Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью исследования: рассмотрение вопросов, связанных с источниками трудового права и их классификацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и особенности источников трудового права
2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
С точки зрения
формально приданной
Международно-правовое
регулирование труда
В п. 5 Постановления
N 8 "О некоторых вопросах
С позиции формального
выражения Всеобщая декларация
прав человека, Международный пакт
о гражданских и политических
правах, Международный пакт об
экономических, социальных и
В ст. 23 Всеобщей декларации
прав человека закреплены право на
труд, на свободный выбор места
работы, на справедливые и благоприятные
условия труда, право на равную оплату
за труд равной ценности без какой-либо
дискриминации, право на получение
справедливого и
В ст. 24 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на отдых и досуг. Поэтому эта норма может быть применена при реализации работниками права на отдых и досуг.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гарантируется жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, необходимый для его благосостояния и членов его семьи. Данная норма также применима при регулировании трудовых отношений.
В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека гарантируется право на получение образования, в том числе и бесплатного. Рассматриваемая норма также применима при предоставлении льгот лицам, совмещающим работу с обучением.
Непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права, может быть применена и ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой провозглашено право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В правоприменительной деятельности могут быть использованы и другие нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство прав и свобод, в том числе и в сфере труда.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.16 Очевидно, что данная норма применима и в российской практике, так как предусматривает более льготные для работников условия по сравнению с внутренним законодательством.
В ст. 7 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных
правах закреплены право на справедливое
вознаграждение и справедливую заработную
плату за труд равной ценности, право
на условия работы, отвечающие требованиям
безопасности и гигиены, право на
одинаковое для всех продвижение
на более высокие ступени по работе
исключительно на основании трудового
стажа и квалификации, право на
отдых, досуг и разумное ограничение
рабочего времени. Данная норма также
предназначена для
В ст. 8 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных
правах закреплено право на свободу
объединения и
Мною перечислены основные нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые могут материально проявиться в отношениях, входящих в предмет трудового права. Однако российские правоприменители чрезвычайно редко применяют нормы перечисленных актов при регулировании трудовых отношений. В силу чего они не проходят путь от формального к материальному выражению в конкретные отношения.
К числу источников трудового
права относятся конвенции
Международная организация
труда — специализированное учреждение
ООН, международная организация, занимающаяся
вопросами регулирования
С точки зрения формального
выражения данные конвенции МОТ
являются источниками трудового
права. Однако материализация норм конвенций
в конкретные отношения может
состояться лишь благодаря включению
в содержание внутреннего законодательства.
Такое положение обусловлено
тем, что с текстом ратифицированных
конвенций могут ознакомиться далеко
не все правоприменители, они до
настоящего времени официально не опубликованы.
При принятии федеральных законов
о ратификации конвенций МОТ
их текст не приводится, а делается
ссылка на номер конвенции и ее
название. Например, в Федеральном
законе "О ратификации Конвенции
1986 года об охране труда при использовании
асбеста (Конвенция N 162)" от 10 марта 2000
года ссылка сделана лишь на название
ратифицированной Конвенции. В связи
с изложенным нормы конвенций
МОТ не проходят путь от формального
к материальному проявлению в
конкретных отношениях, составляющих
предмет трудового права. Хотя многие
положения конвенций МОТ
Источником трудового
права является Декларация МОТ об
основополагающих принципах и правах
в сфере труда от 18 июня 1998 года.
В ней закреплены следующие принципы
регламентации отношений в
1) свобода объединения
и действенное признание права
на ведение коллективных
2) упразднение всех форм
принудительного или
3) действенное запрещение детского труда;
4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.18
Из п. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда следует, что государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали какие-то конвенции МОТ, отражающие позицию МОТ в развитии перечисленных принципов, обязаны, исходя из членства в МОТ, претворять в жизнь положения указанных конвенций. В связи с чем и нератифицированные конвенции МОТ, принятые в развитие этих принципов, следует соблюдать на территории Российской Федерации, поскольку она является членом МОТ.
Таким образом, положения нератифицированных конвенций МОТ должны признаваться источниками трудового права России при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:
Например, в ст. 8 Конвенции
N 173 о защите требований трудящихся
в случае неплатежеспособности предпринимателя
говорится о предоставлении требованиям
трудящихся о выплате заработной
платы более высокого приоритета
по сравнению с другими
С точки зрения формального выражения при доказанности перечисленных юридически значимых обстоятельств и нератифицированные конвенции МОТ могут быть признаны источником трудового права. Хотя их материализация в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, едва ли сможет состояться. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что они официально не опубликованы. Тогда как ч. 3 ст. 15 Конституции РФ позволяет применять только опубликованные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Поэтому российские законодатели могут переключить свое внимание на публикацию международных правовых актов о труде, действующих на территории Российской Федерации. До официального опубликования положения международно-правовых актов о труде являются источниками трудового права лишь с точки зрения формального выражения.20
Россия ратифицировала Европейскую Социальную Хартию в октябре 2009 года, признав обязательными для себя положения части II Хартии (всего 68 пунктов).21После ратификации и опубликования она также стала источником трудового права с точки зрения формального выражения. В конкретные отношения ее нормы могут материализоваться в части, улучшающей положение работников по сравнению с действующим законодательством. Например, непосредственно при регулировании трудовых отношений может применяться ст. 25 Европейской социальной хартии, предписывающая эффективное осуществление права трудящихся на защиту их законных интересов в случае неплатежеспособности работодателя. В связи с чем работники должны иметь государственные гарантии получения во внеочередном порядке задолженности по заработной плате.22
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что общепринятые
нормы и принципы международного
права являются источником российского
трудового права, наполняя его международными
стандартами в области
Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Этот Кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. ТК РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ему. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.
Кодекс впервые устанавливает механизм, способствующий соблюдению положения о приоритете ТК перед иными федеральными законами. В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой федеральный закон применяется, если внесены соответствующие изменения и дополнения в ТК РФ.
Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.