Служебный контракт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении граждан на государственную гражданскую службу, регулируются специальным Федеральным законом. Однако при реализации этого Закона возникают существенные проблемы. Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Постараемся взглянуть на эти проблемы более внимательно и разобраться в особенностях заключения срочных служебных контрактов.

Файлы: 1 файл

Служебный контракт.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении  граждан на государственную гражданскую  службу, регулируются специальным Федеральным  законом. Однако при реализации этого  Закона возникают существенные проблемы. Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Постараемся взглянуть на эти проблемы более внимательно и разобраться в особенностях заключения срочных служебных контрактов.

В ч. 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Основываясь на этом, представители науки трудового права справедливо указывают на необходимость правового регулирования труда государственных гражданских служащих в отдельной главе Трудового кодекса РФ.

Несколько иное положение  закреплено в ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации", согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Несмотря на определенное разночтение указанных федеральных  законов, представляется, что служебные  отношения государственных гражданских  служащих в любом случае должны регулироваться, прежде всего, на основе фундаментальных принципов трудового права.

 

 

  1. Понятие служебного контракта

Впервые термин "контракт" встречается в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе  государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007, далее - Закон  о системе государственной службы), в которой закреплено, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Вместе с тем определения контракта в данном Законе не дается.

Закон о гражданской  службе вводит специфическое понятие "служебный контракт". В современном  значении термины "договор" и "контракт" понимаются как синонимы.

Статья 23 Закона о гражданской  службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим  на гражданскую службу, или гражданским  служащим о прохождении гражданской  службы и замещении должности гражданской службы.

Стороны служебного контракта

Сторонами служебного контракта  являются представитель нанимателя и гражданин. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о гражданской службе, представитель  нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Однако в ст. 23 Закона о гражданской службе предусмотрено, что служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, что не совсем соответствует ч. 2 ст. 1.

Следовательно, представитель  нанимателя заключает контракт не от своего имени, а от имени представляемого  лица, т. е. права и обязанности  по служебному контракту возникают у государственного органа, с которым гражданский служащий вступил в служебные правоотношения. С учетом содержания ст. 182 ГК РФ работодателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. С этим в определенной мере согласуется п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которым наниматель федерального государственного служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект.

Таким образом, служебный  контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих.

Права и обязанности  по служебному контракту

Служебным контрактом устанавливаются  права и обязанности сторон, а  именно:

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской  службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии;

Гражданин, поступающий  на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Возможные условия служебного контракта

В служебном контракте могут  предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении  на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить  гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности  профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не  ухудшающие положения гражданского  служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта  могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Срок служебного контракта

Статья 25 Закона о гражданской службе регламентирует срок служебного контракта.

Для замещения должности  гражданской службы представитель  нанимателя может заключать с  гражданским служащим:

1) служебный контракт  на неопределенный срок;

2) срочный служебный  контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом, в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской  службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, на срок от одного года до пяти лет.

В рассматриваемом контексте  нельзя не обратить внимание на разделительный союз "или" в п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, который не совсем соответствует п. 1 ч. 4 ст. 25 его же, т. е. не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен служебный контракт как на неопределенный, так и на определенный срок.

2. Заключение служебного контракта

 

Статья 26 Закона о гражданской службе содержит нормы о заключении служебного контракта.

Служебный контракт заключается  на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской  службы. Гражданин, поступающий на гражданскую  службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

- заявление с просьбой  о поступлении на гражданскую  службу и замещении должности  гражданской службы;

- собственноручно заполненную  и подписанную анкету установленной  формы;

- паспорт;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

- страховое свидетельство  обязательного пенсионного страхования,  за исключением случаев, когда  служебная (трудовая) деятельность  осуществляется впервые;

- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

- документы воинского  учета - для военнообязанных лиц,  подлежащих призыву на военную  службу;

- документ об образовании;

- сведения о доходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В отдельных случаях  с учетом условий прохождения  гражданской службы, установленных  российским законодательством, при  заключении служебного контракта может  предусматриваться необходимость  предъявления иных документов.

Служебный контракт не может  ухудшать условия прохождения гражданской  службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные российским законодательством.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено специально.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего  со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

После назначения на должность  гражданской службы гражданскому служащему  вручается служебное удостоверение  установленной формы.

Испытательный срок

В акте государственного органа о назначении на должность  гражданской службы и служебном  контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 Закона о гражданской службе, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от 3 до 6 месяцев.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской  службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин.

В срок испытания не засчитываются  период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

Заключение

 

Государственная служба Российской Федерации является административным типом организации и должна обладать устойчивой структурой, оптимальной и эффективной системой внешних и внутренних коммуникаций, предписанным алгоритмом функционирования, выраженных в нормативных правовых актах.

Государственная служба Российской Федерации является важнейшим инструментом преобразований в системе государственного управления, в экономике, в социальной сфере. Сложность и неоднозначность  происходящих изменений предполагают многомерный комплексный характер.

Реализуя должностные  обязанности, госслужащие реализуют  и обеспечивают единство закона, государственной  власти, интересов общества и его  граждан.

Служебный контракт с гражданским служащим может  прекращаться по обстоятельствам, не зависящим  от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Информация о работе Служебный контракт