Валютная система стран ЕС: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процессов создания и функционирования валютной системы ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить этапы становления и развития валютной системы ЕС;
Рассмотреть состояние валютной системы ЕС на современном этапе;
Проанализировать проблемы и перспективы валютной системы ЕС.

Содержание работы

Введение 4
1. Становление и развитие европейской валютной системы 5
2. Современное состояние европейской валютной системы 12
3. Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Валютная система стран ЕС.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Европейские долговые кризисы  лишь отчасти являются последствием мирового экономического кризиса 2008 года: он послужил отправной точкой, но не являлся первопричиной. Внутренним фактором, лежащим в основе проблем Еврозоны, стала передача на наднациональный уровень кредитно-денежной политики, притом что фискальная политика осталась в руках национальных правительств. Это со временем привело к образованию противоречий в европейской валютной политике.

Как уже было упомянуто  выше, в свое время для обеспечения  стабильности единой валюты были разработаны  критерии слияния экономических  систем (Маастрихтские критерии), обязательные для вступающих в валютный союз стран. Одним из них является требование финансовой стабильности стран, технически выражающееся в том, что ежегодный бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг – 60% ВВП. Пакт Стабильности и Роста, подписанный в Амстердаме в 1997 г., закрепил данное условие, а также установил  штрафные санкции за его нарушение.

Однако к 2011 году, согласно докладу Еврокомиссии, средний уровень  бюджетного дефицита Еврозоны составил 6%, а уровень государственного долга – 85,5%. Средние показатели Евросоюза также превысили установленный уровень: упомянутые выше показатели составили соответственно 4,7% и 80,2% совокупного ВВП. В 2010 году лишь пять стран ЕС не превысили установленного «потолка»: Дания, Эстония, Финляндия, Швеция и Люксембург12. Учитывая, что Дания и Швеция не входят в зону евро, можно сказать, что важнейший критерий слияния экономических систем не выполняется. 

Одно из возможных  объяснений сложившейся ситуации состоит  в том, что в отношении стран-нарушителей не применяются штрафные санкции. Отсутствие эффективного механизма принуждения к исполнению условий Пакта Стабильности и Роста привело к усугублению кризиса Европейского валютного союза. Тем не менее важность соблюдения критериев слияния высока и объясняется тем, что Еврозона изначально не являлась оптимальной валютной зоной.

Основоположником теории оптимальных валютных зон является известный экономист Роберт Манделл, в 1999 году получивший Нобелевскую премию за данное исследование, основные положения которого он описал еще в 1961 году. Согласно его подходу, оптимальная валютная зона характеризуется высоким уровнем внутренней и отсутствием внешней мобильности факторов производства (труда и капитала). Впоследствии данный критерий оптимальности подвергся критике со стороны ряда исследователей, а в качестве альтернативы предлагались такие показатели, как открытость экономики, уровень финансовой интеграции, единообразие экономической политики, схожие темпы инфляции13.

Решение проблемы долговых кризисов требует как оперативного вмешательства, так и более сложных структурных изменений. Создание нового стабилизационного фонда, так называемого Европейского механизма стабильности (ESM), позволит осуществить краткосрочную поддержку проблемных стран. Однако в отсутствии реформ как на национальном, так и на наднациональном уровне, данная мера может не принести ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе.

Ужесточение бюджетной  дисциплины направлено на обеспечение  долгосрочной стабильности как зоны евро, так и всего ЕС. Однако Великобритания и Чехия отказались подписывать новое налогово-бюджетное соглашение. Евроскептики традиционно не хотят принимать ограничение национального суверенитета и передачу его части на наднациональный уровень. Очевидно, что в условиях текущего кризиса выгоды от дальнейшей интеграции расцениваются данными странами как ничтожные по сравнению с ограничением свободы в области бюджетной политики.

Налогово-бюджетное соглашение является лишь первым шагом к решению  проблемы европейских долговых кризисов. Само по себе ужесточение бюджетной дисциплины не снимает с повестки дня вопрос о «неоптимальности» Еврозоны, скорее оно возвращает Европу к вопросу обеспечения стабильности в отсутствии данной оптимальности. При этом возможны два варианта развития событий. В рамках первого сценария страны-члены ЕС ограничатся налогово-бюджетным соглашением, что приведет к стабилизации экономической ситуации, однако без уверенности в долгосрочном ее сохранении. Согласно второму сценарию, за ужесточением бюджетной дисциплины последует фискальная интеграция, что приблизит Еврозону к оптимальности.

Однако несмотря на принимаемые  меры, ситуация в частных странах  остается крайне напряженной. В первую очередь внимание экспертов приковано  к Греции, экономика которой служит поводом для беспокойств в равной мере как на финансовых рынках, так и на улицах Афин. Размер финансовой помощи стране составляет больше 100 млрд. евро14, не говоря уже о косвенном эффекте, раскатившемся по финансовым рынкам мира.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и затраты, выход Греции из валютного союза является крайне нежелательным для остальных стран Еврозоны, даже для столь автономных и экономически сильных государств, как ФРГ и Франция. На это есть ряд причин.

Во-первых, это невыгодно с экономической точки зрения: эксперты банка UBS подсчитали, что первый год жизни после выхода Греции из состава валютного союза обойдётся немецким гражданам в 6-8 тыс. евро на одного взрослого жителя, а в итоге это может обратиться в колоссальные потери в виде 50% от ВВП семнадцати стран-членов Еврозоны15. В то же время введение неконвертируемой к евро драхмы резко обвалит курс последней, что приведёт к увеличению внешнего долга Греции. 

 

Во-вторых, стоит учесть политическую основу поддержки Греции: процесс Европейской интеграции успешно функционирует несколько десятков лет, поступательно двигая ЕС от чисто экономического союза к политическому или квазиполитическому образованию. Исключение Греции резко отбросит назад идею о Соединённых Штатах Европы. 

 

В-третьих, это может создать опасный прецедент для исключения таких государств как Испания, Италия, Португалия и Ирландия, при том что ещё не так давно эти страны числились среди самых больших экономик Европы. По политическим причинам выход Испании и, в первую очередь, Италии из зоны евро представляется вряд ли возможным, что является ещё одним доводом сохранения Греции в рамках Еврозоны. И, наконец, не стоит забывать про социокультурные аспекты: греческое государство может почувствовать себя несколько «оторванным»  от остальных стран-членов Евросоюза, поскольку на него будут смотреть как на причину всех бед в организации, что, в свою очередь, может привести к изоляционизму греческой культуры и провалу идеи европейского гражданства.

Принимая во внимание все вышеописанные факторы, не представляется возможной ситуация добровольного выхода Греции из состава валютного союза, впрочем как и принудительное её исключение. Следовательно можно предположить, в том числе исходя и из заявлений официальных лиц, что максимальные усилия будут приложены для того, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию и не допустить выхода Греции из валютного союза.

Безусловно, нынешний кризис является своеобразной "лакмусовой бумажкой" для Еврозоны, как впрочем  и для Евросоюза в целом. В  наихудшем сценарии развития событий опасности может подвергнуться целостность всей Еврозоны, что в свою очередь может отрицательно сказаться на всей мировой финансовой системе в целом. Однако мало вероятно, что подобное случится, следовательно можно ожидать, что руководство Еврозоны предпримет в ближайшее время дополнительные меры по стабилизации ситуации. 

 

 

 

Заключение

Появление ЕВРО – важная веха в развитии мировой  политики и экономики, лежащий в  основе новой европейской валюты. Экономический и валютный союз членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США.

Внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень  экономической и политической интеграции. Валюты государств-членов ЕС по сравнению  с валютами большинства стран  мира относительно сильны и стабильны. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран-участниц ЭВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.

ЕВРО опирается  на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС. Высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Европейская валютная система как  сравнительно молодая система продолжает развитие и «отладку» механизмов своего существования. Несмотря на текущие проблемы, само существование такой системы можно определить как грандиозный экономический эксперимент. И результаты этого экономического эксперимента: положительные или отрицательные – будет определен только последующими поколениями. Одно несомненно – любые виды экономического сотрудничества и экономического взаимодействия стимулируют рост и разнообразие мировых экономических отношений.

 

Список использованной литературы

Учебные пособия 

  1. Азрилиян А.Н. Экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2009. -1152с.
  2. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения, М.: Финансы и статистика, 2009
  3. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Н.Н. Ливенцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 648 с.
  4. Международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. В.Е.Рыбалкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 498 с.
  5. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие / И.Н. Платонова, Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина, В.Б. Буглай. - М: Проспект, 2012. - 344 с.
  6. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2008. - 654 с.
  7. Моисеев С.Р. Международные финансовые отношения и международные финансовые рынки, М.:Московский международный институт эконометрики, финансов и права, 2008. – 245 с.
  8. Цибулина А.Н. Расширение зоны евро // Европейская интеграция: учебник под ред. О.В. Буториной. – М.: Деловая литература, 2011. – 342 с.
  9. Этот изменчивый обменный курс: антология / составитель А.Семенов, М: Дело, 2001.- 384 стр.

 

Периодика

  1. Буторина О.В. Трудный путь к единой европейской валюте. /МЭ и МО. - 1998. - №1.
  2. Долгов С. И. Единая валюта стран Европейского союза – евро: проблемы и перспективы/ Деньги и кредит.-2009.-№7.
  3. Захаров А.Н. Мировой финансово-экономический кризис и возможные пути его преодоления. / Российский внешнеэкономический вестник. - 2009, №№ 3,4.
  4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты// Вопросы экономики.-2001.-№1.
  5. Квашнин Ю. Кризис в Греции. / МЭ и МО. - 2011. №4.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://epp.eurostat.ec.europa.eu
  2. http://europa.eu/
  3. http://www.dw.de/

 

1 Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты// Вопросы экономики.-2001.-№1.-с.125-135

2 Буторина О.В. Трудный путь к единой европейской валюте./ О. В. Буторина// МЭ и МО. - 1998. - №1

3 Международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. В.Е.Рыбалкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 498 с

4 Моисеев С.Р. Международные финансовые отношения и международные финансовые рынки, М.:Московский международный институт эконометрики, финансов и права, 2008. – 245 с

5 Цибулина А.Н. Расширение зоны евро // Европейская интеграция: учебник под ред. О.В. Буториной. – М.: Деловая литература, 2011. – 342 с

6 Азрилиян А.Н. Экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2009. -1152с.

7 http://europa.eu/

8 http://epp.eurostat.ec.europa.eu

9 Цибулина А.Н. Расширение зоны евро // Европейская интеграция: учебник под ред. О.В. Буториной. – М.: Деловая литература, 2011. – 342 с

10 http://epp.eurostat.ec.europa.eu

11 http://epp.eurostat.ec.europa.eu

12 http://epp.eurostat.ec.europa.eu

13 Этот изменчивый обменный курс: антология / составитель А.Семенов, М: Дело, 2001.- 384 стр.

14 http://www.dw.de/

15 Там же.

Москва, 2012 г.


Информация о работе Валютная система стран ЕС: проблемы и перспективы