Субъекты международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;
2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;
3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;
4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;
5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;
6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;
7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………………………………………………....
1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам…………………………………………………………………...
1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………….
2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве...
2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России…….
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………….
3.1 Понятия и признаки государства………………………………………
3.2 Правовое положение государства в международном частном праве…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

международное частное право.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В большинстве стран мира гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является. Однако закон РФ предусматривается специальные правила, ограничивающие действие принципа lex patriae при определении дееспособности иностранцев, к примеру - п. 5 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому гражданская дееспособность лица без гражданства определяется в РФ по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. В соответствии с п. 3 ст. 1197 ГК РФ российскому праву также подчиняется решение вопросов о признании иностранцев недееспособными или ограниченно дееспособными15.

Таким образом, правовое положение физических лиц в гражданских правоотношениях раскрывается через категории правоспособности и дееспособности. Гражданской правоспособностью физического лица считается его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Под гражданской дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

2.1 Личный закон юридического  лица в международном

частном праве

 

Специфика деятельности и правового статуса юридических лиц определяется их национальностью (государственной принадлежностью). Именно государственная принадлежность юридических лиц является основой их личного статута. Правовая категория «личный статут» устанавливает «личный статус» компании. Понятие личного статута юридических лиц определяется сходным образом во многих странах: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 ГК РФ)16. Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 ГК РФ)17.

Компании во всех странах делятся на «отечественные» и «иностранные». Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность за границей, находятся под воздействием двух систем правового регулирования -национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон)18.

«Личный закон» предопределяет государственную принадлежность юридических лиц. Понятие «личный закон» юридического лица является одним из самых сложных в МЧП, поскольку эта формула прикрепления содержит серьезные «скрытые» коллизии и принципиально различно понимается в праве разных государств, как правило в четырех вариантах:

1) Теория инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (инкорпорировано, зарегистрировано). Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статута юридического лица (США, Великобритания, Россия);

2) Теория (ценз) оседлости (теория эффективного места пребывания) - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией (Франциия, Япония, Испания);

3) Теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность (Египет, Индия, Алжир);

4) Теория контроля - юридическое лицо имеет национальность того государства, с территорий которого контролируется его деятельность. Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции и Франции1.

Теория контроля появилась во время Первой мировой войны. Толчком к ее появлению явилось дело против компании «Даймлер», рассматривавшееся в 1915 г. в английском суде. В ходе процесса выяснилось, что из 25 тыс. акций, составлявших акционерный капитал компании, только одна акция принадлежала британскому подданному, а остальные находились в собственности германских держателей. Несмотря на то, что компания была инкорпорирована в Англии, суд признал это юридическое лицо принадлежащим кайзеровской Германии19.

В1916 г. был издан циркуляр Министерства юстиции Франции. Теория контроля была воспринята и законодательством Швеции. В 1939 г. Англия приняла Акт о сделках с вражескими лицами. А в США во время Второй мировой войны собирались сведения и публиковались особые «черные списки» компаний, относящихся к «враждебным иностранцам», с которыми были запрещены коммерческие сделки.

В России в 90-х годах XX в. ограничивались коммерческие сделки российских хозяйствующих субъектов с юридическими лицами Боснии, Герцеговины, Ливии, Ирака20.

Многовариантное понимание коллизионного принципа «личный закон юридического лица» оказывает негативное влияние на развитие международных экономических отношений, а различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности», двойного налогообложения, невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства стран идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещения нескольких коллизионных начал, установления «цепочки» коллизионных норм21.

Попытками установления единообразного статуса иностранных юридических лиц на международном уровне являются: 1) Гаагская конвенция 1956 г. о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; 2) Конвенция Европейского союза 1986 г. о признании негосударственных организаций; 3) определение режима юридических лиц в международных торговых договорах; 4) определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. о правовой помощи стран СНГ22.

 

2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России

 

Внутреннее законодательство государства устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории государства. Общий режим определяется в специальном законодательном акте. Нормы о правовом положении иностранных юридических лиц также можно встретить в международных соглашениях, заключаемых государствами, в которых регламентируются вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяются правовые режимы их функционирования, устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим являются самыми распространенными режимами, предоставляемыми данными соглашениями иностранным юридическим лицам23.

В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов8.

Что касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г24. Однако данный ФЗ не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации и в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях25.

В качестве инвесторов на территории РФ могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица, имеющие право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории РФ как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами РФ (совместные предприятия) Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке26.

Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. Этот орган также определяется Правительством РФ. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Помимо создания коммерческих и некоммерческие предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в том числе свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитирующим органом. Под ними в соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ 1994 г. понимаются «обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которое представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту». Представительство считается открытым с момента выдачи аккредитирующим органом разрешения на его открытие. Обычно оно выдается на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица27.

Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории РФ предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации28.

Кроме того, юридические лица иностранных государств в соответствии с законодательством РФ могут приобретать права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, могут выступать в качестве пользователей недр, вести промысел ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, заниматься внешнеторговой, биржевой, рекламной, архитектурной, градостроительной, геодезической, картографической и иными видами деятельности.

Предоставление иностранным юридическим лицам и организациям в иной правовой форме национального режима в сфере международного гражданского процесса позволяет им защищать в российских судах свои права и законные интересы, а также отвечать по предъявляемым к ним требованиям на общих основаниях29.

Российские юридические лица, осуществляющие свою деятельность за рубежом, должны руководствоваться положениями международных договоров о поощрении и защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и других, а также предписаниями местного законодательства8.

Таким образом, правовое положение юридических лиц в международном частном праве раскрывается через категорию правоспособности юридического лица.

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

3.1 Понятия и признаки государства.

 

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор  философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»30. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка,  усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

Информация о работе Субъекты международного частного права