Дифференциация правового регулирования труда молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Молодёжь – наиболее динамичная часть общества, достойная смена старших поколений. Молодые люди трудятся во всех сферах народного хозяйства и культуры. В современный период осуществляется намеченная государством задача по улучшению материального благосостояния людей, обеспечению такого уровня и структуры материальных, социальных и культурных благ, которые будут в наибольшей степени отвечать целям формирования личности. Гармоничная личность может формироваться и развиваться лишь в обществе, коллективе, в ходе практической деятельности. Решая вопросы комплексного воспитания подрастающего поколения, государство внимательно относится к возрастным и иным особенностям, присущим молодёжи, что имеет большое значение при определении содержания трудовых прав и обязанностей несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. В этих целях принимаются меры к улучшению условий труда, уменьшению применения низко квалифицированного и тяжёлого физического труда, повышению творческого содержания труда, охране здоровья молодёжи в процессе трудовой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Источники регулирования труда несовершеннолетних 6
1.1 Международно-правовые документы, регламентирующие труд несовершеннолетних 6
1.2 Национальное законодательство о труде несовершеннолетних 9
Глава 2. Дифференциация правового регулирования труда несовершеннолетних 12
2.1 Заключение трудового договора 12
2.2 Рабочее время и время отдыха 17
2.3 Оплата труда 19
2.4 Иные аспекты регулирования труда несовершеннолетних 20
2.5 Временная занятость несовершеннолетних граждан 21
2.6 Охрана труда несовершеннолетних 22
2.7 Прекращение трудового договора 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

дифференциация.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

 

Виды работ, на которых допускается временная трудовая занятость молодежи, не достигшей 18 лет, определяются в соответствии с требованиями законодательства о труде Республики Беларусь. 

Временная занятость организуется для молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в возрасте 14 лет и старше.

Приоритетным правом на временную занятость молодежи пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также молодежь, состоящая на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Трудоустройство несовершеннолетних на временные рабочие места осуществляется в соответствии с законодательством о труде.

 

 

 

2.6 Охрана труда  несовершеннолетних

 

 

Несовершеннолетние не должны допускаться к работе при несоответствии оборудования, инструмента и приспособлений требованиям правил охраны труда. 

Перед началом работы с несовершеннолетними проводятся вводный и первичный инструктажи по охране труда, а также проводиться стажировка под руководством опытных работников. 

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится с каждым несовершеннолетним индивидуально практическим показом безопасных приемов и методов труда. 

При организации коллективного вида деятельности несовершеннолетних вне учебного процесса (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, ученические производственные бригады, трудовые объединения школьников) с ними проводятся занятия в учебных заведениях по основам трудового законодательства, вопросам охраны труда[18, с. 91-92]. 

Для защиты несовершеннолетних от опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах наниматель обязан своевременно обеспечить их бесплатными средствами индивидуальной защиты. 

Не допускается пользование инструментом, обращению с которым несовершеннолетний не обучен. 

Наниматель в соответствии с законодательством несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей [17].

 

 

 

2.7 Прекращение трудового договора

 

 

Трудовой кодекс предусматривает, что помимо соблюдения общего порядка расторжения трудового договора требуется еще и согласие районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних в случае увольнения несовершеннолетнего по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 42 Трудового кодекса (ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата работников; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы; неявка на работу в течение более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности), а в случае увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 – 9 статьи 42 (систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка; прогул; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы; совершение по месту работы хищения имущества нанимателя; однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников), пунктов 1-3 статьи 44 Трудового кодекса (призыв работника на военную службу; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; нарушение установленных правил приема на работу), - предварительное уведомление этой комиссии.

Увольнение без согласия комиссии по делам несовершеннолетних (в случаях, когда оно необходимо) влечет за собой восстановление на работе несовершеннолетнего с оплатой вынужденного прогула либо выплату ему десятикратного среднемесячного заработка, если суд посчитает невозможным или нецелесообразным восстанавливать его на прежней работе [23]

При увольнении по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктами 1-3 статьи 44 Трудового кодекса наниматель обязан уведомить комиссию по делам несовершеннолетних и принимать свое решение с учетом ее мнения, хотя право принять окончательное решение остается за ним. При несоблюдении установленного законодательство срока уведомления, если несовершеннолетний не подлежит восстановлению на работе, суд изменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока уведомления (п.23 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 года № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда от 25 сентября 2003 года № 11)[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе были изучены гарантии, нормы, и в целом особенности регулирования труда несовершеннолетних, изучены основные источники, регулирующие труд несовершеннолетних, проведена дифференциация правового регулирования труда несовершеннолетних. Были изучены как международные нормативно-правовые акты, так и национальное законодательство, регламентирующее труд несовершеннолетних граждан.

Подводя итоги своей курсовой работы хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь уделяется особое внимание созданию благоприятных условий труда для молодежи, позволяющих сочетать работу с повышением общеобразовательного и культурного уровня. Труд несовершеннолетних находится под охраной государства, а это значит, что использование такого труда строго ограничено. 

В Республике Беларусь действует большое количество различных нормативных правовых актов, регулирующих труд несовершеннолетних. В случае, если в законодательстве Республики Беларусь будут присутствовать пробелы, то их можно устранить с помощью норм международного права.

Государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом недостатки их социального статуса.

Не допускается возложение на молодых граждан каких бы то ни было дополнительных обязанностей, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан[7].

Большое внимание законодатель уделяет охране труда несовершеннолетних.

Особый порядок заключения трудового договора, прекращения трудовых отношений, режим труда и отдыха, льготы – всё это прямо закреплено в законодательстве Республики Беларусь и говорит о налаженной системе регулирования труда молодёжи и о всесторонней защите несовершеннолетних со стороны государства.

Несовершеннолетние в трудовых правах приравниваются к совершеннолетним, а в области охраны труда пользуются рядом льгот, учитывая особенности молодого организма. 

И это правильно – ведь молодые работники меньше приспособлены к жизни по сравнению со взрослым населением, несовершеннолетние работники не осведомлены о правилах применения юридических норм, не имеют достаточного жизненного опыта, производственных навыков, не всегда уверены в правильности своих действий.

Таким образом, государство не только помогает молодёжи самореализоваться и использовать своё законное право на труд, но в то же время ограничивает власть нанимателя в отношении несовершеннолетних. Другими словами государство в полной мере даёт возможность молодёжи наравне со всеми остальными, осуществлять свои трудовые права и обязанности,  т.е.  способствует совершенствованию процесса труда и повышает эффективность правового регулирования трудовых отношений.

Поскольку молодёжь является важной основой, первой ступенькой, фундаментом любого государства, то именно такая позиция государства к вопросам регулирования труда молодежи действительно позволит вырастить достойную смену старшему поколению, которая сможет достичь наивысших результатов в труде. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 и 17 октября 2006 года) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  3. О правах ребёнка: Конвенция ООН, 20 ноября 1989 г. //Ведомости Верх. Совета БССР. – 1990. - №1. – с.7
  4. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм её реализации» от 19 июня 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  5. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. (в ред. от 20 июля 2007 года). – 3-е изд., с изм. и доп. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. – 256 с.
  6. О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР: ЗаконРесп. Беларусь от 28 мая 1999 г. №261-З //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  7. Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  8. О правах ребёнка: ЗаконРесп. Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII с изм. и доп. от 14 июня 2007 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  9. О занятости населения Республики Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  10. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь: Указ През. Респ. Беларусь от 26 марта 1998 г. №157 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  11. О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  12. Об утверждении перечня лёгких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет: Постановление Министерства здравоохраненияРесп. Беларусь от 29 апреля 200 г. № 9 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  13. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: Постановление Пленума Верховного СудаРесп. Беларусь от 29 марта 2001 г. №2 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  14. О нормах подъёма и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет: Постановление Министерства трудаРесп. Беларусь от 18 декабря 1997 г. №116 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  15. Об утверждении положения о порядке и условиях организации и финансирования временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодёжи в свободное от учёбы время и во время летних каникул: Постанвление министерства труда и социальной защиты от 24 мая 2002 г. №84 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.
  16. Библиотека журнала «Аховапрацы» № 7 2005 год.
  17. Булаш, Л.В. Охрана труда лиц моложе 18 лет (подростков) /Л.В. Булаш //Отдел кадров. – 2002. - № 10. – с. 91-92.
  18. Войтик, А.А. Минимальный возраст приёма на работу: междунар. Стандарты и нормы Трудового кодексаРесп. Беларусь /А.А. Войтик //Судовывеснік. – 2000. - №4. – с. 58-60.
  19. Зинченко, Л.В. Правовая охрана труда женщин и несовершеннолетних в Республике Беларусь /Л.В. Зинченко. – Мн.: Белорус. Наука, 2007. – 162 с.
  20. Кеник, А.А. Некоторые аспекты регулирования труда несовершеннолетних /А.А. Кеник //Отдел кадров. – 2005. - №8. – с. 26-28.
  21. Кеник, А.А. Права, гарантии и льготы для несовершеннолетних в трудовых отношениях /А.А. Кеник //Отдел кадров. – 2005. - №9. – с. 36 – 38.
  22. Кравченя Э.М., Козел Р.Н., Свирид И.П. Охрана труда и основы энергосбережения, Минск.: ТетраСистемс, 2004 . – 288 с.
  23. Уржинский, К.К. Проблемы правового регулирования труда несовершеннолетних //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2008.
  24. Филипчик, Р.И. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр”. – Минск, 2008.

 

 

 

 


Информация о работе Дифференциация правового регулирования труда молодёжи