Виды субъектов международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП,
которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда –
государства, их основные особенности. На основе изученного материала,
постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном
праве.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды субъектов международного частного права 4
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП 6
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан 6
2.2. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования 9
2.3. Взаимность и реторсии 10
2.4. Правовое положение российских граждан за рубежом 13
2.5. Правовое положение юридических лиц 14
2.6. Правовое положение иностранных юридических лиц 17
3. Государство как субъект МЧП 20
4. Международная межправительственная организация как субъект МЧП 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

гос как суб мчп2.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

дееспособность  иностранцев и лиц без гражданства  будет определяться только по

российскому праву.

Из указанного классического принципа определения  дееспособности иностранцев

по личному  закону существуют исключения.

Во-первых, это  касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без

гражданства) на территории РФ. Это означает, что  иностранец, заключая в

России договор  мены, купли-продажи, залога, займа и  другие сделки, не может

впоследствии  оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент

заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства,

гражданином которого он является, соответствующего возраста или были

выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.

Во-вторых, по российскому  праву будет определяться гражданская дееспособность

иностранцев (лиц  без гражданства) в отношении  обязательств, возникающих

вследствие  причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российскому праву

решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства

ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

     2.2    Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего

государства обладают соответствующими правами и несут  определенные

обязанности. Условия  предоставления прав отражают два вида режима,

распространенных  в мировой практике. Такими режимами являются:

·        национальный режим - наделение иностранных  физических и  юридических

лиц такими же правами  и обязанностями, какие имеют  собственные граждане и

юридические лица;

·        режим наибольшего благоприятствования—предоставление физическим и

юридическим липам  одного иностранного государства такого же объема прав и

полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица, любого другого

иностранного  государства.

Как уже упоминалось  выше, национальный режим чаше всего применяется в

отношениях  с иностранными физическими лицами. Норма о предоставлении

национального режима включается во многие международные договоры об оказании

правовой помощи. Она закреплена в Конституции  РФ, в Законе о правовом

положении иностранных  граждан в СССР 1981г. и во многих других

законодательных актах: данная норма реализуется  в положении о том, что

иностранные граждане в РФ пользуются такими же правами, что и российские

граждане.

Принцип национального  режима действует в отношении права собственности

иностранцев. На них распространяются все общие  правила нашего

законодательства  в отношении собственности граждан. Это касается круга

предметов, которые  вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов

осуществления иностранцами их права собственности. Например, если иностранец

везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежем, ни

правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются

основанием  для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ

лишь при  выполнении условий, установленных  нашим законодательством.

Предоставление  национального режима иностранцам  означает не только уравнение

их с нашими гражданами в области гражданских  прав, но и возложение на

иностранцев как  участников гражданских правоотношений обязанностей,

вытекающих  из правил нашего законодательства.

Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда жизни,

здоровью и  имуществу гражданина или организации  возникает обязательство по

возмещению  вреда. Такое обязательство возникает и в случае причинения вреда

иностранцам (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных  в РФ

иностранным гражданам  в соответствии с нашим законодательством, неотделимо от

исполнения  ими обязанностей. Общее правило  в отношении обязанностей

иностранцев, находящихся  на территории РФ, сформулировано в  ст. 37

Конституции РФ.

Из предоставления иностранцам национального режима в то же время следует, что

иностранец  в РФ не может претендовать на какие  либо иные гражданские права,

нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не

может требовать  предоставления ему привилегий или  установления изъятий из

нашего закона.

Закрепленный  в законодательстве национальный режим  в отношении гражданской

правоспособности  иностранцев носит безусловный характер, т.е. он

предоставляется иностранцу в каждом  конкретном случае без требования

взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты,

регулирующие  права иностранцев в различных  областях (ст.25 ГПК и др.).

В силу территориального характера авторских прав национальный режим в

отношении авторских  прав  иностранцев установлен применительно  к

произведениям, обнародованным на территории РФ, либо не обнародованным, но

находящимся на территории РФ в какой либо объективной форме.

В отношении  других произведений иностранцев авторские  права признаются в

соответствии  с международными договорами.

Режим наибольшего  благоприятствования или другое, часто встречаемое в

юридической литературе понятие «режим наиболее благоприятствуемой нации»,

используется  в отношениях с иностранными юридическими лицами, про которых я

укажу ниже.

     2.3       Взаимность и её виды. Реторсии.

Одним из основных начал, своего рода фундаментом для  сотрудничества

государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью».

Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет  много общего с одноименным

понятием, употребляемым  в быту: идет ли речь о предоставлении прав или о

выполнении  каких-либо работ - все это обеспечивается при условии совершения

другой стороной таких же действий.

Взаимность  в МЧП означает:

1)         предоставление иностранцам в  РФ таких же прав, свобод и

возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем

иностранном государстве;

2)         признание и исполнение иностранных судебных решении при условии

признания и  исполнении судебных решений РФ в  соответствующем иностранном

государстве;

3)         исполнение судебных поручений  иностранных судов при аналогичном

исполнении  поручений судов РФ;

4)         в определенных случаях применение иностранного права при условии,

если в соответствующем  иностранном государстве к аналогичным  отношениям

применяется российское право и др.

Всех ситуаций, при которых будет применяться  взаимность, указать невозможно.

Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть решены на основе

взаимности. Как  правило, наличие взаимности предусматривается в

международном договоре. В том случае, когда  такое положение отсутствует,

считается, что  нет оснований для предъявления требования взаимности. Другими

словами, если в  международном договоре или в  национальном законодательстве не

содержится  нормы, обуславливающей совершение определенных действии на

условиях взаимности, то эти действия должны быть выполнены в отношении

иностранцев без соответствующей «проверки» аналогичной ситуации в

иностранном государстве в отношении российских граждан.

В проекте третьей  части ГК РФ предлагается новелла, формулирующая отношение

Российской  Федерации к категории взаимности. Российский законодатель

определил, что  суд РФ должен применять иностранное право независимо от того,

применяется ли в соответствующем иностранном  государстве к аналогичным

отношениям  российское право. Однако это основное положение дополнено

традиционными «исключениями», позволяющими в законах РФ устанавливать нормы,

регулирующие применение иностранною права на условиях взаимности.

Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма о

«презумпции»  взаимности: в случае, если применение иностранного права зависит

от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между

государствами, постольку не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются  нормы, включенные в

различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например, согласно

ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания н

наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право  на регистрацию в РФ

наименований  мест происхождения товаров предоставляется  физическим лицам тех

государств, которые  предоставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном  частном праве обычно различают  два вида взаимности:

«формальную»  и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы  теми же правами, какие имеют

отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими

иностранцы  не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут требовать

предоставления  им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти

права не закреплены в законодательстве Российской Федерации. На принципе

формальной взаимности основаны практически все договоры, заключенные РФ с

иностранными  государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам те же

права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем

иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности

оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых  правовых системах

просто отсутствуют  гражданско-правовые институты, известные  и

распространенные  в других.

Употребление  терминов «формальная» и «материальная» используется в условном

значении с  целью противопоставить одно понятие  другому. В Российской

Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается формальная

взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и материальной

взаимности (в  области налогообложения, авторского права).

Предоставляя  иностранцам национальный режим, по существу безусловный, т.е.,

не связанный  с наличием взаимности в соответствующем иностранном

государстве, - Российская Федерация может устанавливать определенные

ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).

Возможность установления таких ограничений определяется  ст. 162 Основ ГЗ и

может иметь  место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть

ответными - устанавливаться  в отношении граждан и юридических  лиц тех

государств, в  которых имеются специальные ограничения правоспособности

российских  граждан и юридических лиц; 2) только Правительству РФ,

предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при

рассмотрении  дела не могут лишить иностранца права собственности на

домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем  государстве российские

граждане не могут иметь в личной собственности  дома).

Следовательно, Реторсии — это установленные Правительством

Российской  Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и

юридических лиц  в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

     2.4.         Правовое положение российских граждан за рубежом.

Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в

иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно

правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан

(и, соответственно, иностранных граждан в России), закрепляются в различного

рода международных  соглашениях: договорах об оказании правовой помощи,

торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и

других.

Учитывая, что  некоторые государства имеют  более развитые экономическую,

социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским гражданам в

иностранном государстве  предоставляется возможность пользоваться теми

имущественными  правами, которые неизвестны российскому  законодательству. В то

же время, в  иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть

установлены изъятия  из принципа национального режима, ограничивающие граждан

РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении

образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных

прав.

Защиту российских граждан в иностранном государстве  обеспечивают

представители дипломатических представительств и консульских учреждений

Российской  Федерации в соответствии с международными конвенциями о

дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношениях 1963г., а также

Консульским Уставом  СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность  в

обеспечении мер  защиты российских граждан и гарантированности  в осуществлении

ими полного  объема прав, предоставленных законодательством государства

пребывания, возлагается  на консула. В случае нарушения прав консул

незамедлительно обязан принять меры к их восстановлению.

На практике встречаются случаи ущемления иностранными государствами прав

российских  граждан, большинство из которых  носит политический характер. Как

Информация о работе Виды субъектов международного частного права