Контрольная работа по дисциплине «Трудовое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Директор ООО обратился в Государственную инспекцию труда с вопросами. Дайте мотивированные ответы на поставленные вопросы.:
1. Как быть, если в трудовом кодексе и вновь принятом федеральном законе, содержащем нормы трудового права, имеются противоречия? Каким нормативным правовым актом руководствоваться?
В соответствии со статьёй 5 Трудового Кодекса РФ, «В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.»

Файлы: 1 файл

право.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Санкт-Петербургский  торгово-экономический  институт

Кафедра права и налогообложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа по дисциплине «Трудовое право» 

    Вариант 2. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заочное отделение

    Курс 3

    Группа 132

    Зачетная книжка № 28007-з

    Выполнил Глотов П.С.

    Проверил____________________________ 
     
     
     
     

    Санкт-Петербург

    2012

Задача 1.

Директор  ООО обратился  в Государственную  инспекцию труда  с вопросами. Дайте мотивированные ответы на поставленные вопросы.:

     1. Как быть, если  в трудовом кодексе   и вновь принятом  федеральном законе, содержащем нормы  трудового права,  имеются противоречия? Каким нормативным  правовым актом  руководствоваться?

     В соответствии со статьёй 5 Трудового Кодекса РФ, «В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. 
  Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.»

2. Могут ли законодательством  субъекта РФ устанавливаться  порядок проведения  аттестации рабочих  мест по условиям  труда и государственной экспертизы условий труда, а также порядок  расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? 

     Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и государственной экспертизы условий труда, а также порядок  расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уставливаются и изменяются Федеральным законом.

       Приказ Министерства здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации (Минздравсоцразвития  России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда": Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

     Аттестацию  проводят совместно работодатель и  аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна быть независимым  лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель  вправе привлечь для выполнения работ  по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению  федеральных органов государственной  власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

Статья 229. Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Для расследования  несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. 
 

В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

     Несчастный  случай на производстве, происшедший  с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел  несчастный случай. В состав данной комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Расследованию и учету подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.  
            
Профессиональное заболевание может развиться через длительный срок после прекращения работы в контакте с вредным, опасным веществом и производственным фактором (пыли  фитогенного канцерогеноопасные вещества и т.п.). 
           К профессиональным могут быть отнесены также болезни, в развитии которых профессиональное заболевание является фоном или фактом риска (например, рак легких, развившийся на фоне асбестоза, силикоза или пылевого бронхита).

     Если  имело место острое отравление или  радиационное воздействие, превысившее  установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель  федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.  
 

3. Может ли субъект  РФ устанавливать  на своей территории  особенности регулирования  труда отдельных  категорий работников?

Статья 251. Особенности регулирования труда  
 «Особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.»

Статья 252. Случаи установления особенностей регулирования труда

«Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, а также в других случаях устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.»

4. Могут ли субъекты РФ устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на своей территории, отличающийся от МРОТ, установленного федеральным законодательством?

Статья 129. «Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.»

Статья 133. Установление минимальной заработной платы

«Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Месячная  заработная плата работника, отработавшего  за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.»

Порядок расчета  прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом.

Задача 2.

Инженер Капустин и экономист  Иванова были предупреждены  о предстоящей  реорганизации предприятия  и об их увольнении по сокращению штатов, так как нет возможности представить им другую работу. Капустин, считая, что увольнение по сокращению штатов скомпрометирует  его как специалиста, просил уволить его по собственному желанию. Просьба его была удовлетворена.Экономист Иванова была уволена по сокращению штатов.

1. Каков порядок  увольнения по  сокращению численности  или штата работников? Законны ли действия работодателя?

      Действия  работодателя не совсем законны, так  как в соответствии со Статьёй 180 «Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации» (При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника), он был обязан предложить работникам другую работу, должность. 

      Сокращение штата - исключение из штатного расписания тех или иных должностей. При сокращении штата работников не всегда изменяется численность (исключение из штатного расписания незаполненных вакансий). Увольнение будет правомерным если будут выполнены   следующие условия:                                   
1. Увольнение работника по сокращению штата возможно лишь при ликвидации занимаемой им должности.   
2. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (ч. 2 ст. 81 ТК).  
            При принятии решения об увольнении работников в связи с сокращением численности или штата работников работодателю необходимо произвести следующие действия:  
 -         Внести необходимые изменения в штатное расписание.  
 -   Не позднее чем за два месяца до увольнения работника письменно предупредить орган службы занятости населения с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника.  
-          Если в организации есть профсоюз, не позднее чем за два месяца ему тоже нужно письменно сообщить о предстоящем сокращении.   
-       Каждый работник должен быть предупрежден персонально под расписку о возможном увольнении не позднее чем за два месяца до увольнения. Если работник отказывается поставить свою подпись под предупреждением об увольнении, составляется соответствующий акт. 
-  Работнику должны быть предложены все вакантные должности в данной организации, на которых он может работать с учетом его квалификации и состояния здоровья, однако вакантные вышестоящие должности и должности, для занятия которых требуется переобучение работника, работодатель предлагать не обязан. Если в течение времени предупреждения появляется вакансия, работодатель должен ее предлагать работнику.  
-    Работодатель имеет право предложить работнику увольнение без предупреждения, в этом случае работнику выплачивается компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Выплата компенсации не освобождает работодателя от обязанности выплатить выходное пособие и сохраняемый заработок на период трудоустройства. Согласие работника на увольнение без предупреждения должно быть выражено в письменной форме. Если работник не согласен увольнение производится в общем порядке. 
-        Об увольнении работника издается приказ с указанием даты и формулировки увольнения.  
 
-          С приказом работник должен быть ознакомлен под расписку. В случае  отказа работника поставить свою подпись под приказом составляется соответствующий акт.   
 
-   В день увольнения (последний день работы) с работником производится окончательный расчет, в том числе выплачивается компенсация за неиспользованные отпуска, а также выдается трудовая книжка с внесенной в нее записью об увольнении. Если работник на день увольнения находится на больничном либо в отпуске увольнение не производится до выхода с больничного либо до выхода из отпуска.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Трудовое право»