Западные традиции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

К вопросу о становлении западной правовой традиции
Право как самостоятельный социальный институциональный регулятор всегда синтезирует в себе систему отношений (без них это лишь памятник), регулирующих их норм (без них остается лишь традиция или идеология) и систему идей, представлений об этих отношениях в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

Контрольнаязападная традиция 1.docx

— 27.63 Кб (Скачать файл)

[14] Розин В.М. Указ. соч.  С. 174.

[15] Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 138.

[16] Розин В.М. Развитие  права в России… С. 179.

[17] См.: Марченко М.Н. Источники  права. Учебное пособие. М., 2006. С. 439.

[18] См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 200, 201.

 

 

Коммуникативная концепция  права (проблемы генезиса и теоретико-правового  обоснования)

Современная интеллектуальная ситуация, по признанию западных мыслителей, характеризуется наличием двух противоположных  импульсов: первый направлен на радикальное  разрушение и разоблачение знания, верований, мировоззрений (постмодерн), второй же - на радикальное воссоединение  и примирение. На поверхностный взгляд, эти импульсы враждебны друг другу, однако при внимательном рассмотрении в них можно увидеть две  поляризованные, но взаимодополняющие  тенденции, устремленные к единой цели (Р. Тарнас). Задача, по Тарнасу, заключается в том, чтобы развить гибкую систему предпосылок и точек зрения, которая, не снимая и не упрощая всей сложности и множественности реальности, могла бы служить опосредующим звеном, объединяющим и проясняющим все это многообразие. Многие мыслители ставили целью развить такой культурный способ видения, наделенный внутренней глубиной и универсальностью, который, не навязывая априорных ограничений возможному ряду законных интерпретаций, смог бы сложить разбросанные осколки знания в подлинную и связную картину, а -также подготовить плодородную почву для грядущих перспектив.12

 Все вышесказанное  имеет самое прямое отношение  и к правоведению, существование  которого, как уже было отмечено, неразрывно связано с философией, и в котором также борются  две тенденции: центробежная и  центростремительная (интегральная).

 Конец ХХ века, по  нашему мнению, актуализировал задачу теоретического обоснования целостной концепции права, которая могла бы объединить жизненные идеи основных правовых школ и направлений.13 Это понимают и авторитетные ученые на западе. Так, например, Г.Дж. Берман пишет в своем фундаментальном исследовании "Западная традиция права: эпоха формирования": "Нам необходимо преодолеть… заблуждение относительно исключительно политической и аналитической юриспруденции ("позитивизм"), или исключительно философской и моральной юриспруденции ("теория естественного права"), или исключительно исторической и социоэкономической юриспруденции ("историческая школа", "социальная теория права"). Нам нужна юриспруденция, которая интегрирует все три традиционные школы и выходит за их пределы. Такая единая юриспруденция подчеркивала бы, что в право надо верить, иначе оно не будет работать; а это включает не только разум, но также чувства, интуицию и веру. Это требует полного общественного осознания".14 В другой своей работе он дает набросок интегрированной юриспруденции, по своему замыслу (не по обоснованию) весьма близкой к тому, который трактуется диссертантом как онтологическая концепция коммуникативного права. Берман, в частности, пишет: "Интегрированная юриспруденция - это философия, объединяющая три классические школы: правовой позитивизм, теорию естественного права и историческую школу. Она основана на убеждении, что каждая из этих трех конкурирующих школ выделила одно из важных измерений права, исключив прочие, и что совмещение нескольких измерений в одном фокусе, во-первых, возможно, и, во-вторых, важно…Эти три конкурирующих подхода можно примирить только путем более широкого определения права, чем те, что приняты каждой школой в отдельности. Позитивисты чаще всего определяют позитивное право (а никакого другого права они не признают) как официальные нормы или, в случае "американских правовых реалистов", как официальные модели поведения, рационализированные нормами или скрытые в них. Большинство приверженцев теории естественного права также определяют позитивное право как нормы, но поверяют их принципами или стандартами морали, которые они считают равноценной частью права. "Истористы" тоже определяют право как сочетание норм и принципов морали, но - в отличие от позитивистов - придают большее значение нормам обычного права, чем нормам законодательства, а в отличие от "естественников" их больше волнуют не универсальные, а конкретные моральные принципы, соответствующие характеру и традициям народа или общества. Профессор Джером Холл, который изобрел термин "интегрированная юриспруденция"…относится к этим определениям права с уважением, но дает определение более широкое, чем все три вместе взятые. Он определяет право как тип социального действия, процесс, в котором нормы, ценности и факты - и то, и другое, и третье - срастаются и актуализируются…На мой взгляд, именно актуализация права является его наиболее существенным признаком. Если определить право как деятельность, как процесс законотворчества, судебного рассмотрения, правоприменения и других форм придания правового порядка общественным отношениям через официальные и неофициальные модели поведения, то его политический, моральный и исторический аспекты могут быть сведены воедино…".15 Таким образом, "актуализация права" (не забудем, что "акт" в переводе означает также "действие") по Берману - Холлу вполне вписывается в структуру права, сформулированную с позиций коммуникативной теории, но не исчерпывает ее.

 

 

 

 

 

 

 

12 Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. С. 348.

 

13 Аналогичные тенденции  набирают силу и в естествознании. Например, Р.Г. Баранцев полагает, что "современную эпоху справедливо  характеризуют как кризисную,  причем кризис имеет глобальные  масштабы, охватывая все страны  и все сферы жизни: экономическую,  социальную, духовную. Наука несет  немалую долю ответственности  за остроту переживаемого кризиса, оказавшись не в состоянии ни предсказать, ни разрешить назревшие проблемы. Претендуя на однозначную определенность, безусловную объективность, предельную полноту описания, традиционная наука отрывалась от жизни с ее гибкостью, открытостью, свободой воли. В своем стремлении к идеалу полноты и точности естественные науки создавали мощный аппарат моделирования завершенных теорий, а гуманитарные науки, следуя за ними, строили искусственные классификации…и прочие безжизненные конструкции. Лишь по мере разочарований стало приходить понимание, что для изучения жизнеспособных, органических, развивающихся объектов нужна иная методология, новая парадигма…

Признаки становления  новой парадигмы уже различимы. В естествознании все чаще говорится  о междисциплинарности, комплексности, системности; в философии все больший вес приобретают такие понятия как синтез, всеединство, целостность…Синтезирующую роль берет на себя культура, объединяя науку, искусство и духовные явления в целостность ноосферы" (Ба-ранцев Р.Г. Концепции современного естествознания: Опыт целостного подхода. Методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов. СПб., 2001. С. 3-4).

 

14 Берман Г.Дж. Западная  традиция права: эпоха формирования. М.., 1998. С. 16-17.

 

15 Берман Г.Дж. Интегрированная  юриспруденция // Берман Г.Дж. Вера  и закон. С. 342-343. См. также: Hall J. Living Law of Democratic Society, 1949.


Информация о работе Западные традиции права