Курсовая на тему Система органов контроля и надзора за трудовым законодательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - подробное исследование положений действующего законодательства, касающихся надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Предметом исследования является правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых актов.

Файлы: 1 файл

органы контроля 2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

Деятельность  системы государственных органов  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства и осуществление  общественного контроля в этой области  являются одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей  стране.

 Надзор  и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разграничение между указанными видами деятельности (контрольной и надзорной) проводится по органам, их осуществляющим, методам выявления ими нарушений законодательства о труде и способам реагирования на них.

Цель  настоящей работы - подробное исследование положений действующего законодательства, касающихся надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Предметом исследования является правовое регулирование  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства с точки зрения ныне действующих нормативно – правовых  актов.

 В  данной работе использовались  следующие источники Голенко  Е.Н., Гуев А.Н., Ковалев В.И., Маврин  С.П.,Тихомиров М.Ю. Хохлов Е.Б. и других; также использовались такие нормативно – правовые акты как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17 января 1992г. №2202 – I “О прокуратуре Российской Федерации”, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г.), Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» и другие. 

Глава I

Общая характеристика органов  контроля и надзора  за соблюдением  трудового законодательства. 

      Одним из способов обеспечения права человека на труд в условиях безопасности является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

       Необходимость данного способа  определяется, во-первых, общественной значимостью данного института трудового права, охраняющего права работников на жизнь и здоровье, во-вторых, фактическим стремлением работодателей минимизировать расходы на проведение мероприятий по охране труда работников. Граждане зачастую в силу своего экономического положения вынуждены соглашаться на работу в неблагоприятных условиях и не имеют фактической возможности выразить свое несогласие с условиями труда.

       Проведение в жизнь законодательства  и правил по безопасности и  гигиене труда и производственной среде обеспечивается надлежащей и соответствующей системой инспекции (ст. 9 Конвенции МОТ № 155 “О безопасности и гигиене труда и производственной среде”)1. Проведение инспекционной деятельности включает в себя осуществление функций, применяемых при вводе в эксплуатацию того или иного промышленного объекта, функций текущего контроля, имеющих место при эксплуатации конкретного объекта, и функций последующего контроля, применяемого при разрешении споров, связанных с исполнением обязанностей работодателя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Данные функции инспекций труда закрепляются в конвенциях МОТ № 81 и № 155. В соответствии со ст. 11 Конвенции № 155 компетентный орган или органы обеспечивают постоянное выполнение следующих функций:

  1. определение, если характер и степень опасностей требуют этого, условий, регулирующих проектирование, строительство и планировку предприятий, ввод их в эксплуатацию, значительное их переоборудование и изменение назначения, а также безопасность используемого в ходе работы технического оборудования;

        2) определение производственных  процессов, веществ и агентов,  контакт с которыми необходимо  запретить, ограничить или поставить  в зависимость от разрешения  или контроля компетентного органа или органов;

         3) установление и применение процедур  объявления работодателями, и, когда это необходимо, страховыми учреждениями и другими 
непосредственно заинтересованными органами или лицами о несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, а также представление ежегодных статистических данных о несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях;

         4) проведение расследований, когда  несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или любое повреждение здоровья, возникающие в ходе работы или в связи с ней, свидетельствуют о серьезном положении.2

Деятельность  системы государственных органов  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства и осуществление  общественного контроля в этой области являются одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране.

В зависимости  от органов, осуществляющих контрольно-надзорную  деятельность в данной области, различают: государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, а также общественный контроль в сфере труда (ст. 370 ТК РФ).

В ст. 353 ТК РФ приведена система органов  государственного надзора и контроля за исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ее образуют: органы федеральной инспекции труда, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (ст.ст. 354-365 ТК РФ)

Федеральные надзоры осуществляют свою деятельность в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Систему этих надзорных органов образуют: Федеральная служба по технологическому надзору, подведомственная Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и ее территориальные органы (ст.ст. 366 и 367 ТК РФ); Федеральная служба по атомному надзору (подведомственная этому же министерству) и ее органы (ст. 369 ТК РФ); органы и учреждения Госсанэпиднадзора (ст. 368 ТК РФ). В отличие от государственных инспекций труда эти органы надзирают только за соблюдением правил по безопасному ведению работ (относятся к нормам охраны труда) в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (либо на строго определенных поднадзорных объектах). При этом они должны взаимодействовать с федеральной инспекцией труда.

При проведении надзорных функций сотрудники федеральных  надзорных органов независимы и  подчиняются только закону.3

Указом  Президента Российской Федерации "О  системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 изменены функции по государственному контролю и надзору в сфере труда. Осуществляющие его исключительно федеральные службы, подведомственные федеральным министерствам, вправе: совершать действия по контролю и надзору за исполнением всеми государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдавать разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическими и физическими лицами; регистрировать акты, документы, права, объекты, а также издавать индивидуальные правовые акты.

Правовое  регулирование в установленной  сфере деятельности отнесено к компетенции федеральных министерств.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ предусмотрены  общие правила деятельности надзорно-контрольных  органов при проведении контрольных  мероприятий, в том числе и  в сфере труда. Однако некоторые  его положения противоречат ТК РФ (его нормы имеют приоритетное значение) и Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 19 июня 1947 г. N 81.

В данном Федеральным Законе от 8 августа 2001 г. № 134 определены принципы защиты прав юридических лиц, которыми обязаны руководствоваться указанные органы в процессе своей деятельности: презумпция добросовестности юридических лиц; осуществление контрольных мероприятий уполномоченными должностными лицами, действия (бездействия) которых могут быть обжалованы; устранение в полном объеме этими органами допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица обоснованной; недопустимость непосредственного получения органами контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц в результате проведения мероприятий по контролю и др.

Контрольные мероприятия проводятся:4

- на  основании распоряжения (приказа)  надзорно-контрольных органов, в  котором указываются уполномоченные  на то лица (должны предъявить  служебные удостоверения) и наименование  юридического лица, в отношении которого они проводятся, и иные необходимые сведения;

- в течение  одного месяца, если в исключительных  случаях срок не будет продлен  в пределах следующего месяца;

- с учетом  особенностей в отдельных сферах  государственного контроля (надзора), установленных федеральными законами;

- для  проверки выполнения обязательных  требований, относящихся только  к компетенции органа государственного  контроля (надзора), от имени которого  действуют проверяющие;

- с истребованием  копий документов, информации, образцов (проб) продукции, если они являются объектами мероприятий по контролю и относятся к предмету проверки;

- с истребованием  образцов (проб) продукции для проведения  их исследований (испытаний), экспертизы  с оформлением акта об отборе  образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, не превышающем нормы, установленные нормативными документами;

- с соблюдением  правил нераспространения информации, охраняемой законом и полученной  в результате проведения этих  мероприятий;

- с составлением акта (протокола) установленной формы в двух экземплярах с приложением собранных документов, один из которых вручается руководителю юридического лица под расписку (направляется по почте с уведомлением о вручении). В случае выявления административного правонарушения составляется протокол в порядке, установленном КоАП РФ, и даются предписания об устранении выявленных нарушений;

- с производством  записи должностного лица о  проведенном мероприятии в журнале  учета таких мероприятий в  организации. Этот журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.

Представители юридического лица при проведении мероприятий  по контролю вправе:5 получать информацию, предоставление которой предусмотрено вышеназванным Законом и иными правовыми актами; знакомиться с их результатами и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае признания их неправомерными причиненный юридическому лицу вред подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Вышеприведенные правила не распространяются на контроль: безопасности при использовании  атомной энергии; объектов, признаваемых опасными, особо важными и режимными  в соответствии с законодательством, а также на надзор, осуществляемый Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.6

Судебные  органы вынося решения о признании  забастовки незаконной или в порядке  разрешения трудового спора по жалобам  работников, также контролируют соблюдение работодателями и работниками трудового законодательства.

Государственную экспертизу условий труда проводят Министерство труда и социального  развития Российской Федерации (Всероссийская  государственная экспертиза) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда. Как следует из Указа Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. № 314, в связи с упразднением Министерства труда и социального развития Российской Федерации полномочия Всероссийской экспертизы условий труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Данная экспертиза проводится на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросу федеральных инспекций труда и надзоров за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, профсоюзов и иных представительных органов работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курсовая на тему Система органов контроля и надзора за трудовым законодательством