Детский труд. Международное и российское законодательство о правовом регулировании труда несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:35, доклад

Описание работы

В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки.

Файлы: 1 файл

Детский труд.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый  университет)

 

                             

Кафедра «Финансовое право»

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине «Право»

 

на тему:

«Детский труд. Международное и российское законодательство о правовом регулировании труда несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ФК1-22а

Зяблова Анастасия Евгеньевна

                                             

Научный руководитель:

                                                                         Кизыма Елена Сергеевна

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

   В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки.

 

Ребенку от рождения принадлежат  и гарантируются государством права  и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Вопрос о защите прав несовершеннолетних на сегодняшний  день не теряет своей актуальности, более того, он остается и должен оставаться в будущем одним из основных направлений развития трудового законодательства как в РФ, так и в других странах. Предпосылкой тому может служить общеизвестный постулат "Дети - наше будущее", который имеет как минимум тот немаловажный правовой аспект, что правильное использование труда несовершеннолетних, а если точнее детского труда, предоставит возможность использовать их трудовой потенциал без наступления негативных последствий для здоровья. Масштабы детского труда измерить очень трудно, а при определенных обстоятельствах практически невозможно. Недаром Европейская социальная хартия 1961 г. включает ст. 7 "Право детей на защиту", которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:

 

- минимальный возраст  приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев,  когда дети заняты на определенного  вида легких работах, не способных нанести ущерба их здоровью, нравственности или образованию;

 

- более высокий минимальный  возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;

 

- запрет привлечения лиц, на  которых распространяется положение  об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением;

 

- ограничение продолжительности  рабочего дня для лиц в возрасте  до 16 лет в соответствии с потребностями  их развития и, в частности,  с их потребностями в профессиональной  подготовке;

 

- право на справедливую оплату  труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;

 

- время, затраченное подростками  на профессиональную подготовку  во время обычного рабочего  дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;

- для работающих в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;

- запрет на использование  лиц в возрасте до 18 лет на  ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или иных нормативных правовых актах;

- обязательный и регулярный  медицинский осмотр лиц в возрасте  до 18 лет, занятых на некоторых видах работ;

- обеспечение социальной  защиты от физического и морального  ущерба, которой подвергаются дети и подростки, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.

 

Прежде всего, к таковым  относятся: Конвенция о минимальном  возрасте для принятия детей на различные  виды работ (N 5), в соответствии с  которой "дети моложе четырнадцати лет не принимаются на работу и  не выполняют работы ни на одном из государственных или частных промышленных предприятий или каком-либо его филиале, за исключением предприятий, на которых работают лишь члены одной и той же семьи", Конвенция о минимальном возрасте приема на работу (N 138), согласно которой "минимальный возраст, определяемый на основе пункта, не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет", Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (N 10); Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море (N 58); Конвенция о минимальном возрасте допуска детей в промышленности (N 59).

 

Так, Конвенция МОТ  от 24 октября 1936 г. N 58, устанавливающая  минимальный возраст найма детей на работу на море, предусматривает, что дети моложе 15 лет не могут быть заняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи.

 

В Конвенции МОТ от 22 июля 1937 г. N 60, относительно возраста приема детей на непромышленные работы, говорится, что национальные законы или правила должны устанавливать количество часов в день, в течение которых дети, возраст которых превышает 14 лет, могут быть заняты на легких работах.

 

Кроме вышеперечисленных  Конвенций МОТ приняла ряд  норм, направленных на ограничение ночного труда детей и подростков, например Конвенции о ночном труде подростков в промышленности (N 98); на непромышленных работах (N 79). В частности, Конвенция N 98 предусматривает, что законы или правила по осуществлению настоящей Конвенции должны:

 

- предписывать надлежащие  меры для того, чтобы эти законы  или правила доводились до всех заинтересованных лиц;

 

- определять лиц, ответственных  за выполнение положений настоящей  Конвенции;

 

- предписывать соответствующие  меры наказания за всякого рода нарушения этих положений;

 

- предусматривать учреждения и  содержание системы инспекции,  необходимой для обеспечения  эффективного осуществления этих  положений;

 

- требование от каждого нанимателя  ведения регистрационной книги  с указанием имен и даты рождения всех используемых им лиц, не достигших 18-летнего возраста.

 

Ряд конвенций МОТ предусматривает  обязательное проведение медицинского освидетельствования работающих детей. Конвенции об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (N 16); в промышленности (N 77); на непромышленных работах (N 78); для подземных работ (N 124).

 

В частности, в Конвенции N 77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если будет установлено в результате медицинского освидетельствования, что они не пригодны для использования на данных работах. Кроме того, согласно положениям данной Конвенции, национальные законы или правила должны определять орган, компетентный выдавать удостоверения о пригодности к работе, а также определять условия, которые должны соблюдаться при составлении и выдаче этих удостоверений.

 

Исходя из вышесказанного можно  сделать вывод, что, несмотря на свою немногочисленность, конвенции МОТ в целом служат охране детского труда, устанавливая основные права и гарантии несовершеннолетних в области труда. Но неоспоримым является тот факт, что многие положения нуждаются в доработке либо требуют дополнительной регламентации.

 

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

 

Следует отметить, что  несовершеннолетние находятся под  особой защитой трудового законодательства РФ. Нормы трудового права учитывают  психофизиологические особенности не сформировавшегося в полном объеме организма и характера несовершеннолетних. Особая охрана труда несовершеннолетних позволяет им безопасно для их организма и психики трудиться и сочетать работу на производстве с продолжением образования, саморазвития.

 

Содержание особой охраны труда несовершеннолетних включает ряд специальных правовых мероприятий, установленных трудовым законодательством.

 

Запрещается применять  труд несовершеннолетних на следующих  работах:

 

а) с вредными и (или) опасными условиями труда;

б) подземных работах;

в) в игорном бизнесе, в ночных кабаре, клубах;

г) в перевозке и  торговле спиртными напитками, табачными  изделиями и др.;

д) работе, выполняемой  вахтовым методом.

 

 

Запрещаются переноска  и передвижение несовершеннолетними  работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

 

Нормы предельно допустимых нагрузок лиц моложе 18 лет при  подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются Постановлением Минтруда России от 07.04.1999 N 7 (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 7). Данные нормы учитывают характер работы, показатели тяжести труда, предельно допустимую массу груза в кг для юношей и девушек.

 

Примечание 1. Подъем и  перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это  непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

 

2. В массу поднимаемого  и перемещаемого груза включается  масса тары и упаковки.

 

3. При перемещении  грузов на тележках или в  контейнерах прилагаемое усилие  не должно превышать:

 

        - для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг;

- для девушек 14 лет  - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет  - 8 кг.

 

Запрещается заключение с несовершеннолетними договора о полной материальной ответственности.

 

Перечень работ и  категорий работников, с которыми может заключаться договор о полной материальной ответственности в соответствии со ст. 244 Трудового кодекса, утверждается Правительством РФ.

 

Ограничен возраст приема молодежи на работу. По общему правилу, установленному ст. 63 Трудового кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Лишь в исключительных случаях, установленных законом в предусмотренном порядке, допускается прием на работу молодежи в возрасте 15, 14 лет и до 14 лет.

 

В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки. Исключением являются творческие работники средств массовой информации, кинематографии, театров, театральных и концертных организаций и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений, профессиональных спортсменов.

 

Для несовершеннолетних установлен удлиненный очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный  день, который предоставляется в удобное для них время.

 

Все лица моложе 18 лет  принимаются на работу лишь после  предварительного обязательного медицинского осмотра, а затем до достижения возраста 18 лет подлежат ежегодному медицинскому осмотру, при этом как первичный, так и последующие медицинские осмотры производятся за счет работодателя.

 

Ограничивается увольнение работников моложе 18 лет по инициативе работодателя, допускается лишь с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Большое внимание законодатель уделяет гарантиям детей-сирот, в  частности, ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает, что органы государственной службы занятости населения (органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, г.г. Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Кроме того, органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

 

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. Проанализировав состояние российского и международного законодательства в области регулирования трудовых правоотношений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что при достаточной правовой базе, устанавливающей гарантии и защиту трудовых прав молодежи в возрасте до 18 лет, особую остроту в последнее время приобретает проблема соблюдения трудовых прав. В действительности практически все перечисленные выше гарантии и ограничения нарушаются работодателем. Это говорит о наличии ряда существенных недостатков правовой системы в области защиты трудовых прав несовершеннолетних и более жестких механизмов привлечения к юридической ответственности лиц, нарушающих права и законные интересы лиц в возрасте до 18 лет.

Информация о работе Детский труд. Международное и российское законодательство о правовом регулировании труда несовершеннолетних