Трудовое право: предмет, методы, источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Трудовое право — объемная и сложная отрасль права Российской Федерации, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей независимо от их организационно-правовых форм.
С трудовым правом приходится иметь дело должностным лицам, администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, то есть довольно широкому кругу лиц, и, конечно, всем работникам.

Содержание работы

Введение.
• Понятие и предмет трудового права.
• Метод трудового права.
• Система трудового права.
• Функции трудового права и его роль.
• Соотношение трудового права со смежными отраслями права.
• Основные принципы трудового права.
• Понятие, система и виды источников трудового права и их классификация.
• Разграничение полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

установление государственных  гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление  государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права  каждого на защиту государством его  трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права  на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права  на забастовку;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия  заключенного договора;

обеспечение права  представителей профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права  на обязательное социальное страхование  работников.

Одновременно —  в ст. 3 ТК РФ запрещена дискриминация  в сфере труда.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и  свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Гарантируется обеспечение  равенства возможностей работников, без всякого умаления, продвижение  по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ  по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными  данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.

Лица, считающие, что  они подверглись дискриминации  в сфере труда, вправе обратиться в органы Федеральной инспекции  труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Принудительный  труд запрещен. Согласно Конвенции  МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930) принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В статье 4 ТК РФ на основе ст. 37 Конституции РФ заложен  принцип запрета принудительного  труда.

В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания  трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности  за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания  за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной  политической, социальной или экономической  системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. К принудительному труду относятся:

нарушение установленных  сроков выплаты заработной платы  или выплата ее не в полном размере;

требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством  о воинской обязанности и военной  службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполняемую  в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

 

 

 

 

 

 

 

7. Понятие,  система и виды источников  трудового права и их классификация

 

Источники трудового  права представляют собой формы выражения норм трудового права.

Эти формы могут  быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный  акт.

Таким образом, источником трудового права называется закон  и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права является результатом  нормо-творческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все  источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством  о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

Источники принято  подразделять на виды в зависимости  от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы (иерархии). В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и  целевой направленности источники  трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие

отдельные вопросы  конкретных институтов, входящие в  систему трудового права (например, Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.); регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г.).

По сфере действия источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ); региональные (акты субъектов РФ); территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций — коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Разграничение  полномочий в сфере трудовых  и связанных с ними отношений

 

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов.

К ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений относится  принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных  законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления  государственной политики в сфере  трудовых и связанных с ними отношений;

основы правового  регулирования трудовых и связанных  с ними отношений;

обеспечиваемый  государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов.

К ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений относится  принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных  законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления  государственной политики в сфере  трудовых и связанных с ними отношений;

основы правового  регулирования трудовых и связанных  с ними отношений;

обеспечиваемый  государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая  дополнительные гарантии отдельным  категориям работников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.  Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. /Под ред.

К.Н. Гусова.- М.: “Проспект”, 2003

2.  Комментарий к трудовому  кодексу Российской Федерации. /Под  ред.

Ю.П. Орловского. - М.: Инфра-М, 2002

3.  Конституция  Российской  Федерации // Российская Газета, 1993

4.  Постановление Минтруда  РФ “Об утверждении перечня  должностей и

работ, занимаемых или выполняемых  работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества и Типовой формы договора о полной индивидуальной материальной ответственности” от 31 декабря 2002 г.// Бюллетень Минтруда РФ. 2003. № 2.

5. Трудовой  кодекс  Российской  Федерации – Спб.: Юридический

Центр, 2002


Информация о работе Трудовое право: предмет, методы, источники