Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Общей классификации трудовых договоров законодатель не дает, а ст. 58 ТК классифицирует их лишь по сроку договора:
1) на неопределенный срок (т. е. для постоянной работы) и 2) на определенный срок (т. е. срочный) не более пяти лет, если иной срок не установлен Кодексом или иным федеральным законом. Часть вторая этой статьи ограничивает случаи заключения срочного договора. Срочный договор заключается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, т. с. должны быть учтены два указанных обстоятельства, если иное не предусмотрено Законом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
1.Виды трудовых договоров и особенности отдельных видов договоров……………………………………………………………………..…....3
2.Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
2.1Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства……………………………………………………………….....8
2.2 Федеральная инспекция труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства……………………………………..9
Список использованной литературы…………………………….................

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Трудовой договор по совмещению профессий (должностей) устанавливает также порядок и условия этого совмещения. Например, в договоре указано, что основная специальность работника — каменщик, но также указано, что он может совмещать ее со специальностью штукатура в свой рабочий день. За совмещение профессий работник получает определенную доплату, а в его трудовой книжке делается отметка, что он принят на работу с совмещением таких-то профессий (специальностей). Этот договор оформляется приказом по согласованию с профкомом с указанием совмещаемой профессии (должности), объема работ по ней и размера доплаты за это.

Трудовой договор по совместительству в отличие от единого договора по совмещению профессий является вторым трудовым договором с тем же или с другим работодателем. Совместительством называется другая платная (штатная) работа, как правило, на другом предприятии, в организации на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК). Теперь не требуется получения разрешения на совместительство. Работник выполняет трудовые обязанности по совмещаемой работе в свободное от основной работы время с оплатой, оговоренной по договору. Ограничено совместительство для несовершеннолетних и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями. Специальным законодательством запрещено совместительство (кроме научно-педагогической работы) государственным служащим, судьям, прокурорам, а руководителям государственного органа власти и управления — с любой должностью. Совместительство может быть не только внешнее (в другой организации), но и внутреннее (в том же учреждении) для младшего обслуживающего персонала (МОП), например гардеробщица совмещает должность сторожа или уборщицы, медицинская сестра — должность няни. У работника может быть работа по совместительству по трудовому договору с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено Федеральным законом (т. е. он может совместительствовать в двух или трех местах).

Продолжительность рабочего времени по совмещаемой работе, как правило, не должна превышать половины его нормы по основной работе. Отпуска по совмещаемой работе (в настоящее время оплачиваемые) должны предоставляться одновременно с отпуском по основной работе, для увольнения с совмещаемой работы есть дополнительное основание — если на это место принят работник, не являющийся совместителем.

По желанию совместителя в его трудовую книжку, которая  хранится по месту основной работы, может быть внесена и запись о его работе по совместительству (на основании копий соответствующих приказов).

Трудовой договор сезонного  работника имеет особенности, установленные гл. 46 (ст. 293—296) ТК.

Сезонными признаются работы, которые в силу природных и  климатических условий выполняются  не круглый год, а лишь в определенный период (сезон), не превышающий б  месяцев. Перечень таких сезонных работ  для разных территорий разный, и  его утверждает Правительство Российской Федерации.

Особенности трудового договора о сезонной работе следующие:

— срок испытания не более  двух недель;                  

— укороченные сроки предупреждения об увольнении по собственному желанию (за три календарных дня);

— оплачиваемые отпуска  предоставляются из расчета два  календарных дня за каждый месяц  работы;

— есть дополнительные основания  увольнения сезонного работника;

— имеются особенности  в зачете стажа сезонной работы в  общий и непрерывный стаж;

— выходное пособие при  увольнении не по вине работника выплачивается  в размере недельного среднего заработка  и в размере двухнедельного — при увольнении в связи с ликвидацией организации и при сокращении численности (штата) работников.

Особенности трудового договора временного работника установлены ст. 289-292 гл. 45 ТК.

Если временный работник работает более 2 месяцев, он с первого  дня работы сверх этого срока  признается постоянным работником. Особенности  его трудового договора установлены  ст. 289—292 гл. 45 ТК. В трудовом договоре временного работника есть особенности: при переводе на другую работу и при увольнениях, в укороченных сроках предупреждения об увольнении по собственному желанию (за 3 дня), в оплате в соответствующих случаях выходного пособия и вынужденного прогула при незаконных увольнениях. В пределах срока договора он может быть с его письменного согласия допущен к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с оплатой не менее, чем в двойном размере, а за отпуск или компенсации за него при увольнении выплачивается из расчета два дня отпуска за месяц работы. Выходное пособие таким работникам не выплачивается.

Особенности трудового договора о работе на дому (надомника): прежде чем заключить его, администрация и профком знакомятся с жилищными условиями гражданина, выясняя, насколько возможна такая работа. Надомниками признаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому личным трудом (или с помощью членов семьи надомника) из материалов, на оборудовании и средствах труда, как правило, предприятия.

На надомников распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными Положением об условиях труда надомников, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. (Бюллетень Госкомтруда  СССР. 1982. № 1).

 

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

§2.1Органы государственного надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства.

Государственный надзор и  контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. 
(в ред. Федерального законаот 30.06.2006 N 90-ФЗ) 
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. 
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектовРФ. 
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

 

§2.2 Федеральная инспекция  труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового  законодательства

 

Федеральная инспекция труда  как единая федеральная централизованная система государственных надзорно-контрольных  органов была образована в системе  Министерства труда и социального  развития Российской Федерации1. Положение о ней утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78.

     В связи  с упразднением Министерства  труда и социального развития  Российской Федерации по Указу  Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. №314 органы федеральной  инспекции труда переподчинены  Федеральной службе по труду  и занятости Министерства здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации. В систему этих органов  входят государственные инспекции  труда в субъектах Российской  Федерации и межрегиональные  государственные инспекции труда. 

     Федеральная  инспекция труда в своей деятельности  руководствуется Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента  Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также  Положением о федеральной инспекцией  труда.

     Основной задачей  федеральной инспекции труда  является осуществление надзора  и контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда в  целях обеспечения защиты трудовых  прав граждан, включая право  на безопасные условия труда.

     Федеральная  инспекция труда осуществляет  свою деятельность во взаимодействии  с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной  власти, которым предоставлено право  осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

     Государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда осуществляют  государственные инспекторы труда  и иные должностные лица федеральной  инспекции труда.

     Деятельностью  федеральной инспекции труда  руководит главный государственный  инспектор труда Российской Федерации,  назначаемый на должность и  освобождаемый от должности Правительством  Российской Федерации2. Им назначаются на должность и освобождаются от должности руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда. Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации утверждено приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. №65.

     Руководители  государственных инспекций труда  являются главными государственными  инспекторами труда по соответствующей  территории, а их заместители  - заместителями главного государственного  инспектора труда по соответствующей  территории (по правовым вопросам  и по охране труда).

     Начальники  отделов государственных инспекций  труда и их заместители (по  правовым вопросам и по охране  труда) являются главными государственными  инспекторами труда соответствующих  государственных инспекций труда.

     Государственные  инспекции труда в соответствии  с возложенными на них задачами  выполняют следующие основные  функции:

1) осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда на  соответствующей территории;

2) расследуют в установленном  порядке несчастные случаи на  производстве, анализируют их причины  и разрабатывают предложения  по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии  с законодательством Российской  Федерации дела об административных  правонарушениях;

4) информируют соответствующие  органы государственной власти  и органы местного самоуправления  о фактах нарушения законодательства  Российской Федерации о труде  и охране труда;

5) участвуют в работе  по правовому воспитанию, распространению  знаний по соблюдению законодательства  Российской Федерации о труде  и охране труда;

6) обобщают опыт применения  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан,  рассматривают заявления, жалобы  и иные обращения граждан о  нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о  результатах деятельности инспекции3.

     В отличие  от ранее существовавшей Рострудинспекции  органы федеральной инспекции  труда имеют вертикальное (в системе  Федеральной службы по труду  и занятости Министерства здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации), а не горизонтальное  подчинение и не зависят в  своей деятельности от органов  государственной власти, органов  местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993г. (принята  всенародным голосованием).

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.// Собрание законодательства Российской  Федерации .

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 7 января 2002 г. №1 (часть I) .

4. Федеральный закон Российской  Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской  Федерации от 2 августа 2004 г. №31 .

5. Федеральный закон Российской  Федерации от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ "Об  основах охраны труда в Российской  Федерации" // Собрание законодательства  Российской Федерации от 19 июля 1999 г., №29.

6.Нормативные акты Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями) //Рос. газета. 1993. - 25 декабря. -№ 237.

7.Анисимов Л.Н. Трудовой договор, трудовые отношения // Трудовое право. - 2008. - № 4. - С. 73.

М.Ю. Тихомиров - Образцы трудовых договоров (по новому Трудовому кодексу Российской Федерации) / М.Ю. Тихомиров. - М.: 2003 г.

Информация о работе Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства