификой того или иного вида труда или заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социально-правовой защите. Это положение относится не только к государственным предприятиям и учреждениям, но и ко всем другим нанимателям, в том числе частным и кооперативным организациям.

Субъектами трудового договора могут быть иностранные граждане, причем не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья. В связи с  иностранными инвестициями, организацией совместных предприятий и регистрацией предприятий со 100-процентным иностранным капиталом численность таких граждан имеет тенденцию к росту.

В качестве работодателей могут выступать не только юридические, но и физические лица. Это обусловлено тем, что при осуществлении предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности собственник вправе заключать договоры с гражданами об использовании их труда. В этом случае предприниматель, использующий труд наемных работников, регистрируется как предприятие.

Стороной трудового  договора могут быть и объединения  граждан -коллективные предприниматели (партнеры), объединившие свое имущество на праве общей долевой собственности. Их правосубъектность, распределение обязанностей и доходов определяются договором о совместной деятельности. Все участники договора несут солидарную или долевую ответственность по своим обязательствам, в том числе и перед наемными работниками.

Особой разновидностью таких объединений являются крестьянские (фермерские) хозяйства с правами  юридического лица. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Один из его дееспособных членов является главой крестьянского хозяйства. Согласно Закону РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 года № 348-1 в ред. от 24 декабря 1993 года (см. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 26, ст. 324; 1991, № 1, ст. 5; 1993, № 21, ст. 748) в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с законодательством.

Условия наемного труда  могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда, но оплата труда не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий на государственных предприятиях.

Стороной трудового  договора может быть не только собственник  средств производства. Собственник (учредитель) в соответствии с законодательством Российской Федерации может передать управление своим имуществом другим лицам и создать для этого юридическое лицо.

В этих случаях стороной трудового договора и, следовательно, ответственным за выполнение обязательств перед работником становится юридическое лицо. Собственник или учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам собственника или учредителя, если иное не предусмотрено в учредительных документах.

Именно на таких началах  функционируют государственные  предприятия, наделяемые правом полного  хозяйственного ведения. Полномочия собственника таких предприятий осуществляет Министерство государственного имущества РФ и соответствующие комитеты по управлению имуществом на местах, которым также поручено проводить приватизацию государственной собственности. Эта организационно-правовая форма хозяйствования сохранилась лишь на тех объектах, приватизация которых вообще запрещена или не разрешена компетентными органами государственного управления.

Правопреемником госпредприятия в процессе его приватизации (акционирования), а, следовательно, и стороной трудового договора становится акционерное общество. С момента его регистрации акционерное

              общество выходит из структуры  управления соответствующих министерств,  ведомств и органов отраслевого  управления и приобретает полную самостоятельность и независимость. Управление вновь созданным объединением осуществляется общим собранием акционеров.

             

Обычно структуры органов  управления и распределение компетенции  между ними регулируются уставом  предприятия (организации), утверждаемым его учредителями (на государственных и муниципальных предприятиях - совместно с трудовым коллективом). Следует также полагать, что права найма и увольнения работников могут быть переданы руководителем другим должностным лицам администрации.

Компетенция должностных  лиц открытого акционерного общества определена Типовым уставом, содержащимся в "Положении о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", которое утверждено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 (в ред. от 31 декабря 1992 года) "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (РГ, 7 июля 1992 года; 20 ноября 1992 года; 12 января 1993 года). В соответствии с этим уставом избрание членов совета директоров, назначение генерального директора общества отнесены к исключительной компетенции собрания акционеров. В свою очередь, совет директоров по согласованию с генеральным директором назначает и увольняет должностных лиц правления, являющегося исполнительным органом общества. Оперативное руководство, деятельностью общества, включая наем других должностных лиц и работников общества, осуществляет генеральный директор в соответствии с действующим законодательством.

 

 

  1. Содержание трудового договора

 

Под содержанием любого договора понимаются все условия. Они  определяют права и обязанности сторон. Сюда входят условия, установленные как самими сторонами, так и нормативными актами о труде. Содержание трудового договора сводится не только к обязательствам работника, но и к обязательствам работодателя (см. ст. 15 КЗоТ РФ).

Содержание трудового  договора составляет совокупность его  условий. Эти условия договора определяют правомочия и обязанности сторон. Каждая сторона трудового договора имеет свои субъектные права и обязанности, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством, установленным правопорядком по труду на данном производстве, которому стороны по договору обязаны подчиняться.

Условия трудового договора (контракта) не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством о труде (см. ст. 5 КЗоТ РФ "Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников"), соглашением любого уровня и коллективным договором (см. ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" в ред. от 1 мая 1999 года - РГ, 28 апреля 1992 года; СЗ РФ, 1995, №48, ст. 4558). В противном случае они являются недействительными. С точки зрения порядка, условия трудового договора делятся на установленные законодательством и в силу этого обязательные для сторон и условия, определенные сторонами по взаимному соглашению.

В зависимости от порядка  их установления различают два вида условий трудового договора:

а) непосредственные;

б) производные.

Непосредственные условия, определяемые соглашением сторон, устанавливают больший или меньший объем прав и обязанностей сторон (например, по соглашению сторон работа может быть определена при неполном рабочем времени или на дому либо быть временной и т. д.).

Производные условия, установленные  законодательством (об охране труда, дисциплинарной и материальной ответственности  и др.), не могут изменяться соглашением  сторон (если иное не предусмотрено  законом). Поэтому о производных  условиях стороны не договариваются, зная, что с заключением договора эти условия уже в силу закона и договора (по которому стороны обязались подчиняться внутреннему трудовому распорядку производства) обязательны для выполнения.

Непосредственные условия, определяемые соглашением сторон, подразделяются на необходимые и дополнительные (факультативные). Трудовое законодательство не связывает волю сторон договора в выработке этих условий.

 

5А. Необходимые условия

Необходимыми являются такие условия, при отсутствии которых  трудового договора не может быть, а, следовательно, не может возникнуть реального трудового правоотношения. К ним относятся условия:

а) о месте работы (расположение организации на день заключения договора в определенной местности),

б) о трудовой функции, которую будет выполнять работник, то есть специальности, квалификации, должности, совмещении профессий;

в) о размере заработной платы работника, организации, а  также служащих тех организаций, где в окладах заработной платы по штатному расписанию предусмотрена так называемая "вилка" (то есть возможность устанавливать оклад в пределах от минимального до максимального).

Информация о работе TRUDOVOI DOGOVOR