Трудовое право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 08:54, реферат

Описание работы

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, т.е. акт, содержащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например, федеральные законы о производственной кооперации и о сельскохозяйственной кооперации.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие источников трудового права и их система
3. Особенности системы источников трудового права
4. Классификация источников трудового права, их виды
5. Общая характеристика важнейших источников трудового права
6. Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержание труд права.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Введение

2. Понятие источников трудового права и их система

3. Особенности системы источников трудового права

4. Классификация источников трудового права, их виды

5. Общая характеристика важнейших источников трудового права

6. Список источников и литературы

 

1. Введение

Основой правового регулирования  труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный  правовой акт трудового законодательства, т.е. акт, содержащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например, федеральные законы о производственной кооперации и о сельскохозяйственной кооперации.

Следовательно, источники  трудового права — это различные  нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с  ними связанные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие источников трудового права и их система

Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы  облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие  формы (способы) государственного выражения  и закрепления юридических норм обозначаются термином «источники права».

Из источников права практика черпает сведения о юридических  нормах, их содержании и действии. В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

Право можно изучать как результат правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конкретные общественные отношения на данном этапе развития общества. В этом случае термином «источник права» обозначается способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. Под источниками трудового права следует понимать результаты совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей). Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

Согласно ст. 5 Трудового  кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового права:

  • настоящим кодексом;
  • иными федеральными законами;
  • Указом Президента Российской Федерации;
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти;
  • конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права.

Итак, система источников трудового права — это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов  трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

 

3. Особенности  системы источников трудового  права

Для системы источников трудового  права России характерны следующие особенности:

1. В создании актов  трудового законодательства активно  участвуют сами работники через  свои трудовые коллективы, профсоюзы  и другие представительные органы, а также работодатели.

2. В систему источников трудового права России, обусловленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные нашей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международной организации труда).

3. Вся система источников трудового права РФ состоит из: федерального законодательства, регионального (субъектов Федерации), локального (на предприятии, в организации) и международных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

4. Эта система состоит из общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам всей территории России, и специального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющегося на определенные категории работников. В общих актах (ТК и др.) могут быть и специальные нормы (о труде на вредных, опасных работах, труде женщин, подростков и т.д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс и федеральные законы о труде имеют верховенство на всей территории России.

5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. Законы делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, №52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон “О коллективных договорах и соглашениях”. Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем вопросам, которые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств, как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров).

7. В системе источников трудового права есть и нормативные акты по труду, охране труда специализированных органов (Министерства труда и социальной защиты), а также приказы, правила, инструкции специализированных государственных и профсоюзных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за трудовым законодательством, охраной труда (Гострудинспекции, Госпромтехнадзора, Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.).

 

4. Классификация  источников трудового права, их  виды

Все источники трудового  законодательства классифицируются на законы и подзаконные акты по степени  их важности и субординации. Но их можно  классифицировать и по другим основаниям:

  • системе отрасли трудового права: акты, относящиеся к общей ее части (Конституция РФ, гл. 1 ТК РФ), и акты, относящиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой кодекс, регулирует все институты трудового права, а текущие законы РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, охране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;
  • органам, их принимающим: законы и постановления Верховного Совета, а теперь – Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, принятые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оплаты и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
  • сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, отраслевые (ведомственные), действующие только в данной отрасли народного хозяйства (например отраслевое тарифное социально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные, районные, городские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Общая характеристика  важнейших источников трудового  права

Важнейшим источником трудового  права является основной закон РФ – Конституция 1993 г. Конституция  РФ закрепляет основные трудовые права  всех граждан, основные принципы правового  регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной  части трудового права, которые  направлены в свою очередь на обеспечение  юридических гарантий конституционных  трудовых прав. Конституция РФ закрепляет принцип законности в сфере труда (ст. 7), ее высшую юридическую силу, равноправие  перед законом и судом (ст. 30) и  устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного правового регулирования труда  являются составной частью системы  трудового права (ст. 15). Основные трудовые обязанности в Конституции РФ 1993 г. не указаны, но они предусмотрены  Кодексом и другими российскими  законами (о государственной федеральной  службе и т.д.). Статья 76 Конституции  РФ разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов по принятию норм трудового законодательства и устанавливает субординацию актов трудового права.

Другим важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ – четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового нрава, регулирующая труд. Второй КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от первого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда. Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменялся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Законом от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов.

В новейших российских федеральных  законах по-новому урегулированы  многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исключены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда  в Российской Федерации” (СЗ РФ, 1999, №29, ст. 3702) имеет широкую сферу  действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется  и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существенное значение имеют и такие Федеральные законы, как “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. №175-ФЗ, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12 января 1996 г. №10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Конституции РФ имеют  Президент РФ, Совет Федерации  и каждый его член, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов Федерации, а также  по вопросам их ведения – Конституционный  Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Новый Кодекс, как указывалось  ранее, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил  пробелы КЗоТ и создал ряд новых  норм, лучше отвечающих нынешним реалиям  в сфере труда. Кодекс повысил  значение социально-партнерских отношений  в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так  и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе  усовершенствованы регулятивная и  защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.

Все другие акты трудового  законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов  местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать  Кодексу, не противоречить ему. Нормативные  указы Президента Российской Федерации  по вопросам трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и  иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между  Кодексом и иным федеральным законом  применяется Кодекс. А если вновь  принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться  лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

Такие источники трудового  права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. В советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:

– Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, впервые урегулировавший социально-партнерские  отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший  порядок заключения коллективных договоров;

Информация о работе Трудовое право как отрасль права