Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:49, реферат

Описание работы

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы . Таким образом, Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г. "О Прокуратуре РФ" отождествляет понятия "прокурорский работник" и "государственный служащий". Но поскольку речь идет о государственной службе, то более корректно будет использовать терминологию служебного права, а именно "служащий" и "сотрудник". Служащий прокуратуры РФ - физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном Законом о прокуратуре порядке и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных прав и обязанностей.

Содержание работы

1. Основные признаки, присущие сотруднику прокуратуры РФ
2. Прокуроры и прокурорские работники
3. Профессиональная деятельность служащих прокуратуры
4. Характеристика правового статуса государственного служащего прокуратуры
5. Права и обязанности служащего органов прокуратуры
6. Ограничения и запреты
7. Обеспечение личной безопасности прокуроров
8. Гарантии и льготы
9. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита

Файлы: 1 файл

Сотрудник прокуратуры основы правового статуса.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Основные признаки, присущие  сотруднику прокуратуры РФ

2. Прокуроры и прокурорские  работники

3. Профессиональная деятельность  служащих прокуратуры

4. Характеристика правового  статуса государственного служащего  прокуратуры

5. Права и обязанности  служащего органов прокуратуры

6. Ограничения и запреты

7. Обеспечение личной  безопасности прокуроров

8. Гарантии и льготы

9. Материальное и социальное  обеспечение прокурорских работников  и их правовая защита

 

1. Основные признаки, присущие сотруднику прокуратуры  РФ

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы . Таким образом, Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г. "О Прокуратуре РФ" отождествляет понятия "прокурорский работник" и "государственный служащий". Но поскольку речь идет о государственной службе, то более корректно будет использовать терминологию служебного права, а именно "служащий" и "сотрудник". Служащий прокуратуры РФ - физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном Законом о прокуратуре порядке и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных прав и обязанностей.

Сотрудник прокуратуры РФ:

1. Физическое лицо, обладающее  гражданством Российской Федерации.

2. Замещает должность  государственной службы в органах  прокуратуры РФ. Согласно ст. 8 Федерального  закона №79-ФЗ от 27.07.04 "О государственной  гражданской службе" (далее - ФЗ  №79), должности федеральной государственной  гражданской службы учреждаются  федеральными законами и указом  Президента РФ.

3. Обладает установленным  кругом прав и обязанностей  по исполнению и обеспечению  полномочий органов прокуратуры. 

4. Поскольку служба в  органах прокуратуры - это федеральная  государственная служба, то финансирование  данной службы осуществляется  за счет средств федерального  бюджета, в порядке, установленном  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами.

5. Служащим прокуратуры  РФ, в соответствии со ст. 41 ФЗ  №2202-1, присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных  чинов определяется Положением  о классных чинах прокурорских  работников, утвержденным указом  Президента РФ №659 от 30 июня 1997 г. Классный чин - это специальный  служебный разряд, персональное  звание сотрудника прокуратуры. Установлены классные чины:

    • младший юрист;
    • юрист 3 класса;
    • юрист 2 класса;
    • юрист 1 класса;
    • младший советник юстиции;
    • советник юстиции;
    • старший советник юстиции;
    • государственный советник юстиции 3 класса;
    • государственный советник юстиции 2 класса;
    • государственный советник юстиции 1 класса;
    • действительный государственный советник юстиции.

Классные чины присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы. Присвоение очередного классного чина свидетельствует о служебном и профессиональном росте работника.

6. Сотрудники прокуратуры  имеют форменное обмундирование. Постановлением Правительства РФ  от 25 марта 1996 г. №352 утверждены нормы  выдачи и описания знаков различия  и форменного обмундирования  прокуроров, следователей, научных  и педагогических работников, имеющих  классные чины. Форменное обмундирование  сотрудника прокуратуры включает  в себя китель, брюки (юбку), рубашку, галстук. Расположение и детали  отдельных элементов формы должны  строго соответствовать стандартам. Знаки различия на погонах  устанавливаются в зависимости от классного чина.

 

2. Прокуроры и прокурорские работники

В законе для обозначения должностных лиц прокуратуры используются понятия "прокурор" и "прокурорский работник", и ст. 54 ФЗ №2202-1 перечисляет должности, подпадающие под эти понятия.

Понятие "прокурор" используется для обозначения руководителей прокуратур различного уровня, а также сотрудников, занимающих должности прокуроров управлений и отделов, прокуроров-криминалистов, помощников прокуроров. Ряд полномочий по реагированию на выявленные нарушения законности и предупреждению правонарушений вправе реализовывать только прокуроры по должности и их заместители, поэтому в п.1 ст. 54 ФЗ №2202-1 указаны конкретные нормы закона, где наименование "прокурор" включает всех вышеперечисленных работников прокуратуры2 .

Под прокурорскими работниками понимаются не только прокуроры и следователи, но и другие сотрудники органов и учреждений прокуратуры. К ним относятся научные и педагогические работники научно-исследовательских и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ, а также специалисты, которым присвоены классные чины (воинские звания).

Важно заметить, что ФЗ №2202-1 все же выделяет в отдельную категорию прокуроров и следователей органов прокуратуры, устанавливая для них либо дополнительные требования и ограничения (п. 3 ст. 4, ст. 40 ФЗ №2202-1), либо, наоборот, специальные льготы, дополнительные меры правовой и социальной защиты (ст. 41, 42, п. 3 ст. 43, п. 2 ст. 44, ст. 45 ФЗ №2202-1)3 .

 

3. Профессиональная деятельность служащих прокуратуры

Профессиональная деятельность служащих прокуратуры является сложной и многогранной. Основные направления, цели и задачи работы, служебные обязанности их определяются функциями органов прокуратуры, перечисленными в ФЗ №2202-1. Анализируя данные функции, а также содержание и условия практической работы, можно вычленить ряд особенностей прокурорской профессиональной деятельности.

Первая особенность, которую необходимо отметить при анализе профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры, - это ее жесткая правовая регламентация. Как уже отмечалось, основные направления, цели и задачи прокурорского надзора, служебные обязанности прокурора указаны в ФЗ №2202-1. Кроме того, порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе, иных законодательных актах и нормативных подзаконных материалах (в приказах и распоряжениях Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, в должностных инструкциях и т.д.), конкретизирующих и уточняющих требования законодателя. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют порядок, сроки и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестование приговоров в кассационной инстанции, подачи исков, жалоб и т.д.). Отступление от этих требований рассматриваются как нарушения закона, свидетельствует о низком уровне профессиональной квалификации. Данная особенность прокурорской деятельности способствуут формированию у субъекта уважения к закону, стремлению строго придерживаться правовых норм. Потребность соблюдать правовые нормы - одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей служащего прокуратуры.

Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий, использование которых, в случае необходимости - в принудительном порядке, нередко существенно затрагивает интересы граждан, различных юридических лиц, организаций и ограничивает их права4 . Поэтому применение власти требует от сотрудника прокуратуры высокого уровня персональной ответственности за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.

Еще одной характерной особенностью деятельности прокурора является его особый статус, правовая самостоятельность и независимость от влияний, исходящих от любых органов государственной власти и должностных лиц (принцип независимости органов прокуратуры). Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки своим внутренним убеждениям.

Профессиональная деятельность сотрудника прокуратуры имеет следующую характерную особенность: большое количество контактов с различными людьми, с которыми прокурору по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти и управления, личное участие прокурора в следственных действиях при руководстве расследованием преступлений, выступление в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых реализуется коммуникативная деятельность прокурора, осуществляемая в процессуальной или непроцессуальной форме.

По своему психологическому содержанию работа прокурора является крайне конфликтной5 . Нередко, отстаивая законность, он сталкивается с открытым или скрытым противодействием со стороны нарушивших закон лиц, которые пытаются уклониться от ответственности, в той или иной форме оказать на него давление, повлиять на принимаемые решения. Если ставки в таком противоборстве достаточно велики, то в ход идут самые разнообразные приемы воздействия на "непонятливого" прокурора: фабрикация соответствующего общественного мнения, попытки опорочить, дискредитировать его, нередко с использованием средств массовой информации, "телефонное право", вплоть до прямых угроз жизни и здоровью прокурора, а также его родным и близким. Тем самым, деятельность прокурора отличается экстремальностью6 , высокими эмоциональными и психологическими нагрузками.

Кроме того, напряженность в работе прокурора связана с необходимостью интенсивного анализа большого объема сложной многообразной информации (а также дезинформации) в условиях острого дефицита времени. Нервно-психические перегрузки зачастую усугубляются нерегулярной сменой условий и темпа труда, нарушениями привычной суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от регулярного отдыха, а также нередко слабой материально- технической оснащенностью, отсутствием необходимой оргтехники, средств связи и транспорта.

Итак, основные признаки сотрудника прокуратуры и особенности, свойственные службе в органах прокуратуры, представляют собой единый комплекс, отличающий ее от иных видов государственной службы. Это дает возможность при дальнейшем развитии законодательства о государственной службе в РФ ставить вопрос о выделении прокурорской службы в отдельный вид государственной службы.

 

4. Характеристика правового статуса государственного служащего прокуратуры

"Правовой статус государственных  служащих представляет собой  совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности  служащих, установленных законодательством  и гарантированных государством".

Естественно, что правовой статус государственных служащих различается в зависимости от замещаемых должностей, от уровня государственной службы.

Статус государственного служащего приобретается с момента заключения служебного контракта и издания приказа о назначении на должность либо с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа, в некоторых случаях - с момента принятия присяги.

Итак, что касается непосредственно сотрудников прокуратуры РФ, то возникновение правового статуса характеризуется сложным фактическим юридическим составом: кроме обычного служебного контракта необходим специфический акт - назначение на должность8 .

Утрачивается статус государственным служащим с момента прекращения государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры, а именно при увольнении прокурорского работника.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает присягу. Присяга принимается в месячный срок после аттестации на должность прокурора или следователя. Содержание присяги отражено в ст. 40 ФЗ №2202-1. Но присяга не влияет на приобретение определенного правового статуса - это лишь дань традиции. Принятие присяги является обязательным только у военнослужащих, так как с ней связано наступление правовых последствий. Однако существует мнение, что присяга - это не торжественный ритуал, а юридическое обязательство сотрудника прокуратуры, хотя и сформулированное с помощью неправовых категорий . Так, составляющие присяги имеют свойство юридических обязательств, например: "соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ", "строго хранить государственную и охраняемую законом тайну", и за несоблюдение их служащего прокуратуры можно привлечь к ответственности10 .

Так как служба в органах прокуратуры является государственной гражданской службой, то и основы правового статуса сотрудника прокуратуры регулирует ФЗ №79.

 

5. Права и обязанности служащего органов прокуратуры

Как права служащего органов прокуратуры, так и их обязанности можно разделить на следующие группы:

1. Общие права и обязанности

Общие права и обязанности закреплены в ФЗ №79. Данные права и обязанности имеет не только работник прокуратуры, но и каждый государственный служащий. В ст. 14 ФЗ №79 закреплены следующие права:

Информация о работе Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и их правовая защита