Коллективный договор как основа регулирования социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа представляет собой теоретический и практический анализ понятия и содержания института коллективного договора.
Об актуальности темы свидетельствует то, что правовое регулирование коллективного договора в связи с принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации претерпело серьезные преобразовательные изменения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..
Глава 1 Понятие коллективного договора и его функции ...........
1.1 Понятие коллективного договора …………………………
1.2 Функции коллективного договора …………………..……
1.3 Работники и представители работников ………………….
1.4 Работодатель и представители работодателей……………..
Глава 2. Ведение коллективных переговоров……………………….
Глава 3 Содержание коллективного договора …………………….
Глава 4 Контроль за выполнением коллективного договора………
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемой литературы …………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа трудовое право.docx

— 98.76 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что полномочия по ведению коллективного договора от имени работодателя руководитель организации своим приказом может предоставить и определенному должностному лицу из руководящего состава организации (например, своему заместителю, начальнику отдела труда и заработной платы и др.), подписание коллективного договора от имени работодателя желательно осуществить самому руководителю организации как лицу, отвечающему за ее деятельность, распорядителю ее средствами, имуществом, другими ценностями, составляющим материальную основу коллективного договора.

Документальное подтверждение представительских полномочий от имени сторон коллективного договора - одно из решающих условий признания юридической силы этого правового акта. В этой связи представительские полномочия сторон должны быть тщательно оформлены, чтобы не возникали сомнений в легитимности заключенных ими договоров.7

 

2. ВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ  ПЕРЕГОВОРОВ

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны в течение семи календарных дней вступить в переговоры (статья 36 Трудового Кодекса Российской Федерации)8. В этот срок включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 14 Трудового Кодекса Российской Федерации). Например, если срок вступления в переговоры истекает 12 декабря, а следующие за ним 13 и 14 декабря являются нерабочими днями, то последним днем, когда сторона, получившая уведомление, обязана начать переговоры, является 15 декабря.

Уведомление вручается в установленном порядке лицу, ответственному за прием деловой корреспонденции в организации, с отметкой на копии документа о дате его получения, или направляется на имя руководителя организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Уведомление составляется в произвольной форме. В нем рекомендуется сформулировать ваши предложения по срокам, порядку и месту проведения переговоров, указать состав лиц, направляемых в комиссию стороной, направившей уведомление.

В том случае, если в организации действует несколько профсоюзов, они могут создать единый, представительный орган заранее и направить работодателю совместное уведомление о начале переговоров. Время формирования такого органа определяется самими профсоюзами. Поскольку срок в пять календарных дней, определенный частью 5 статьи 37 Трудового Кодекса Российской Федерации, начинает свой отсчет с момента начала коллективных переговоров - т.е. по истечении семи календарных дней после того, как представители работодателя получили письменное уведомление от выборного органа одной из первичных профсоюзных организаций.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, а также не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда в соответствии со статьей 5.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Лиц, направляемых для работы в комиссии, каждая из сторон определяет самостоятельно, в рамках совместных договоренностей о ее количественном составе. Создание комиссии оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.

Право на ведение коллективных переговоров от имени работников, как было сказано выше, предоставляется их представителям. На первом месте в качестве представителей работников выступают профсоюзы.

При этом если в организации действует один профсоюз, то интересы работников при переговорах и заключении коллективного договора представляет этот профсоюз. Если в организации нет профсоюзной

                                                                        -21-

организации, то вопрос о представительстве работников на переговорах и при заключении коллективного договора определяет общее собрание (конференция) работников.9 Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников. Та же обязанность закреплена и в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". За уклонение от участия в переговорах наступает административная ответственность. Кроме того, Трудовым Кодексом предусмотрено, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Если стороны в ходе переговоров не смогли прийти к согласию по ряду вопросов, то разрешение разногласий также осуществляется в соответствие с Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Другой важной гарантией служит следующее правило, закрепленное в статье 39 Трудового Кодекса Российской Федерации. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершением проступка, за который в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы.

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО  ДОГОВОРА

Под содержанием коллективного договора понимают согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Все условия (положения) коллективного договора по их характеру можно разделить на нормативные, обязательственные, организационные и информационные.

Нормативные условия коллективного договора – это нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются, как правило, на всех работников данного работодателя и действуют на протяжении всего периода, на который заключается коллективный договор.

С развитием рыночной экономики число нормативных условий коллективного договора будет возрастать, что объясняется расширением договорных основ регулирования трудовых отношений, повышением роли локального регулирования.

Нормативные условия включаются в коллективный договор в случаях:

а) когда законодательство прямо предусматривает коллективно-договорный порядок их установления;

б) когда в законодательстве существует явный пробел и разрешение вопросов коллективно-договорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;

 

 

-23-

в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данного работодателя (его структурного подразделения).

          К числу наиболее часто встречающихся  в коллективных договорах нормативных  положений относятся нормы, регламентирующие:

  • порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков (статья 116 Трудового Кодекса Российской Федерации), а также предоставление обязательных отпусков без сохранения заработной платы в дополнения к случаям, указанным в статье 128 Трудового Кодекса Российской Федерации;

  • систему оплаты труда, включая размеры доплат и надбавок компенсационного характера, систему доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования (статья 135 Трудового Кодекса Российской Федерации);

  • конкретные размеры повышения оплаты труда в ночное время (статья 154 Трудового Кодекса Российской Федерации) и т.д.

Кроме того, нормативные положения могут устанавливать: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, а также продолжительность, порядок и условия предоставления им ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (статьи 101, 119 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Обязательственные условия коллективного договора представляют собой конкретные обязательства сторон с указанием сроков и ответственных за их исполнение. Эти условия действуют до их выполнения и выполнением погашаются. К ним можно отнести обязательства провести ремонт в цехе №…, построить детский садик, выделить определенную сумму на культурно-массовую работу и т.д.

-24-

Организационные условия (положения) коллективного договора – это условия о сроках действия коллективного договора, о порядке внесения изменений и дополнений в коллективный договор, о контроле за его выполнением, о порядке и объемах представляемой работникам информации, о порядке обеспечения нормальных условий деятельности представителей работников, об ответственности за нарушение условий коллективного договора и другие. К таким условиям можно отнести и отказ работников от забастовок по положениям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении работодателем.

Информационные условия (положения) коллективного договора – это такие положения, которые не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, территориальных и т.д.) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, характерных для работников данного работодателя. Отбор и включение этих положений в коллективный договор должны быть оптимальными, чтобы не перегружать информацией его содержание.

Модель коллективного договора, при которой преобладает (или вообще является единственной) информационная функция, т.е. в тексте соглашения приводятся нормы действующего трудового законодательства практически без каких-либо корректировок, представляется наименее удачной. Заключение такого договора в принципе бессмысленно, так как от наличия или отсутствия соглашения сторон законодательство не изменится. Однако многие ученые и правоприменители указывают на приближение, таким образом, положений законодательства к конкретным работникам, которые, возможно, не занимаются непосредственным изучением норм трудового права.

-25-

Если организация решила включить в коллективный договор для информационных целей отдельные статьи Трудового Кодекса Российской Федерации или иного нормативного правового акта о труде, то делать это лучше с указанием на конкретную статью (пункт, подпункт, часть статьи) конкретного документа. Причину такой рекомендации можно проиллюстрировать следующим примером.

На одном из омских предприятий в тексте коллективного договора содержалось правило о предоставлении родителям ребенка-инвалида четырех дополнительных выходных дней в месяц за счет работодателя. Потом, когда поменялось трудовое законодательство, эти дни стал оплачивать Фонд социального страхования, а положения коллективного договора остались. И родители детей-инвалидов потребовали себе соответственно 4 дня в месяц за счет средств ФСС и еще 4 дня – за счет работодателя, как это было указано в коллективном договоре. Работодатель не смог убедить ни одну из судебных инстанций в том, что это «те же самые 4 дня».

Ситуация была бы совершенно иной, если бы изначально приведенная норма закона имела отсылку к этому самому закону и, соответственно, утратила бы силу в прежней редакции с момента его изменения.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

    • формы, системы и размеры оплаты труда;

    • выплата пособий, компенсаций;

    • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

 

-26-

    • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

    • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

    • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

    • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

    • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

    • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

    • оздоровление и отдых работников и членов их семей;

    • частичная или полная оплата питания работников;

    • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственной сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

    • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

    • другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (статья 41 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Информация о работе Коллективный договор как основа регулирования социально-трудовых отношений