Контрольная работа по «Трудовому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 3. «Дайте понятие субъектов трудового права. Охарактеризуйте содержание субъектов трудового права».
Вопрос № 40 «Охарактеризуйте государственные гарантии и компенсации в области занятости населения»
Вопрос №84 Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. Причем законодательство предоставляет право сделать это независимо от срока, размера ущерба и вида материальной ответственности. С согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное (ст. 401 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос № 3. «Дайте понятие субъектов трудового  права. Охарактеризуйте содержание субъектов трудового права».

Субъекты трудового права — участники общественных отношений (физические и юридические лица), которые на основании действующего трудового законодательства признаются обладателями трудовых прав и обязанностей и могут реализовать (т.е. приобретать и исполнять) их.           Все субъекты трудового права имеют правовой статус, дающий возможность участвовать в конкретных правоотношений, связанных с общественно-трудовой деятельностью.

Содержание правового  статуса включает:

- трудовую правоспособность  и дееспособность;

- закрепленные за субъектами  права и обязанности;

- гарантии;

- ответственность за невыполнение  или ненадлежащее исполнение  своих обязанностей.

Гарантии и ответственность  за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей придают правовому  статусу необходимую определенность и устойчивость. В зависимости  от общности и характера прав и  обязанностей, различают два вида правовых статусов:

- общий — предусматривающий для каждого вида общие права и обязанности;

- специальный — проявление общего правового статуса применительно к внутривидовым особенностям субъектов.

Субъектами трудового  права являются:

1. работники;

2. наниматели;

3. трудовые коллективы;

4. профсоюзы;

5. социальные партнеры — участники коллективных трудовых отношений —работники (их представители), наниматели (их представители), органы исполнительной власти;

6. юрисдикционные или правоохранительные органы, рассматривающие трудовые споры;

7. специализированные государственные  органы, осуществляющие надзор и  контроль за соблюдением трудового законодательства;

8. и др.

Одним из субъектов трудового правоотношения выступают граждане Республики Беларусь, наделенные отраслевой трудовой правосубъектностью. Это вытекает из смысла ст. 21 Трудового кодекса Республики Беларусь, где указано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Другим субъектом в трудовом правоотношении выступают работодатели.

В соответствии со ст. 15 КЗоТ Республики Беларусь, который утратил свое действие с 2000 года, к числу работодателей относятся:1

  • все государственные предприятия, учреждения и организации, а также их объединения;
  • все общественные предприятия, организации и учреждения и их объединения; все кооперативные и колхозно-кооперативные предприятия и их объединения; акционерные общества с ограниченной ответственностью, совместные белорусские и иностранные, малые и большие и другие предприятия независимо от форм их собственности и их объединения; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица, и фермеры;
  • граждане, в потребительском хозяйстве которых на основе трудового

договора работают наемные  работники.

Все перечисленные выше предприятия, организации и учреждения обладают специальной правосубъектностью с момента их создания, регистрации, открытия счета в банке, имеющие обособленное имущество, печать и администрацию. Именно эти предприятия, а не их руководители, выступают вторыми субъектами в конкретном трудовом правоотношении. Все они, как и граждане, поступающие на работу в качестве наемных работников, наделены соответствующими трудовыми правами и обязанностями.

 

Вопрос № 40 «Охарактеризуйте государственные гарантии и компенсации в области занятости населения»

В соответствии со ст. 10 «Закона о занятости населения» государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:

– право на выбор профессии, рода занятий и работы;

– охрану труда, в том  числе на здоровые и безопасные условия  труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством  о труде;

– бесплатное содействие в  подборе подходящей работы и трудоустройстве  в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой  с учетом общественных потребностей.2

Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Республика Беларусь, являются дополнительные гарантии в области содействия занятости  населения гражданам, особо нуждающимся  в социальной защите и не способным  на равных условиях конкурировать на рынке труда. К таким гражданам относятся: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов; инвалиды; освобожденные из мест лишения свободы; впервые ищущие работу в возрасте до 21 года; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях); ветераны боевых действий на территории других государств, указанные в пунктах 1 – 3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2001 года (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67. 2/787); уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию; эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы на Чернобыльской иные граждане, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.

Дополнительные гарантии указанным гражданам обеспечиваются путем разработки и реализации целевых  государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации  обучения по специальным программам и другими мерами.

Особое место среди  гарантий занимают социальные гарантии и компенсации безработным.

Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство  обеспечивает безработным следующие  виды гарантий и компенсаций:

1) выплату в установленном  порядке пособия по безработице;

2) выплату стипендий в  период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения  квалификации по направлению  службы занятости;

3) возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых местными  органами власти;

4) оказание материальной  помощи.

На основании Положения  о порядке и условиях выплаты  безработным пособий и материальной помощи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года № 236 (в ред. постановлений Совмина от 16.05.1997 № 512, от 27.03.1998 № 487, от 08.04.1999 № 489, от 08.01.2001 № 16, от 28.02.2002 № 288, от 13.12.2004 № 1582, от 25.07.2005 № 816, от 03.12.2005 № 1374, от 21.07.2006 № 915) право на пособие по безработице имеют безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьям или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости населения.

 

 

 

 

Вопрос № 47 «Фролов  был принят на работу бухгалтером  с двухмесячным сроком предварительного испытания. За три дня до окончания  срока испытания наниматель предложил  продолжить испытательный срок до 3 месяцев. Фролов согласился. Через 20 дней Фролов был уволен как не выдержавший  испытания. Полагая, что у нанимателя не было основании для его увольнения, Фролов обратился в суд с иском о восстановлении на работе. (Решите спор. Ответ обоснуйте)».

Законодательством установлен срок предварительного испытания –  не более трех месяцев, не считая периода  временной нетрудоспособности и  других периодов, когда работник отсутствовал на работе. При этом минимальный  срок предварительного испытания Трудовым кодексом не предусмотрен.

Предусмотренные законом  сроки испытания не могут быть удлинены по усмотрению нанимателя или  по соглашению сторон. Если наниматель не уверен, справится ли работник с новой должностью, то с согласия работника можно оформить временный перевод. По истечении срока временного перевода наниматель сможет принять решение оставить работника на новой должности или вернуть его на прежнюю ст. 33 «Трудового Кодекса Республики Беларусь». Нельзя продлить работнику срок испытания и в том случае, если он закончился, но результат не ясен. А так как наниматель с согласия гражданина Фролова продлил ему испытательный срок еще на месяц, а затем уволил его через 20 дней, он нарушил законодательство о труде. Испытание для работника можно установить один раз при заключении трудового договора. Увеличение испытательного срока законодательством не предусмотрено, даже если работник на это согласен. Если период испытания нанимателем увеличивается, то работник считается принятым на работу и в последующем его увольнение как не выдержавшего предварительное испытание не допускается.3 Условие об установлении предварительного испытания должно быть оговорено нанимателем при приеме на работу непосредственно в приказе (распоряжении).

Если таких указаний в  приказе (распоряжении) не имеется, то работник принят на работу без указанного условия. Несмотря на ссылку в приказе (распоряжении), условие об установлении предварительного испытания также должно содержаться в трудовом договоре, заключенном между нанимателем и работником, в том числе контракте. В любом случае наниматель обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытания. При этом необязательно, чтобы за ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей в период испытательного срока работник привлекался к дисциплинарной ответственности. Однако факт ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей должен быть подтвержден соответствующими документами: актами, докладными, объяснительными и т.п. Эти документы должны содержать не только констатацию факта ненадлежащего выполнения работы, но и аргументацию его, обоснование, ссылки на конкретные показатели, к примеру, свидетельствующие о том, какие именно функциональные обязанности, предусмотренные соответствующими справочниками, инструкциями, договором и по каким причинам не мог выполнить испытуемый, в чем проявилось его профессиональное несоответствие, некомпетентность. При возникновении в суде спора об увольнении по поводу неудовлетворительного результата испытания суд должен проверить доводы нанимателя о причинах, послуживших основанием для увольнения работника, а также объяснения и возражения истца по этим фактам. При этом следует иметь в виду, что увольнение по данному основанию возможно в случае, если работнику были созданы условия для выполнения его трудовых обязанностей в соответствии с трудовым законодательством. Если судом будет установлено, что наниматель не представил достаточных доказательств в подтверждение своих доводов о несоответствии работника поручаемой ему работе, работник подлежит восстановлению на работе.

При этом должны приниматься  во внимание только деловые качества работника, а не его личностные качества, отношения в коллективе. Поэтому для решения трудового спора мы должны ссылаться на ст. 29 «Трудового кодекса Республики Беларусь»4

Расторжение трудового договора с предварительным  испытанием:

Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с  предварительным испытанием:

1) до истечения  срока предварительного испытания,  предупредив об этом другую  сторону письменно за три дня;

2) в день  истечения срока предварительного  испытания.

При этом наниматель обязан указать причины, послужившие  основанием для признания работника  не выдержавшим испытания. Решение  нанимателя работник вправе обжаловать в суд.

Если до истечения  срока предварительного испытания  трудовой договор с работником не расторгнут в соответствии с частью первой настоящей статьи, то работник считается выдержавшим испытание  и расторжение с ним трудового  договора допускается только на общих  основаниях.

Решением суда приказ нанимателя о продлении испытательного срока признан незаконным, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, расторжение трудового договора с предварительным испытанием возможно при наличии объективных данных, свидетельствующих о том, что работник не способен выполнять обязанности по профессии, специальности, должности, соответствующей квалификации, оговоренным при приеме на работу.

 

Вопрос №84 « У продавцов магазина Будановой, Осиповой и Петровой, с которыми заключен договор о коллективной материальной ответственности, в результате инвентаризации была установлена недостача на сумму 3. 800 000 руб., которая образовалась в период с 1 июня по 7 августа. В учитываемый период Буданова проработала 435 часов, Осипова – 420 часов, Петрова – 318 часов. За проверяемый период никаких фактов хищений, взломов замков и дверей не было установлено. Сообщений об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, о ненадлежащем приеме товаров, неправильной организации работы, несоздании надлежащих условий для работы со стороны работниц не поступало. При рассмотрений дела в суде Петрова заявила ходатайство об уменьшений размера ущерба, подлежащего возмещению, поскольку у нее маленький ребенок и она мать одиночка. ( В каком размере должен быть возмещен ущерб каждым работником. Вправе ли суд уменьшить размер ущерба, причиненного работником. Ответ обоснуйте.)

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его  полностью или частично. Причем законодательство предоставляет право сделать  это независимо от срока, размера  ущерба и вида материальной ответственности. С согласия нанимателя работник может  передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или  исправить поврежденное (ст. 401 Трудового  кодекса РБ (далее – ТК)).

Информация о работе Контрольная работа по «Трудовому праву»