Виды и формы международно-правовой ответственности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:50, реферат

Описание работы

Международно-правовая ответственность - один из древнейших институтов международного права, является юридической обязанностью субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3

Международно-правовая ответственности…………………………………………….4

Виды и формы международно-правовой ответственности…………………………...7

Обстоятельства, исключающие ответственность…………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат международное право.docx

— 31.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

    • принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
    • наказание виновных;
    • принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Материальная ответственность субъекта международного права возникает в двух случаях:

    • Когда правонарушение повлекло материальный ущерб и когда ущерб возник без нарушения нормы нрава, но его возмещение предусмотрено, тем не менее, специальным международным договором.
    • Объективная ответственность государств представляет собой самостоятельный комплекс международно-правовых отношений, основное содержание которых составляют обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возместить причиненный в связи с осуществлением ими правомерной деятельности ущерб и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещения такового.

Объективная ответственность может возникнуть при наличии трех необходимых условий:

1) международно-правовых  норм, которыми такая обязанность  и соответствующее право предусматриваются;

2) событий, с наступлением  которых связывается вступление  в силу механизма, предусмотренного  упомянутыми нормами;

3) прямой причинной связи  между событием и материальным  ущербом. Первое условие представляет  собой юридическое основание  объективной ответственности государств, а второе выступает в качестве ее фактических оснований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обстоятельства, исключающие ответственность

Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, подготовленные Комиссией международного права и одобренные (точнее, «принятые к сведению») LVIсессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 года, содержат перечень обстоятельств, исключающих противоправность. Ответственность государств исключается при следующих определенных условиях:

1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права. Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства.

Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий:

    • согласие государства должно быть международно-правомерным;
    • согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым);
    • согласие должно предшествовать совершению действий.

Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами «форс-мажор», или «непредвиденный», «непреодолимый» случай. Форс-мажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в статье 41 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статье 18 Конвенции ООН поморском управу 1982 года.

Однако государства не освобождаются от ответственности, если форс-мажорная ситуация обусловлена — либо целиком, либо в сочетании с другими факторами — поведением ссылающегося на нее государства или государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации.

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались на территории государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности или выхода из строя навигационного оборудования.

Бедствие как обстоятельство, исключающее ответственность государства, предусмотрено, например, в статьей 14Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статьей 98Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, приложении 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов1973-78 годов, статьей 5 Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года.

Государство несет ответственность, если оно само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие.

5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности абсолютно-исключительного характера ситуации, на которое ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

Государство не может ссылаться на состояние крайней необходимости еще, по крайней мере, в следующих двух случаях:

- если международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства;

- если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое и не позволило выполнить свои международные обязательства.

6. Если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в целях самообороны от агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН, совершаемой этим другим государством.

7. Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства в отношении другого государства, если и исключается, то в той мере, в какой это деяние является контрмерой. Судебные решения, практика государств и доктрина подтверждают тезис о том, что контрмеры, отвечающие определенным существенными процессуальным условиям, могут быть правомерными.

7. Ответственность государства  в связи с деянием другого государства

Обстоятельства, которые порождают ответственность государства в связи с деянием другого государства, указаны в главе IV Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятых к сведению LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 года. Государство, которое помогает или содействует другому государству в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за это, если:

а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния;

б) деяние явилось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Такие ситуации возникают в тех случаях, когда государство добровольно содействует или помогает другому государству в осуществлении деяния, нарушающего международные обязательства второго государства, например, путем сознательного предоставления существенно важного средства или финансирования соответствующей деятельности, закрытия международного водотока, содействия похищению лиц. Государством, несущим главную ответственность, в каждом случае является государство-исполнитель, а содействующее государство играет лишь вспомогательную роль[2].

Содействующее в совершении международно-противоправного деяния государство несет ответственность в следующих трех случаях:

- соответствующему органу или учреждению государства, предоставляющему помощь или содействие, должно быть известно об обстоятельствах, придающих поведению государства, которому: предоставляется помощь, международно-противоправный характер;

- помощь или содействие должны предоставляться с целью облегчения совершения такого деяния и фактически должны вести к его совершению;

- выполнение деяния должно носить противоправный характер, как если бы оно было совершено самим содействующим государством.

Государство, которое руководит другим государством и осуществляет контроль над ним в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность заданное деяние, если:

а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния

б) деяние являл ось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Государство, которое принуждает другое государство к совершению какого-либо деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если такое деяние, если бы не принуждение, являлось бы международно-противоправным деянием принуждаемого государства и принуждающее государство делает это, зная об обстоятельствах этого деяния. В данном случае для принуждаемого государства нет никакого реального выбора, кроме как выполнить желание государства, применяющего принуждение. Принуждающее государство должно принуждать к совершению международно-противоправного деяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате правомерных действий, если это предусмотрено международным договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Броунли Я. Международное право: В 2 т.М., 1977гю Т.2.
  2. Международное право. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2000 г.
  3. Лукашук И.И. Право международной ответственности // Международное публичное и частное право, 2002 г., № 2
  4. http://ru.wikipedia.org/

 

 

 


Информация о работе Виды и формы международно-правовой ответственности государства