Территориальное море

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Дипломатическому праву известны сложившиеся издавна обычные нормы, предусматривающие такие общепризнанные функции дипломатических представительств, как дипломатическая защита, ведение переговоров, информационная деятельность. В настоящее время функции как основные направления деятельности дипломатических представительств определяются в основном Венской конвенцией 1961 г. Помимо названных, в ст. 3 Конвенции названа общепринятая на сегодняшний день в доктрине и практике функция представительства, а также ряд новых функций, необходимость в которых диктуется современными условиями международной жизни.

Содержание работы

1. Функции дипломатических представительств.
2. Что такое меры укрепления доверия? Назовите виды мер доверия. На какие виды военной деятельности они распространяются.
3. Понятие территориальных вод (территориального моря). Что такое право "мирного прохода"?

Файлы: 1 файл

к.р. междун.право.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Функции дипломатических представительств.

 

2. Что такое  меры укрепления доверия? Назовите  виды мер доверия. На какие  виды военной деятельности они  распространяются.

 

3. Понятие территориальных  вод (территориального моря). Что  такое право "мирного прохода"?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции дипломатических представительств.

 

Дипломатическому праву  известны сложившиеся издавна обычные  нормы, предусматривающие такие  общепризнанные функции дипломатических  представительств, как дипломатическая защита, ведение переговоров, информационная деятельность. В настоящее время функции как основные направления деятельности дипломатических представительств определяются в основном Венской конвенцией 1961 г. Помимо названных, в ст. 3 Конвенции названа общепринятая на сегодняшний день в доктрине и практике функция представительства, а также ряд новых функций, необходимость в которых диктуется современными условиями международной жизни.

        Основной, очевидно, является функция  представительства. Представительством является по сути вся деятельность посольства или миссии - выступление от имени своего государства во всем вопросам официальных межгосударственных отношений. Из этой функции происходят все остальные.

        Функцию дипломатической защиты  Венская конвенция ставит на второе место. Речь идет о защите прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания представительства. Выражается она в нескольких основных формах: посольство консультирует своих граждан по вопросам, относящихся к их пребыванию в данной стране, делает необходимые запросы по поводу защиты интересов своего государства и его граждан, а в необходимых случаях – выражает протесты и делает представления властям страны пребывания. С точки зрения международного права есть ряд условий, только при соблюдении которых возможна дипломатическая защита. Недопустимо вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию страны пребывания. Необходимо убедиться в том, что в судебной и иной защите по законодательству государства пребывания или отказано, или меры такой защиты исчерпаны и не дали результата. Дипломатическая защита может быть оказана только гражданам и органам отечественного государства, апатриды и граждане других государств вправе рассчитывать на защиту в чужом для них посольстве лишь в случаях крайней необходимости или согласно договорённости между государствами.

        Третья функция – ведение переговоров  с представителями страны пребывания  на разных уровнях – наиболее тесно связана с дипломатической деятельностью как таковой. К таким переговорам прибегают в тех многочисленных случаях, когда нет принципиальной необходимости (или возможности) провести переговоры на более высоком со стороны аккредитующего государства уровне.

        Очень важна сегодня информационная  функция посольств в силу высокой  ценности данных, которую они  могут оперативно предоставить. В наше время способность быстро  и объективно принять верное  решение очень важна, и роль  дипломатических представительств в предоставлении достоверных сведений и анализа ситуации с учётом постоянно меняющейся обстановки в сфере межгосударственных отношений трудно переоценить. Информационная функция представительств осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, это сбор, получение информации, касающейся государства пребывания, с другой – распространение официальной информации по поручению аккредитующего государства. В Венской конвенции 1961 г. (статья 3) особо подчеркивается, что аспекты информационной деятельности посольств и миссий должны осуществляться исключительно законными средствами с учётом законодательств страны пребывания. Общепризнанными средствами получения информации является обработка находящихся в свободной продаже или в библиотеках изданий, материалов средств массовой информации. Венская конвенция, отражая распространенную практику, закрепляет принцип, согласно которому все официальные дела с государством пребывания ведутся с его министерством иностранных дел или через это министерство, или с другим министерством, в отношении которого есть договоренность, или через это другое министерство. Ведомство иностранных дел обязано предоставить информацию при любом обращении в государственные органы или к должностным лицам государства пребывания.1

        В наши дни одной из первостепенных задач дипломатии становится сохранение мира и обеспечение дружественных отношений между государствами. Это зафиксировано и в Венской конвенции, где в качестве функций дипломатического представительства названы, в частности, поощрение дружественных отношений между государствами, содействие развитию их взаимоотношений в области экономики, науки и культуры.

        В ст. 25 Венской конвенции 1961 г.  в общей форме закреплена обязанность  государства пребывания предоставлять  иностранному дипломатическому представительству все возможности для эффективного выполнения его функций. В дипломатическом праве существует целый ряд норм, конкретизирующих это положение; многие их них нашли отражение и в Конвенции.

        Одним из важных факторов обеспечения успешной работы представительств является материально-техническая база – средства и возможности, создающие условия для практической деятельности посольств и миссий или облегающих ее проведение. Прежде всего к ним относится помещение, занимаемое дипломатическим представительством. По общему правилу, эти учреждения должны располагаться в столице государства пребывания, но в практике встречаются случаи, когда структурные подразделения посольства или миссии находятся в других городах страны пребывания. В венской конвенции (ст. 12) такая возможность ограничена необходимостью предварительного согласия на это принимающего государства.

        Одним из важнейших средств  обеспечения нормального функционирования  дипломатического представительства  является гарантированная международным правом (ст. 27 Венской конвенции) свобода сношений представительства с аккредитующим государством и его органами, в том числе и зарубежными.

        Можно сделать вывод, что дипломатическим  представительствам в современном международном праве предоставляются широкие права и возможности для их эффективной деятельности, решения поставленных задач. В то же время этими правами, без ущерба для прав и интересов государства пребывания, его граждан, что обязательно для осуществления эффективного международного сотрудничества, поддержания стабильных дипломатических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что такое  меры укрепления доверия? Назовите  виды мер доверия. На какие  виды военной деятельности они  распространяются.

Меры укрепления доверия  — это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного. К таким мерам относятся наблюдение, уведомление, информация, обмен данными о вооружениях, вооруженных силах и военной деятельности и др. Они закрепляются в многосторонних, региональных и двусторонних договорах, сопутствующих процессу разоружения.  
Одними из первых были согласованы меры по улучшению связи. В частности, в соглашениях между СССР и США, Францией, Великобританией и другими странами было предусмотрено открытие линий прямой связи. 
 Значительная группа соглашений была направлена на установление мер по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. В первом из этой серии Соглашении между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. стороны взяли на себя обязательство предпринимать такие организационно-технические меры, которые могли бы предотвратить случайное или несанкционированное применение ядерного оружия. В случае необъясненного ядерного инцидента стороны должны воздерживаться от действий, которые могли бы быть расценены партнерами как начало ядерной войны. 
Аналогичные соглашения были заключены СССР с Францией в 1976 г. о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия; с Великобританией в 1977 г. о предотвращении случайного возникновения ядерной войны; с США в 1987 г. о создании центров по уменьшению ядерной опасности. 
Во всех соглашениях предусматривалась незамедлительная передача информации о ядерных инцидентах, случайных запусках ракет и др. 
 
Меры укрепления доверия и безопасности нашли отражение и в рамках процесса общеевропейской безопасности. В хельсинкском Заключительном акте 1975 г. предусмотрено, что государства будут заблаговременно уведомлять друг друга о крупных военных учениях и крупных передвижениях войск (свыше 25 тысяч человек), а также о военных учениях меньшего масштаба, если они проводятся вблизи границ сопредельных государств.  
 Меры по укреплению доверия в рамках ОБСЕ получили дальнейшую конкретизацию в Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 г. и в венских документах переговоров по указанным мерам 1990, 1992, 1994 и 1999 гг. Был определен район мер доверия от Атлантики до Урала. Значительно расширился перечень видов военной деятельности, о которых необходимо заблаговременно уведомлять друг друга. Помимо крупномасштабных учений и передвижений в него вошли переброска войск и любое их сосредоточение свыше 13 тысяч человек. Институт уведомления был распространен также на военно-морскую деятельность. До 15 ноября каждого года предусмотрен обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности. 
Установление мер доверия имеет важное значение и для укрепления взаимоотношений государств на двустороннем уровне. В качестве примера можно сослаться на соглашения по мерам доверия между СССР и КНР 1990 г. и Российской Федерацией и КНР 1992 г. о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе, соответственно, советско-китайской и российско-китайской границы. Соглашения предусматривают отказ от проведения военных учений, направленных друг против друга, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о военных учениях и о крупных передвижениях войск и др. 
 
Одной из разновидностей мер доверия являются гарантийные меры безопасности. Особое значение в этой области имеет институт гарантий ядерных держав неядерным. Различаются позитивные и негативные гарантии безопасности. Позитивные гарантии означают обязательства ядерных держав прийти на помощь любому неядерному государству, которому угрожают применением ядерного оружия. Такие гарантии были предоставлены неядерным державам в связи с заключением Договора о нераспространении ядерного оружия. Во время заключения Договора СССР, Великобритания и США сделали идентичные официальные заявления о том, что они как постоянные члены Совета Безопасности должны будут незамедлительно действовать через Совет Безопасности для того, чтобы предпринять меры в случае агрессии с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против неядерного государства. 
Негативные гарантии безопасности означают обязательства ядерных держав воздерживаться от применения ядерного оружия против государств, не обладающих таким оружием. Заявления о предоставлении таких гарантий были сделаны пятью ядерными государствами: Китаем 28 апреля 1982 г. в письме на имя Генерального секретаря ООН; Францией 11 апреля 1982 г. в выступлении ее представителя в Генеральной Ассамблее ООН; Великобританией 28 июня 1978 г. в выступлении ее представителя в Генеральной Ассамблее ООН; США 17 ноября 1978 г. в письме, направленном Первому комитету Генеральной Ассамблеи. 
 Российская Федерация представила свою декларацию 17 августа 1993 г. Конференции по разоружению. Ее текст: «Российская Федерация не применит ядерное оружие против любого государства, не обладающего ядерным оружием и являющегося участником Договора о нераспространении ядерного оружия, за исключением случая нападения на Российскую Федерацию, ее территорию, вооруженные силы или союзников, совершенного со стороны такого государства, связанного соглашением или союзом с государством, обладающим ядерным оружием, или которое действует совместно с государством, обладающим ядерным оружием, в совершении такого нападения или при его поддержке». 2

В Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения нашли  юридическое закрепление следующие  меры по укреплению доверия в военной  области: предварительное уведомление  о крупных военных учениях; обмен наблюдателями; предварительное уведомление о крупных передвижениях войск; содействие обменам по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

В Стокгольмском  документе государства-участники  СБСЕ расширили круг мер доверия, согласившись на предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности, наблюдение за определенными ее видами, обмен ежегодными планами уведомляемой военной деятельности и др. Кроме того, государства договорились о том, что согласованные меры укрепления доверия и безопасности будут обеспечиваться адекватными формами проверки.

Очевидно, что меры укрепления доверия  в военной области – это  система политико-правовых средств, направленных на обеспечение международной  безопасности, добросовестное выполнение которых государствами устраняет сомнения и подозрительность между ними, создает благоприятные условия для дальнейшего развития международного сотрудничеств

3. Понятие территориальных  вод (территориального моря). Что  такое право "мирного прохода"?

Согласно Конвенции ООН  по морскому праву 1982 г. территориальное море –это прибрежный морской пояс шириной до 12 морских миль, который входит в состав территории прибрежного государства и находится под его суверенитетом с учетом общепринятых норм международного права. 

III Конференция ООН сыграла важную роль в деле закрепления 12-мильного предела ширины территориального моря. В ст. 3  Конвенции сказано, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией».             

На территориальное  море, на воздушное пространство над  ним, а также на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства. Исходя из этого, оно имеет право в территориальных водах на защиту своей безопасности; вправе устанавливать законы и правила в отношении безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования; защиты кабелей и трубопроводов; сохранения ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных, таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил прибрежного государства, сохранения окружающей среды; правил, касающихся морских научных исследований и гидрографических съемок. В свою очередь, иностранные суда, уважая суверенитет прибрежного государства в территориальных водах, обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства; не должны нарушать мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства.3

 

Для прибрежных государств территориальные воды представляют важный источник морских богатств, главным образом рыбы, которая является существенным продуктом питания для населения. Территориальные  воды являются также путями судоходства. Вместе с тем они служат интересам безопасности прибрежных государств, являясь для них защитным поясом со стороны моря. Следовательно, для прибрежных государств территориальные воды имеют важное хозяйственно-экономическое и военно-оборонительное значение.

Права прибрежного государства в территориальном море являются следствием его суверенитета над этим пространством и потому по своей природе не могут рассматриваться иначе, как суверенные. Следовательно, деятельность иностранных государств и их граждан в территориальном море может иметь место, как правило, с согласия прибрежного государства и под его исключительным контролем. Однако объем суверенных прав, принадлежащих прибрежному государству и осуществляемых им над территориальным морем, является менее полным, чем объем суверенных прав, которыми оно пользуется в своих внутренних морских водах.

Из суверенных прав прибрежного  государства над территориальным  морем допускается на законном основании  исключение – право мирного прохода  иностранных судов. Это право  может осуществляться при условии соблюдения иностранными судами соответствующих юридических положений. Прибрежное государство не вправе препятствовать мирному проходу через свое территориальное море иностранных судов, не нарушающих это положение.

Право мирного прохода через территориальное море появилось и долго развивалось как международный обычай. Оно обязано своим возникновением постоянно возраставшей потребности государств в использовании исторически сложившихся международных морских путей. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

- Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

-  Пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения.4

В соответствии с п. 1 ст. 19 Конвенции 1982 года "проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства". Проход иностранного судна считается немирным, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

Угрозу силой  или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или  политической независимости прибрежного  государства или каким-либо другим образом в нарушении принципов  международного права, воплощенных в уставе ООН;

Информация о работе Территориальное море