Жестокость в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 15:18, реферат

Описание работы

Итак, предметом нашего исследования являются жестокость и ее наиболее опасная форма — особая жестокость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо, прежде всего, выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Это нужно сделать, поскольку названные понятия часто путают, что приводит к ошибкам этического, политического и юридического характера.

Файлы: 1 файл

Жестокость в подростковой среде.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

Поскольку интенсивность, частота и формы проявления насилия и агрессивности в немалой степени зависят от воспитания, а жестокость есть "чистый" его продукт, понять агрессивность и жестокость можно, только рассматривая сквозь призму межличностных отношений и мироощущений, мировоззрения личности. Указанные явления приобретают личностный характер из межчеловеческого взаимодействия, причем названный принцип определяет отношение не только к отдельным людям в повседневном общении, но и вообще к человечеству, народам, нациям, другим социальным группам. Поэтому корни поражающей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не в прирожденной агрессивности отдельных народов и их представителей. Ее истоки лежат в тех конкретных условиях, в которых происходит социализация отдельных людей данного народа, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания. Не следует закрывать глаза на то, что указанные ценности и нормы могут носить национальный характер и отражать способы жизнедеятельности данной нации или народа.

Так же агрессивность в виде жестоких действий может быть рассмотрена  в  качестве  реакции  на  фрустрацию,  т.е. такое психическое состояние человека, которое порождается непреодолимым (или субъективно воспринимаемым) препятствием на пути к цели. Во фрустрационной ситуации субъект предпринимает действия, чтобы преодолеть, убрать преграду, иногда даже уничтожить ее с помощью насилия. Другая форма реакции на подобную ситуацию заключается в отступлении, сдерживании себя, подавлении своих желаний, т.е. личность в самой себе создает необходимый барьер. Это далеко не всегда просто и не всем под силу, поскольку требует немалого волевого напряжения. Можно предположить, что в некоторых случаях агрессивность, если она была, не просто исчезает, а меняет направление, обращаясь на саму личность и ее собственные сдерживающие силы. Иногда это проявляется в действиях. Можно, например, наблюдать, как человек, лишенный возможности ударить другого, начинает ругать себя, рвет на себе одежду, бьет себя в грудь и т.д. Создается впечатление, что он хочет наказать себя, подавить те внутренние центры, которые препятствуют реализации агрессивности в отношении внешних объектов, в первую очередь людей.

Блокирование возможности реализовать агрессивные устремления, особенно если преграда (как правило, социальная) постоянна, может усилить фрустрацию, психотравмирующие переживания и обратить агрессию внутрь, на самого себя. В этих случаях она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, даже в нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве. Многие из таких поступков очень жестоки, хотя это и не всегда осознается человеком, особенно если он психически нездоров.

Как показывают эмпирические изыскания, самоубийства иногда носят символический характер. Например, лица, перенесшие в детстве глубокие унижения, которые "застряли" в их психике в виде аффективных неосознаваемых переживаний, в провоцирующих обстоятельствах способны актуализировать подобные переживания. Такие лица, как правило, в нетрезвом состоянии, наносят тяжкие увечья детям, тем самым, пытаясь уничтожить психотравмирующие переживания, связанные с аналогичным периодом в их жизни. Преступники обычно не в состоянии объяснить свои поступки. В трезвом виде для них существует множество табу, не разрешающих проявлять агрессивность.

Если агрессивность и жестокость рассматривать как реакцию на фрустрацию, то неизбежно возникнет вопрос, почему в одних случаях имеет место только агрессия, а в других жестокость и даже особая жестокость. Представляется, что это зависит не столько от препятствия, вызывающего фрустрационные переживания, сколько от личностных особенностей человека, В связи с этим небезосновательно следующее предположение.

Жестокость иногда начинает проявляться, когда "простая" агрессивность исчерпала себя или когда с помощью "только" агрессии невозможно достичь поставленной цели. Однако чаще человек прибегает к жестокости из-за особенностей своей личности, а не потому, что объективные условия, в рамках которых реализуется его поведение, не позволяют ему иначе решить свои проблемы, т.е. жестокость обычно не диктуется объективной необходимостью. Потребность в ней имеет субъективный характер, и нередко оказывается, что тех же целей можно было достичь и, не прибегая к жестокости.

Можно  сказать,   что  психика человека,   его  воля  и разум должны в первую очередь справиться не с внешними раздражителями, а с внутренними побудителями. Это  делает  субъективную   задачу  еще   сложнее.   Подтверждение этого положения мы постоянно находим при психологическом анализе конкретного преступного поведения. Анализ убеждает, что очень многие насильственные   преступники   не   испытывают   никакого   давления извне и полностью отдают себе отчет в том,  к чему могут привести для них же самих их поступки, но тем не менее оказываются не в состоянии что-либо изменить в своем поведении. Не помогают даже глубокие угрызения совести, очень часто охватывающие тех, кто совершает сексуальные преступления против детей и молодых девушек и кто по прошествии некоторого времени вновь и вновь допускает такие поступки. Их, по существу, беспрекословное подчинение внутренним побудителям делает поведение компульсивным, т.е. оно принимает характер неодолимого влечения.

Можно предположить, что за период, лежащий между актами насилия, в психике вырабатывается и накапливается некая энергия раздражения. Чем ниже уровень раздражения, тем спокойнее человек, но когда этот уровень подходит к критической точке, поведение становится неуправляемым, хотя и остается внутренне целесообразным для данного индивида.

Жестокое, как и иное агрессивное, поведение может быть направлено непосредственно против объекта, вызывающего фрустрацию,  психотравмирующие переживания в связи с ущемлением, унижением личности, снижением ее статуса и т.д., а может быть реализовано и в отношении замещающего объекта, который в этом случае выполняет функции "козла отпущения". Примером этого являются нападения на женщин насильников, испытывающих   серьезные    затруднения   в   сексуальной сфере, не для удовлетворения половой потребности, а ради мести женщинам вообще. Доказательство: побои и истязания жертв, не вызванные необходимостью преодоления их сопротивления. Подчеркнем, что нередко при таком смешенном нападении жестокость может быть даже большей, чем, если бы человек мстил своему обидчику.

Для понимания жестоких или агрессивных действий нужно всегда устанавливать место таких действий в общей структуре индивидуального или группового поведения, знать, является ли такой акт неадекватной защитной реакцией, следствием аффекта или же имеет самостоятельную цель и смысл. Не менее важно выяснить, имели ли место подобные поступки в прошлом, если да, то, как часто, т.е. представляют ли они собой привычный способ разрешения возникающих ситуаций.

Субъективно обусловленный характер жестокости качественно отличает ее от агрессивности, которая в очень многих случаях объективно является совершенно необходимой для успеха. Например, без применения насилия невозможно победить в войне, защититься от грабителей, задержать сопротивляющегося преступника, исполнить уголовные наказания, например, в виде лишения свободы, выиграть хоккейный матч и т.д., поэтому мы и отмечали выше, что агрессивность является неотъемлемой чертой многих видов общественно полезной деятельности. Она существовала всегда, в том числе в первобытных общинах, и сохранится навсегда как одна из форм человеческого бытия.

Естественно предположить, что жестокие действия, в том числе как реакция на фрустрацию, могут сопровождаться эмоциями гнева, ненависти, ярости. Но такие эмоции совсем не обязательны для каждого проявления подобного насилия, иногда оно может реализовываться совершенно хладнокровно, без какой-либо страсти, например при совершении террористических актов, когда гибнет много людей, при пытках или оставлении в опасности. В подобных ситуациях человек может просто не затруднять себя мыслью о том, что его действия способны причинить кому-то мучения и страдания. Это ему просто не приходит в голову в силу полного равнодушия к тому, кто станет его жертвой, или вообще к жизни как таковой и ее носителям. Например, неизвестный, подбросивший в двадцатиградусный мороз в 1989 году в Московский зоопарк картонную коробку с обезьянкой, вряд ли сознательно хотел причинить ей те ужасные страдания, которые она, замерзая, перенесла. Скорее всего, он просто об этом не думал. Это его не оправдывает, но очень красноречиво характеризует.

Жестокость имеет социально-психологическую природу и характеризует широкий класс межличностных отношений. Поэтому, казалось бы, для ее понимания особенно необходим всесторонний учет объективной стороны. Однако это не совсем так, хотя, безусловно, нужно знать конкретные действия участников конфликта и в первую очередь тех, кто был жесток. Решающим является изучение психологических особенностей действующих лиц, мотивов (в том числе бессознательных) их жестоких действий, актуальных переживаний и психических состояний, а также отношения к содеянному. Неосторожные (в уголовно-правовом понимании тоже) поступки даже с самыми тяжкими последствиями не являются жестокими.

Тем самым природа жестокости определяется побуждениями индивида. В одних случаях она выступает средством достижения какой-то цели ("инструментальная" жестокость), в других — сама по себе желанна для него ("целевая" жестокость). Разумеется, нередко жестокость выполняет обе роли одновременно.

Избирательная жестокость достаточно ярко характеризует поведение многих молодежных антиобщественных групп. Для них существуют как бы стереотипные объекты нападения, в роли которых выступают одинокие прохожие, молодые пары, просто "чужие" в зоне господства группы и все те, которые не смогут оказать серьезного сопротивления. Иногда члены подобных сообществ совершают групповые изнасилования.

Жестокость имеет строго определенного адресата в повседневных бытовых отношениях, когда объектами нападения становятся родные и близкие, в том числе и дети, а также соседи, сослуживцы и т.д. При этом необязательно, чтобы жестоким поступкам предшествовали конфликты: такие поступки могут быть внезапны, носить характер вспышки вследствие внутриличностного конфликта, не охватываемого сознанием.

Теперь можно  выделим основные сферы жизни, в которых чаще всего может иметь место жестокость:

1) войны, в том числе  гражданские, а также более мелкие  вооруженные схватки и конфликты  регулярных, профессионально обученных  войск;

2) межнациональные и социальные  конфликты внутри страны, пограничные столкновения между народами разных государств;

3) отношения между государством  и личностью, включая различные  формы жестокого принуждения, смертную  казнь, пытки, лишение свободы;

4) отношения между обществом (социальной средой) и личностью, т.е. противоречия между ними, грубое  давление на человека, принуждение его к чему-либо, в том числе с помощью клеветы, оскорблений и даже физического насилия, изгнание с данного места проживания или из круга привычного общения, снижение социального статуса и т.д.;

5) закрытые или полузакрытые  сообщества, к которым можно отнести тюремные учреждения, армию, дома инвалидов и престарелых, детские дома, приюты, интернаты, психиатрические больницы. Здесь жестокость может проявляться между отдельными людьми и их группами;

6) межличностные отношения  в семье, быту и на работе. На эту область жизни приходится основная масса убийств, телесных повреждений, других видов насилия и более мелких проявлений жестокости, угнетения, подавления личности;

7) общение людей на улицах, площадях, в транспорте, в торговых  заведениях, местах массовых зрелищ  и иных местах проведения досуга, где часто происходят межличностные и межгрупповые конфликты, хулиганские проявления, даже массовые беспорядки, грабежи и разбои.

Таким образом, жестокость — это оценочное понятие, и оценка конкретного поступка зависит от субъективных моральных представлений и воззрений оценивающего, его социальной и национальной принадлежности, общественного положения, интеллигентности, уровня культуры, способности к сочувствию и сопереживанию, чуткости и т.д. Немалое влияние на оценки могут оказать обычаи и традиции той среды, в которой воспитывался и живет данный человек. Можно полагать, что отношение к личности, являясь мерилом нравственности, выступает показателем уровня жестокости.

Становление человеческой агрессии

В этой главе речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении  жизни, о возникновении и закреплении агрессивных реакций в детском возрасте. Что толкает детей на проявление агрессии? Какие факторы могут предопределить последующую агрессивность человека? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение?

Как известно дети черпают свои знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья, общение со сверстниками и СМИ. Рассмотрим их теперь более подробно.

Информация о работе Жестокость в подростковой среде