Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Трудовое право, являясь одной из важнейших отраслей права, играет первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей.
Первый Кодекс законов о труде, принятый в 1918 г., закрепил отрасль трудового права как самостоятельную, регулирующую поведение людей в общественной организации труда. До советского периода трудовые отношения регулировались отраслью гражданского права, хотя и действовали отдельные законы о промышленном труде (например, Устав о промышленном труде 1913 г.). Нормы трудового права регулируют труд в общественной организации труда. Общественная организация труда - это существующая взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности, включая их отношения на основе собственности к средствам производства и продукту труда.

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 386.38 Кб (Скачать файл)

обеспечение права работников и работодателей на объединение  для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать  профессиональные союзы;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией;

социальное партнерство;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в  связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных  гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление  государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого  на защиту его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на разрешение трудовых споров, а также права  на забастовку;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Многие принципы, предусмотренные  ст. 2 ТК РФ, дублируют права работников, перечисленные в ст. 21 Кодекса. Связь принципов трудового права с трудовыми правами является отражением общей тенденции развития права на основе общегуманистических идеалов, признания и обеспечения основных прав человека. Вместе с тем, как справедливо отмечают специалисты в сфере трудового права, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям работника*(16), это искусственно сужает их значимость.

Несомненно, перечень принципов  трудового права нуждается в  уточнении. Выделение столь значительного  числа принципов отрасли права  дискредитирует саму идею существования  фундаментальных начал правового  регулирования трудовых отношений.

Исходя из понятия принципа права и выполняемых им функций, было бы целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, "фундамент" трудового  права*(17). Отдел законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в качестве принципов правового регулирования трудовых отношений предлагает признать: свободу труда; запрещение принудительного труда; равенство прав и возможностей; запрещение дискриминации в сфере труда; обеспечение справедливых условий труда; сочетание государственного, договорного и локального регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; государственную защиту трудовых прав и свобод*(18).

Рассмотрим некоторые  основные принципы трудового права.

Принцип свободы труда  в сфере трудовых отношений проявляется  в свободе трудового договора. Трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ). Работник обладает и свободой расторжения трудового договора по своей инициативе в любое время (ст. 80 ТК РФ). Кроме работы по трудовому договору гражданин может реализовать свои способности к труду, заключив гражданско-правовой договор (подряда, поручения, возмездного оказания услуг) либо заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду, т.е. трудиться в избранной сфере деятельности.

Свободный труд невозможен, если государство исходит из принципа всеобщности труда, устанавливая в  законодательстве обязанность каждого  трудиться, а за ее невыполнение вводит административную и уголовную ответственность. Как известно, такой подход существовал  в советский период и нередко  приводил к необоснованным репрессиям и полностью противоречил демократическим  нормам и принципам. Действующей  Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться, поэтому незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к ответственности.

Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного  труда. Согласно ст. 4 ТК РФ принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой какого-либо наказания, в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. Одним из существенных признаков принудительного труда согласно Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.)*(19) выступает отсутствие добровольного согласия работника на выполнение той или иной работы. Этот признак в Трудовом кодексе РФ, к сожалению, не упоминается.

Принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой  обусловлено законодательством  о воинской обязанности и военной  службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую  в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного  или военного положения, бедствия или  угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или  эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или  нормальные жизненные условия всего  населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора  суда под надзором государственных  органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

К принудительному труду  Кодекс относит: нарушение установленных  сроков выплаты заработной платы  или выплату ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни и здоровью работника. Указанные нарушения действительно являются грубыми и недопустимыми, однако к принудительному труду, главным признаком которого является отсутствие добровольного согласия на выполнение работы, не имеют никакого отношения. В этой связи можно сделать вывод о необходимости употребления понятий, выработанных международным правом, в точном соответствии со смыслом, заложенным соответствующими актами. Обратим внимание и на необходимость согласования норм ТК РФ между собой (например, ст. 4 и 142). Противоречие между ними сводится к тому, что ТК РФ допускает принудительный труд в течение 15 дней, и в отношении работников, которые не имеют права приостанавливать работу в случае задержки заработной платы, допускается принудительный труд.

Общеправовой принцип  равноправия проявляется в трудовом праве в закреплении равенства  прав и возможностей работников. С этим принципом тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Статья 3 ТК РФ предусматривает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Принцип защиты от безработицы  и содействия в трудоустройстве  нашел свое выражение не только в  нормах ТК РФ (например, предоставление гарантий при увольнении), но и в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Нормы института занятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

Следует заметить, что в  основе формулировки каждого основного  принципа трудового права лежат  конституционные трудовые права  и свободы, а также их юридические  гарантии. Поэтому основные принципы начинаются со слова "обеспечение". Таким образом, принципы призваны не только провозглашать права и обязанности субъектов, но и обеспечивать их реальное осуществление. 

 

Тема 3. Источники  трудового права 

 

1. Цели и задачи трудового законодательства 

 

Более 20 лет назад известный  юрист С.А. Иванов писал, что трудовое право по своему социальному назначению - это право охраны труда, т.е. право, направленное на создание благоприятных условий труда и жизни трудящихся. При этом имелось в виду не признание трудового права вообще, а его призвание, его основное социальное назначение*(19). Введя впервые в научный оборот понятие "социальное назначение", ученый тем самым хотел подчеркнуть служение трудового права не только конкретному работнику, но и обществу в целом, ибо охрана труда обусловлена природой права и потребностями общественного развития. Статья 1 КЗоТ РФ 1971 г., определяющая регулирование трудовых отношений, отдавала приоритет производственным задачам и только во вторую очередь - социальным потребностям. Заслуживает внимания утверждение о том, что "само появление трудового права вызвано социальным фактором"*(20). Трудовое право нельзя относить к инструментам экономического развития, оно должно рассматриваться как механизм обеспечения прав работника. Статья 1 Трудового кодекса РФ провозглашает, что "целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей".

Трудовое законодательство, находясь на новом этапе своего развития, ориентируется на рынок труда. Государство  не должно быть просто наблюдателем в  правовом регулировании общественных отношений, связанных с экономикой. Сегодня необходимо четко определить, как следует понимать защиту прав работников, т.е. какими должны быть характер и объем прав, установленных государством, чтобы, с одной стороны, не превратить работника в иждивенца государства, а с другой - обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства. "Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 1 ТК РФ). Названная статья указывает на регулятивную функцию трудового права.  

 

2. Понятие источников трудового права и их системы 

 

В формальном, или собственно юридическом, смысле под источниками  права принято понимать определенные формы или способы закрепления  и выражения права, с помощью  которых объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д.*(21). Это самый распространенный аспект, в котором анализируются источники права в современной общетеоретической и специальной правовой литературе, посвященной тематике отдельных отраслей права.

Переход к рыночной экономике  обусловливает необходимость изменения  в методологии правового регулирования  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании  средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования*(22).

Источниками трудового права  называются результаты правотворческой  деятельности компетентных органов  в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений, составляющих предмет  данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной  частью системы источников трудового  права России являются локальные  нормативные акты, содержащие нормы  трудового права. Работодатель принимает  локальные нормативные акты в  пределах своей компетенции в  соответствии с законами и иными  нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной  науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу  федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных  норм трудового права.

В современной учебно-научной  литературе источники трудового  права - это "различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения"*(23), акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием"*(24), "нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений"*(25), "результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права"*(26), "различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.)"*(27).

В научно-учебной литературе по трудовому праву прослеживается и другой подход к определению  источника трудового права в  юридическом смысле. Так, например, в учебнике под редакцией А.Д. Зайкина источниками трудового права признаются "результаты правотворческой деятельности государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников"*(28). В учебнике В.Л. Гейхмана и И.К. Дмитриевой*(29) источники трудового права обозначаются как результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Практика высших судебных инстанций признана источником трудового  права авторами Словаря по трудовому  праву (1998 г.)*(30), а правовой обычай и судебные решения трактуются в качестве источника права М.В. Лушниковой и А.М. Лушниковым*(31).

Судебная практика (судебный прецедент), на наш взгляд, не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и  применения закона. Постановления Пленума  Верховного Суда, обобщая правоприменительную  практику судов, дают толкование, как  единообразно и правильно применять  конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности  трудового законодательства. Например, важное теоретическое и практическое значение имеет постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", т.к. на Пленуме обсуждались проблемы иерархических коллизий в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения; вопросы применения ст. 142 ТК РФ, предусматривающей право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу; вопросы увольнения работников, работающих в обособленных структурных подразделениях; обоснованность заключения срочных трудовых договоров и др.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"