Социальные льготы и гарантии трудящихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

В данном реферате говорится о социальных льготах и гарантиях,социальное положении инвалидов,пенсионеров и др. Работа включает в себя все актуальные данные

Файлы: 1 файл

Социальные льготы и гарантии трудящихся.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

                  Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

 

         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение          

                                высшего профессионального образования

                  «Саратовский государственный аграрный университет

                                                   имени Н.И.Вавилова»

 

 

 

               Факультет ветеринарной медицины и биотехнологии

 

                 Кафедра патологии, морфологии животных и биологии

 

 

 

 

 

            Социальные льготы и гарантии трудящихся

 

 

                                                        реферат

 

 

 

 

                        

 

                                                                                     

 

                                                                                                    Выполнила:

Суслова Юлия,

студентка 5 курса

БЭ- 501

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Саратов, 2012                       

                                                 Введение

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

К числу таких людей  относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к  числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и  те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное  обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

Главная цель социального  обеспечения состоит в том, чтобы  оказать необходимую помощь конкретному  человеку в сложной жизненной  ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

 

 

 

 

 

 

  I. Социальные льготы и гарантии трудящихся

Существующая система  государственных социальных выплат и льгот формировалась на протяжении многих десятилетий в условиях социалистической плановой  экономики. 
    Эта система включает: пособия и социальные выплаты; льготы и компенсации различным категориям граждан; социальную помощь нуждающимся, предоставляемую    территориальными органами социальной защиты; дотации предприятиям и организациям, производящим товары и услуги для населения. 
    Система государственных социальных выплат и льгот позволяет частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, маленькие пенсии. В ряде случает льготы являются дополнительным стимулом  привлечения работников к различным видам деятельности (льготы для привлечения рабочей силы в отрасли с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на предприятия, расположенные в неблагоприятных климатических условиях). При всем, при этом уровень жизни значительной части населения остается низким, или крайне низким. 
    Сегодня общая стоимость социальных льгот и гарантий оценивается в  350 млрд. рублей. Льготы и выплаты установлены для  200 категорий граждан. Численность их получателей составляет почти 2/3 населения страны.  
     Так, например, право на бесплатное получение лекарств и обеспечение лекарствами по рецептам врачей с 50-процентной скидкой в соответствии с действующим законодательством имеют более 18 категорий граждан. Из них получают бесплатно: около 3 млн. человек - инвалидов и участников ВОВ (776,4 тыс. человек - инвалидов ВОВ, 2173,2 тыс. человек - участников ВОВ), около 500 тыс. человек - детей-инвалидов в возрасте до 16 лет; с 50-процентной скидкой: более 12 млн. человек инвалиды 1 и 2 группы - лица, проработавшие не менее 6 месяцев в годы ВОВ (с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.), исключая время работы в районах временного оккупирования неприятелем, около 300 -400 тыс. человек - лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Житель блокадного Ленинграда" и др. Около 15 млн. человек пользуется значительными льготами, установленными Федеральным законом "О ветеранах". 
Следует отметить, что закон "О ветеранах" в полном объеме в настоящее время реализуется лишь примерно в 20 регионах Российской Федерации . 
     
     Социальные льготы,  выплаты, субсидии, компенсации предоставляются на основе более  чем 200 законов и иных нормативных правовых актов. Некоторые из них были приняты еще в 30-х годах. Так, право на бесплатное обеспечение жильем и коммунальными услугами педагогических и медицинских работников, проживающих в сельской местности. 
     Из принятых в 90-х г. законов, которыми были  установлены новые или подтверждены ранее установленные льготы можно назвать законы О ветеранах (1995 г.), О государственных пенсиях в Российской Федерации (1990 г.), О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995 г.),  "О   социальной   защите  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991 г). 
        Основными  чертами действующей системы социальных выплат и льгот являются: 
    - уравнительный (категориальный) характер предоставления по принципу формальной принадлежности граждан к той или иной социальной группе без учета уровня их материальной обеспеченности, т.е. практически безадресно; 
    - возможность получения отдельными категориями населения социальных выплат и льгот по многим основаниям в течение длительного времени без объективной оценки нуждаемости в них; 
    - стимулирование социального иждивенчества, пассивности, маргинализации общества за счёт недоучета материального положения получателей пособий и льгот и возможностей обеспечить благополучие за счет личных усилий; 
    -     отсутствие четкого разграничения полномочий, ответственности и источников финансирования по предоставлению социальных пособий и льгот между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. 
     В результате сформировался весьма сложный механизм законодательного обеспечения системы социальных выплат и льгот, характеризующийся бессистемностью, несогласованностью, параллелизмом принимаемых законодательных актов по кругу получателей, перечню льгот и условиям их предоставления. 
       Льготы пенсионерам. К мерам социальной поддержки могут относиться: 
- Ежемесячная доплата к пенсии для доведения размера пенсии с учетом компенсации, повышений и надбавок до величины прожиточного минимума, установленного в вашем регионе для пенсионеров. 
- Ежемесячная доплата к пенсии лицам, достигшим определенного возраста. 
- Освобождение от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений для неработающих одиноко проживающих пенсионеров, размер пенсии которых ниже величины прожиточного минимума. 
- Бесплатный проезд в пассажирском транспорте все виды льгот, действующих на территории РФ для инвалидов детства, льготы инвалидов 1 группы, льготы инвалидов 2 группы, а также льготы инвалидов 3 группы на 2012 год.

Социальные льготы инвалидам:

Ежемесячные денежные выплаты (всем инвалидам, вместо льгот с 2005):

- инвалиды 1 группы (с  1 апреля 2012 года) - 2684,75 руб.;

- инвалиды 2 группы (с  1 апреля 2012 года), дети инвалиды - 1917,33 руб.;

- инвалиды 3 группы (с  1 апреля 2012 года) - 1534,85 руб.

Пенсия по инвалидности (нетрудоспособности):

На 1 июля 2012 средний размер пенсии по инвалидности составляет 5951 рублей.

Размер пенсии по инвалидности в 2012 году составляет для инвалидов первой группы без иждивенцев 5926,13 рублей. Если же у инвалида есть иждивенцы, то эта сумма меняется. С одним иждивенцем - 6913,82 рублей, с двумя - 7901,51, с тремя - 8889,20 рублей.

Размер пенсии для  инвалидов второй группы составляет 2963,07 рублей. И также в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 3950,76 рублей, 4938,44 рублей, или же 5926,13 рублей в месяц.

Размер пенсии для  инвалидов третьей группы составляет 1481,53 рублей в месяц. И также в  зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 2469,23 рублей, 3456,91 рублей, или же 4444,60 рублей в месяц.

Социальное обслуживание инвалидов:

Собес может определить необходимость следующих услуг: уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие

Предоставляются бесплатно:

- инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума);

- инвалидам, проживающим  в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Пособия и социальные льготы неработающим женщинам в связи  с рождением ребёнка

1) Единовременное пособие при рождении ребенка (статьи 11-12 Федерального закона)

Право на пособие имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. 
При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.

Периодичность: выплачивается единовременно

Размер (на 01.01.2012): 12 405 руб. 32 коп. + районный коэффициент, действующий по месту жительства получателя пособия.

2)Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (статьи 13-15 Федерального закона)

Право на пособие имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком; другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Размер: (на 01.01.2012) 2326 руб. в месяц на первого ребенка, 4651 руб. 99 коп. в месяц на второго и каждого следующего ребенка + районный коэффициент, действующий по месту жительства получателя пособия.     

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (1997 г.) установил правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных  доходов граждан  и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.     Законом закреплено понятие прожиточного минимума, установлен порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума,  а также регламентируется область применения и использования этого норматива в качестве основного инструмента борьбы с бедностью. Законом предусмотрено также введение государственной социальной помощи, в том числе денежной, малообеспеченным гражданам, если доход в среднем на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина) не обеспечивает прожиточный минимум, установленный  на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.    

При реформировании законодательства о социальных выплатах и льготах  должны быть соблюдены  следующие принципы:  
     *заявительный принцип предоставления выплат и льгот в сочетании с хорошо организованной информацией населения об условиях и порядке их предоставления; 
    *временный характер льготы: по истечении определенного периода она должна переназначаться на основе проверки нуждаемости; 
    *право на получение одного, наиболее выгодного для получателя, вида выплат или льгот; 
    основными получателями социальных выплат и льгот должны быть социально-уязвимые группы населения, которые по объективным причинам не могут материально обеспечить себя самостоятельно (инвалиды, престарелые, дети из многодетных семей и т.д.); 
    *приоритетное направление социальной помощи - предоставление возможности для самостоятельного повышения доходов экономически активного населения из числа малоимущих посредством трудоустройства или дополнительной занятости, переобучения или повышения квалификации и т.п. Этой категории населения социальная помощь  предоставляется временно и только в случае отсутствия возможности  повышения доходов за счет собственных усилий; 
   * предоставление льготы только основному получателю без распространения этого права на членов их семей. Исключение составляют нетрудоспособные иждивенцы основных получателей; 
    действие льгот в пределах  социальных норм и нормативов. Это означает, что льготные тарифы действуют лишь в пределах социальных нормативов потребления (например, социальной нормы площади жилища или нормативов потребления социальных услуг), а сверхнормативное потребление должно оплачиваться по реальной стоимости; 
    *поэтапная замена натуральных льгот денежными выплатами и компенсациями; 
    *разграничение полномочий и ответственности по предоставлению и финансовому обеспечению льгот различным категориям населения между федеральными, региональными и муниципальными органами власти; 
   
    Что касается пособия на детей, то оно должно быть сохранено, но его получателями должны быть исключительно семьи с доходами ниже величины прожиточного минимума. В переходный период их финансирование необходимо будет осуществлять в виде федеральных целевых субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации. В дальнейшем, по мере создания необходимых организационно-технических условий, перечисление средств из федерального бюджета на эти цели будет производиться непосредственно получателям. 
    К разработке законодательных мер по реформированию детских пособий нужно отнестись особенно осторожно. Невозможно игнорировать то, что сегодня  в России имеется большое количество семей социального риска, признанных социально неблагополучными. Длительное существование семей с детьми в условиях бедности привело к ряду разрушительных последствий: ослаблению здоровья детей, регистрируемому недоеданию, взрывному росту асоциальных проявлений, безнадзорности, катастрофическому снижению рождаемости .   Для семей с доходами ниже прожиточного минимума необходимо бесплатное обеспечение детей молочными продуктами детского питания и бесплатным питанием в школе.        

12 апреля 2000 г. Государственной  Думой рассматривался проект  федерального закона Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом О федеральном бюджете на 2000 год , внесенный  Правительством Российской Федерации еще в августе 1999 г. К отмене, приостановлению, изменению редакции предлагалось ряд положений законов Российской Федерации и федеральных законов, финансирование которых фактически неосуществимо из-за ограниченности средств, предусмотренных в Федеральном законе О федеральном бюджете на 2000 год . Законопроектом предполагается внести изменения в 27 норм и положений действующих федеральных законов по различным вопросам социальной защиты различных категорий граждан. 
    Предлагалось, в частности, внести изменения в ряд законодательных актов, предусматривающих расходы в фиксированных долях  к общему объему расходов федерального бюджета или ВВП. Имеются ввиду следующие законы Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре , Об образовании , в федеральные законы О высшем и послевузовском профессиональном образовании , О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации , О науке и государственной научно-технической политике и др. 
     II. Социальные гарантии граждан

Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным  пакетом работника, который, помимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО); - санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО); - жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п.).

Под социальным пакетом необходимо понимать предоставление работодателями своим работникам различных материальных благ помимо обязательств, предусмотренных  трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. 22 ТК к таким обязательствам работодателя относятся:

- обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими  трудовых обязанностей,

- обязательное социальное страхование  работников в порядке, установленном  федеральными законами,

- выплата в полном размере  причитающейся работникам заработной  платы,

- ведение коллективных переговоров,  заключение коллективных договоров  и т. д.

В соцпакет, таким образом, могут входить следующие материальные блага: бесплатное питание, негосударственное пенсионное страхование, добровольное медицинское страхование, страхование жизни и здоровья, оплата работодателем услуг мобильной связи и др.

Информация о работе Социальные льготы и гарантии трудящихся