Анализ ситуации на рынке труда молодежи в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие рынка труда 4
Молодежный рынок труда 7
Безработицы и пути ее решения 9
Анализ молодежной занятости, безработицы и пути ее решения в Пермском крае. 14
Структура молодежной безработицы в Пермском крае. 14
Государственные меры по сокращению безработицы в Пермском крае 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Кр Рынок труда.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Пермский национальный исследовательский политехнический  университет

Кафедра Менеджмента  и Маркетинга

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Рынок труда»

на тему: «Анализ ситуации на рынке труда молодежи в Пермском крае».

 

 

 

 

Выполнила студентка

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Направления: «Менеджмент»

Профиль:«Менеджмент организации»

Группы МЕН-13В

Першина Ксения Петровна

Проверила: Токарева Алла Михайловна


 

Пермь 2013_ г.

 

Оглавление

Введение 3

Понятие рынка труда 4

Молодежный  рынок труда 7

Безработицы и пути ее решения 9

Анализ молодежной занятости, безработицы и пути ее решения в Пермском крае. 14

Структура молодежной безработицы в Пермском крае. 14

Государственные меры по сокращению безработицы в Пермском крае 18

Заключение 21

Список использованной литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой  безработицы среди молодежи, увеличивается  ее продолжительность. Между тем  возможности молодых людей и  без того ограничены в силу их более  низкой конкурентоспособности по сравнению  с другими категориями населения.

Молодежь уже сегодня  во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

 

Молодежный  рынок труда

Важными институтами молодежного  рынка труда являются региональные и местные службы министерства труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку.

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.

Молодежный рынок труда  формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые  выпускники вузов, среднетехнических  и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Молодежный рынок труда  имеет свою специфику:

1. Он характеризуется  неустойчивостью спроса и предложения,  обусловленной изменчивостью ориентацией  молодежи, ее социально-профессиональной  неопределенностью. Положение усугубляется  обострением социальных проблем  молодежи, связанных с коренным  изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

2. Для такого рынка  труда специфична низкая конкурентоспособность  по сравнению с другими возрастными  группами. Молодежь подвергается  наибольшему риску потерять работу  или не трудоустроиться. Возможности  трудоустройства новой рабочей  силы, вступающей на рынок труда  впервые, сокращаются. Ограничение  спроса на рынке труда снижает  возможности трудоустройства выпускников  учебных заведений.

3. Имеет явные и скрытые  размеры. Продолжает увеличиваться  группа молодежи, которая нигде  не работает и не учиться.

4. Характеризуется большой  вариантностью. Это обусловлено  тем, что на него выходят  выпускники учебных заведений,  осуществляющих подготовку специалистов  по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном  рынке труда на многие из  них, приводит к тому, что большая  часть ищущих работу молодых  людей, в том числе недавних  выпускников учебных заведений,  трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования,  для многих переподготовка является  единственной возможностью получить  работу. Ежегодно из числа выпускников  каждый четвертый становится  потенциальным кандидатом на  переобучение, получение второй  профессии. Кроме того, пятая часть  молодых людей увольняется из-за  неудовлетворенности профессией, характером  труда уже в первый год работы  после окончания учебного заведения.

5. Создается чрезвычайно  сложная ситуация с женской  занятостью: традиционно среди выпускников  учебных заведений, особенно вузов,  женщины составляют значительную  долю, при этом работодатели отдают  явное предпочтение при приеме  на работу мужчинам.

Складывающийся рынок  труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному  сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Безработицы и пути ее решения

Безработица - это ситуация при которой желающие работать ищут для себя приемлемое место работы. В соответствии с положением МОТ  безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.

Для характеристики безработицы  используются два основных показателя: уровень безработицы и её средняя  продолжительность.

Уровень безработицы рассчитывается как соотношение числа безработных  к совокупной рабочей силе: уровень  безработицы = Число безработных / Совокупная рабочая сила * 100.

В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в  Российской Федерации» «безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней», кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.

В российском законодательстве нет определения ”безработный гражданин”, но в ст.3 «Закона о занятости» названы условия, с учетом которых гражданин может быть признан безработным: он должен быть трудоспособным, не иметь работы и заработка (трудового дохода), должен искать работу и быть готовым приступить к ней, быть зарегистрирован в органах службы занятости.

Наличие у гражданина инвалидности (при любой степени потери трудоспособности) не означает, что ему будет автоматически  отказано в присвоении статуса безработного. Для решения вопроса о признании  его безработным он должен предъявить в орган службы занятости индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную бюро медико-социальной экспертизы и  содержащую заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда.

Второе условие, необходимое  для признания гражданина безработным, предполагает, что он относится к  числу незанятых граждан и, как  следствие, не имеет заработка.

Третье условие - поиск  подходящей работы и готовность приступить к ней - документальное подтверждение  имеет не всегда. В некоторых случаях  можно заметить, что несмотря на уверения гражданина, готовность приступить к работе у него явно отсутствует (это может быть связано с временной нетрудоспособностью, нахождением на медицинском обследовании в стационарном учреждении и т.д.). Поскольку начать работать он в данный момент не может, признавать его безработным нет оснований. Нельзя также считать готовой приступить к работе мать, осуществляющую уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, требующим постоянного ухода со стороны взрослого члена семьи (если, конечно, в семье нет других лиц, которым можно перепоручить уход).

Регистрация в органах  службы занятости (четвертое условие) производится следующим образом: в  день, когда гражданин, претендующий на получение статуса безработного, приходит в службу занятости со всеми  необходимыми документами, заводится  карточка персонального учета. Законом  о занятости (п.1 ст.3) установлено  минимальное количество документов, которые необходимо представить: паспорт, трудовая книжка, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка  о среднем заработке за последние  три месяца по последнему месту работы. Впервые ищущие работу и не имеющие  профессии (специальности) предъявляют  паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Для подбора подходящей работы, назначения пособия по безработице  отдельным категориям граждан могут  понадобиться и другие документы: инвалидам - индивидуальная программа реабилитации, выданная в установленном порядке  и содержащая заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда; лицам, имеющим ограничения в работе по состоянию здоровья, - соответствующие  заключения из учреждений здравоохранения. Уволенные с военной службы предъявляют  военный билет, беженцы и вынужденные  переселенцы - удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства.

Служба занятости в  течение десяти дней со дня обращения  гражданина в целях поиска подходящей работы по возможности предлагает ему  два варианта работы, включая работы временного характера, а впервые  ищущему работу (ранее не работавшему) и при этом не имеющему профессии (специальности) - два варианта получения  профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Повторное обращение в  службу занятости для признания  безработным возможно через месяц.

В современной экономике  безработица рассматривается как  естественная и неотъемлемая часть  рыночного хозяйства. Она способствует:

1. улучшению качественной  структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности  как товара;

2. формированию нового  мотивационного механизма и соответствующего  отношения к труду;

3. повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

4. наличию трудового резерва  на случай необходимости быстрого  развертывания нового производства.

Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социальным признакам:

1. по полу, с выделением  наименее защищенных в социальном отношении безработных - женщин;

2. по возрасту, с выделением  молодежной безработицы и безработицы  лиц предпенсионного возраста;

3. по социальным группам  (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);

4. по уровню образования;

5. по профессиональным  и стажевым группам;

6. по уровню доходов  и обеспеченности;

7. по причинам увольнения;

8. по ментальным группам.

При решении проблем безработицы  считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного  уровня) безработицы - оптимального для  экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать  межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных  ими потребностей производства.

Абсолютное отсутствие безработицы  считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивают в 7%.

Безработица влечет за собой  серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий  безработицы можно назвать следующие:

1. недовыпуск продукции,  недоиспользование производственных  возможностей общества. Зависимость  между уровнем безработицы и  отставанием объема ВНП нашла  выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

2. значительное снижение  уровня жизни людей, оказавшихся  безработными, поскольку работа  является для них основным  источником средств существования;

3. снижение уровня заработной  платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

4. увеличение налоговой  нагрузки на занятых из-за необходимости  социальной поддержки безработных,  выплат пособий и компенсаций  и т.д.

Помимо чисто экономических  издержек безработица имеет и  значительные социальные и психологические  последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

5. усиление политической  нестабильности и социальной  напряженности в обществе;

6. обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;

Информация о работе Анализ ситуации на рынке труда молодежи в Пермском крае