Территория и границы в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:57, реферат

Описание работы

По правовому режиму территории подразделяются на территории государств, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.
Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик – принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоряжаться своей территорией.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Территория и границы в  международном праве»

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

 

                                                                        Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

По правовому режиму территории подразделяются на территории государств, территории с международным режимом  и территории со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в пределах свое территориальное верховенство. Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик – принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоряжаться своей территорией.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство на ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическре пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не подлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным  режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Прилежащая (таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная) зона является морским районом, прилегающим к территориальному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специально установленных областях.

В исключительной экономической  зоне соответствующее прибрежное государство обладает суверенными правами и исключительной юрисдикцией в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, использования энергии воды и ветра, а также ограниченной юрисдикцией в отношении охраны природной среды в пределах 200 морских миль от той же линии, от которой отсчитываются территориальные воды.

На континентальном  шельфе за прибрежным государством признаны суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов и недр морского дна.

К числу государственных территорий международного пользования относятся  международные реки, международные  проливы, международные каналы, а  также острова, в отношении которых  существуют специальные международные  договоры: архипелаг Шпицберген, Аландские  острова, Додеканезские острова.

Государственная территория состоит  из сухопутной территории, включая  ее недра, водной и воздушной.

Сухопутной территорией государства считается тот объем суши, который расположен в пределах установленных государственных границ.

Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. К числу первых относятся воды рек, озер, каналов и иных водоемов, расположенных в пределах сухопутных границ государства. Внутренними морскими водами являются те, которые определены Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 года: морские воды, в том числе воды государств- архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы (например, море Лаптевых, залив Петра Великого).

Что касается территориального моря (территориальных вод), то таковым  называется полоса прибрежных морских  вод шириной не более 12 морских  миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий.

Недра, находящиеся под сухопутной и водной поверхностями государств, не имеют ни в международном, ни в  национальном праве каких–либо ограничений  по глубине. В доктрине международного права наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым «глубинные пределы» государственной территории ограничиваются уровнем наибольшего освоения недр. Но различные государства обладают весьма разными возможностями такого освоения в зависимости от технического потенциала, которым они располагают. Отсюда возникает реальное неравенство государств в данной области, что может иметь серьезные практические последствия в отношении добычи ресурсов с «соседней территории» с учетом перспектив наклонного бурения. В данном вопросе сохраняются резервы для прогрессивного развития международно - правовых норм.

Воздушная территория государства (государственное воздушное пространство) замкнута в пределах вертикальных линий, проецируемых от границ государства на его сухопутной и водной поверхностях, до границы с условным «космическим пространством» на высоте 100-110 км над уровнем моря. Ни в международном праве (в договорном порядке), ни в национальном законодательстве эта «воздушная граница» не определена.

Верховенство государства в  пределах своей территории (территориальное  верховенство)является одним из проявлений его суверенитета и состоит в следующем: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; в пределах территории данного государства исключается публичная власть любого иного субъекта международного права, если только иное не предусмотрено международным договором данного государства; высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административных сферах; земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государства без явно выраженного согласия территориального суверена.

Территориальное верховенство государства  не исключает изъятий из действия его законов по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или действия иностранного законодательства в определенных районах его территории, если согласие на это выражено во внутреннем законе или в международном договоре. Типичной в этом отношении является конституционная норма большинства государств мира о примате международного договора над национальным законом, как это закреплено, например, в ст. 15, п.4, Конституции Российской Федерации 1993 года.

Юрисдикция государства (действие его законодательной и судебной власти) может распространяться, и  весьма часто распространяться, и  за пределы его границ. Однако никакое  государство не вправе применять  свои законы, в особенности средства властного принуждения, на территории иностранного государства, если законами или международными договорами последнего не допускается иное.

Природная среда с ее компонентами- сушей и водами, атмосферным воздухом, лесами и недрами (ресурсами)- составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Временное пребывание в указанных пределах таких текучих объектов, как воды и атмосферный воздух, а также невозобновляемых (исчерпаемых) и возобновляемых ресурсов не изменяет этого общего подхода.

Соответственно , неправомерно использование ресурсов государственной территории иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных и иных целях без согласия территориального суверена. Это находит подтверждение, в частности, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами.

При международно- правовой аренде территории на арендованном участке, который продолжает оставаться территорией государства- арендодателя, государство- арендатор может осуществлять в его пределах свою юрисдикцию (но не суверенитет) в соответствии с соглашением об аренде.

Разграничение территорий государств

Споры по территориальным вопросам, а также разграничение территорий по принадлежности издревле относились к числу важнейших и деликатных международных проблем, которые  на протяжении всей истории человечества приводили к войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам и кровопролитию даже в рамках одного государства. Такое положение  имеет место и сейчас, например, на территориях бывших Югославии  и СССР, в Анголе, Руанде.

Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность  насильственного изменения территории государств в нарушение положений  Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству-победителю даже при длительной фактической  оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательскую давность. Никакая оккупация не признается законной.

В настоящее время высшим и основным принципом правомерного разграничения  государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип  самоопределения народов и наций, который, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и с помощью  применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).

Только населяющий данную территорию народ вправе решать свою политическую судьбу и судьбу своей территории: войти в состав какого-либо государства; отделиться от какого-либо государства  с созданием собственной государственности; частично изменить состав своей территории путем односторонней уступки  части территории (цессия), или обмена в договорном порядке части своей  территории на равноценную часть  территории другого государства  или на компенсационной основе, или  путем продажи и т.д.

Сдача в аренду части государственной  территории или оформление концессионного договора не означает перехода территории от одного государства к другому. По Договору между СССР и Финляндией от 27 сентября 1962 г. Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала без какого бы то ни было перехода этой части территории под суверенитет Финляндии.

Таким образом, правооснованием разграничения и любого изменения государственной территории являются в первую очередь суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами. При этом воля населения может быть выявлена путем проведения плебисцита или референдума - этого наиболее демократического института, когда в голосовании принимают участие все избиратели (с участием наблюдателей или без таковых).

На основании волеизъявления населения  в 1990 г. произошло объединение ФРГ  и ГДР в единое немецкое государство  ФРГ, в 1965 г. Сингапур вышел из Федерации  Малайзии и образовал самостоятельное  государство - член ООН, СССР и Польша по договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области.

В исключительных случаях в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности в будущем может быть отторгнута часть территории государства-агрессора. Подобные меры были предприняты после  второй мировой войны в отношении  Италии, Германии и Японии. Например, в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР (ныне Калининградская обл.), южная - Польше; по Мирному Договору с Италией 1947 г. Югославии на правах полного суверенитета были переданы остров Пелагоза и прилегающие островки, Греции - Додеканезские острова.

Правовой режим Арктики  и Антарктики

Антарктика — район земного  шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли — Антарктида занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км, что примерно равно 10 % площади нашей планеты. Физико-географической границей Антарктики считается линия слияния и перемешивания (конвергенции) холодных антарктических вод с теплыми субтропическими. Граница антарктической конвергенции определяет в то же время границу распространения типичных антарктических экосистем, включая фауну и флору.

Экспедиции в безлюдные антарктические районы многие годы не сопровождались созданием там каких-либо стабильных баз либо выдвижением претензий со стороны государств, направивших свои экспедиции, на осуществление ими суверенитета над обнаруженными районами Антарктики. Такие территориальные претензии стали выдвигаться и оформляться в одностороннем порядке лишь в начале XX века. Инициатива принадлежала Великобритании, которая начиная с 1908 года и в последующие годы приняла несколько национальных актов, провозгласивших суверенитет над значительным числом островов и земель, а также над прилегающими к ним морскими водами. Позднее некоторые из них, по обретении независимости Новой Зеландией и Австралией, стали предметом притязаний этих двух стран.

Английская инициатива была подхвачена в 1924 году Францией. Затем Норвегия в 1930 году также объявила норвежской территорией антарктический район, включавший, в частности, остров Петра I, открытый экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. В связи с этим правительство СССР нотой от 24 января 1939 г. сообщило норвежскому правительству  о непризнании законного характера  этой акции Норвегии и резервировало  свою точку зрения по поводу государственной  принадлежности земель, открытых русскими мореплавателями.

В 1939—1940 годах Аргентина и Чили выдвинули притязания соответственно на «аргентинскую» и «чилийскую»  Антарктику, которые в значительной степени совпали с британскими. Они касались антарктических пространств, расположенных напротив Фолклендских островов. Аргентина, кроме того, заявила и о принадлежности ей самих Фолклендских островов, которые фактически находились во владении Великобритании. На аргентинских картах указанные острова именовались Мальвинскими. Эти события привели к обострению отношений Великобритании с Аргентиной и Чили. В конце 40-х — первой половине 50-х годов текущего столетия возникло несколько конфликтных ситуаций, сопровождавшихся со стороны Великобритании, Аргентины и Чили демонстрациями военной силы и инцидентами. Международные круги были обеспокоены также появившимися в печати сведениями о возможности использования Антарктики для военных целей, в частности превращения ее в полигон для испытаний ядерного оружия.

Информация о работе Территория и границы в международном праве