Специальные субъекты коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:09, контрольная работа

Описание работы

Стратегические задачи выстраивания цивилизованного торгового оборота в Российской Федерации, процессы интегративного развития и глобализации, планируемое вступление страны во Всемирную торговую организацию, безусловно, требуют повышенного внимания к участникам торгового оборота и делают необходимым надлежащее правовое регулирование различных видов субъектов коммерческого права, которые ставят своей целью формирование условий для основных участников торговли .

Содержание работы

1. Специальные субъекты коммерческого права. 3
2. Договор комиссии. 16
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Коммерческое право - Вариант №3.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Функции в самом общем виде можно  рассматривать как назначение и  смысл существования системно организованных объектов. Любое системное исследование должно быть ориентировано на познание "функционального назначения", роли и эффективности воздействия системы на среду. Исходя из этого функциями юридических лиц можно считать основные направления их деятельности по решению стоящих перед ними задач.

Следует отметить, что исследование функций субъектов торгового оборота позволяет определить не только роль субъекта в регулировании торговой деятельности, но и возможности для содействия повышению эффективности торгового оборота в целом. Соглашаясь с мнением о том, что функции выражают основное назначение объекта, нельзя вместе с тем принять взгляд на функции как на цели использования права, так как при этом утрачивается указание на объекты, в отношении которых выполняются соответствующие функции17.

Компетенция субъектов, организующих коммерческую деятельность, как  правило, является специальной. Специальный характер их правоспособности дает возможность в первую очередь осуществлять защиту прав и интересов участников торгового оборота и обеспечивать нормальную работу их на товарных рынках.

Организаторы торгового оборота в целом выполняют важнейшую функцию в товарном обороте - регулирующую. Они организуют нормальную работу, создают условия и возможности для совершения субъектами торговых операций, порождая инициативу и интерес к дальнейшей деятельности. В частности, решают одну из важнейших проблем, от которой зависит становление и развитие торгового оборота России, - проблему организации сбыта произведенных товаров, что ведет к налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей, совершенствованию структуры и инфраструктуры рынка, имеет решающее значение для более полного использования возможностей российской экономики, что должно способствовать ее успешному развитию.

Оказание содействия основным участникам торговли - изготовителям товаров  и торговым организациям в осуществлении сбыта и снабжения является основной задачей организаторов торгового оборота. Реализация этой задачи может происходить с осуществлением различных функций, свойственных организаторам торговли.

Классификация специальных субъектов  торгового оборота может проводиться по разным критериям, но наиболее значимым является тот, который учитывает функции, выполняемые ими в организации торгового оборота.

Исходя из основных этапов торгового  оборота, включающих в себя процессы исследования рынка, сбыта изготовителями производимых товаров, приобретения их потребителями и посредническую деятельность, организаторов торгового оборота можно классифицировать в зависимости от тех функций, которые они осуществляют на каждой из этих стадий.

На стадии исследования рынка работают организаторы торгового оборота - маркетологи. Это в основной массе коммерческие организации, основной задачей которых является проведение по заказам изготовителей и оптовых торговых организаций исследований возможностей продаж и рынков сбыта определенных товаров.

Наряду с ними маркетинговые  исследования проводят некоммерческие организации. К их числу можно  отнести Рекламный совет России, некоммерческие партнерства "Гильдия  маркетологов" и "Русбренд", разного  рода союзы, ассоциации и объединения, а также саморегулируемые организации. Эти организации обеспечивают предоставление объективной информации о товаре, анализ спроса и предложения на товарных рынках, вовлечение потенциальных потребителей в торговый оборот.

Сбыт изготовителем производимого  товара и приобретение его потребителем (материальное и товарное снабжение) является центральным участком торговой деятельности, на котором происходит непосредственное перемещение товара от одного лица к другому с переходом права собственности.

На  этой стадии активно работают организаторы торгового оборота - логистики, снабженцы и др. К их числу относятся товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые продовольственные рынки и выставки. Так, основная функция товарных бирж как организаторов торгового оборота состоит в выявлении спроса и предложения и формировании обоснованных рыночных цен на основные сырьевые продукты. Обеспечивая концентрацию спроса и предложения, в условиях рынка товарная биржа становится действенным механизмом выявления реального их соотношения и прогнозов на будущее. Эта функция товарной биржи отмечается многими исследователями в юридической литературе18.

Что касается оптовых ярмарок и оптовых  продовольственных рынков, то их главная  задача заключается в создании условий  и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота. Так, оптовые продовольственные рынки - важнейший инструмент рыночной экономики, которые, по мнению ряда авторов, в последние годы становятся лидером среди других организаторов оптовой торговли19.

С функциональной точки зрения отдельную группу в классификации организаторов торгового оборота составляют "инфраструктурные" субъекты торгового оборота: торгово-промышленные палаты, бизнес-ассоциации (к их числу относится Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческое партнерство "Содружество бумажных оптовиков", отраслевые объединения товаропроизводителей и др.) и бизнес-инкубаторы (некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-инкубаторов"). Их основной задачей является формирование современной цивилизованной торговой инфраструктуры и создание благоприятных условий для торговой деятельности, включая вопросы внутренней и внешней коммуникации и вопросы подготовки кадров для торговой сферы.

Анализ  законодательства о структуре рынка  свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие вопросы пока не получили решения. Отсутствие законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России20. В создании нормативных актов, регулирующих структуру и инфраструктуру товарных рынков, должны принимать участие и организации, представляющие и защищающие интересы предпринимателей, организаторы торгового оборота, - им в этом направлении принадлежит лидирующая роль. Это позволит законам и иным нормативным актам, регулирующим сферу товарного обращения, стать максимально эффективными и отвечающими реальным потребностям экономики.

Изучение  института организаторов торгового  оборота имеет большое значение для научной доктрины. Наличие  в российской коммерческой практике специальных субъектов - организаторов торгового оборота - вынуждает специалистов по-новому взглянуть на многие проблемы теории юридического лица. Представляется, что юридическое лицо в современных условиях в определенном смысле утрачивает свое значение как единственно возможный субъект коммерческого оборота. На смену формально-статическому взгляду на юридическое лицо приходят его функционально-деятельностные характеристики. Такие организаторы торгового оборота, как оптовые рынки, ярмарки и выставки, являясь специальными субъектами торгового оборота, в том числе представляют собой особые формы торговли. Формализм законодательства в этой области часто не успевает за динамичным развитием торговых отношений.

Таким образом, организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значимую роль, способствующую становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.

2. Договор комиссии.

В переводе с латинского "комиссия" (commissio) означает "поручение". Оно производно от "committo" (соединяю, устраиваю, поручаю), что достаточно верно отражает суть отношений, складывающихся между сторонами этого вида договора. Из теории гражданского права известно, что данный договор является посреднической сделкой, в соответствии с которой посредник обязуется по поручению некоего доверителя заключать разного рода сделки. Договор комиссии относится к числу договоров по оказанию нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций21.

Совершение  сделок с такими объектами, как автомобиль, квартира, дом, дача, и многими другими  требует определенных навыков, знания цен, правил оформления сделок и т.д. Например, если гражданин хочет продать автомобиль, для подыскания покупателя необходимо выставить автомобиль, сделать его предпродажную подготовку и выполнить ряд иных формальностей. Заключив же договор комиссии, гражданин поручает выполнение всех этих действий комиссионеру, снимая тем самым с себя необходимость личного участия в совершении купли-продажи. Комиссионер, подыскав покупателя, заключит договор с покупателем и передаст ему причитающуюся за автомобиль сумму.

Кроме того, не всегда участники гражданского оборота желают, чтобы их имя становилось известным продавцу или покупателю имущества. Благодаря договору комиссии участники гражданского оборота имеют возможность приобретать или продавать имущество, приобретать права и принимать обязанности, не только не принимая личного участия в сделке в качестве непосредственного продавца или покупателя имущества, но и не сообщая контрагенту, в чьих интересах продается или приобретается имущество. Договор комиссии является тем правовым основанием, которое дает комиссионеру право, действуя от собственного имени, отчуждать имущество комитента либо приобретать для него имущество.

Пунктом 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья)22 (далее - ГК РФ) установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Исходя  из данного определения можно  выделить несколько важных признаков  договора комиссии.

Во-первых, в основе этого договора всегда лежит  волеизъявление обеих сторон - как  комиссионера, так и комитента - на совершение комиссионером определенных действий по поручению и в интересах комитента. Таким образом, по договору комиссии одно лицо не может выступать от своего имени, но за счет другого лица без соответствующего поручения последнего, поскольку в противном случае нет самого договора комиссии как такового.

Во-вторых, комиссионер, действуя в  интересах комитента, по договору комиссии совершает не любые действия, а  только сделки, т.е. предпринимает действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В том случае, если отношения сторон обрастают дополнительными обязанностями комиссионера по совершению не только юридических действий (совершение сделок), но и иных фактических действий, не влекущих за собой установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, подобные отношения должны квалифицироваться как агентский договор, построенный по схеме комиссии, и к таким правоотношениям должны применяться правила гл. 51 "Комиссия" и гл. 52 "Агентирование" ГК РФ.

В-третьих, по договору комиссии одно лицо действует от своего собственного имени (при этом контрагент этого  лица может и не знать о том, что имеет дело с посредником), но за счет другого лица (комитента). Последняя часть формулировки разграничивает имущественные интересы комитента и комиссионера.

В-четвертых, договор комиссии всегда является возмездным, поскольку условие  о выплате комитентом комиссионеру вознаграждения поставлено вне зависимости  от воли сторон сделки в отличие  от договора поручения, который может быть безвозмездным23.

Договоры комиссии являются консенсуальными, возмездными, взаимными.

Возмездный характер комиссии предполагает уплату комиссионеру вознаграждения, определенного договором. Закон  не содержит более ограничений возможности определять размер такого вознаграждения в виде разницы или части разницы между назначенной комитентом ценой и той более выгодной ценой, по которой был продан товар (ч. 3 ст. 415 ГК РСФСР 1964 г.). При отсутствии соответствующего условия в договоре вознаграждение комиссионеру уплачивается в размере обычно взимаемого при сравнимых обстоятельствах вознаграждения за комиссионные (посреднические) услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Договор комиссии имеет много общего с договором поручения.

Исполнитель действует в интересах и за счет доверителя как в договоре поручения, так и в договоре комиссии. Задача обоих договоров, как правило, состоит в совершении сделок для другого лица. Однако внешнее сходство договоров поручения и комиссии исчерпывается тем, что оба договора предназначены урегулировать отношения по оказанию посреднических услуг.

Различие же между этими договорами предопределено в первую очередь  тем, что договор поручения является договором о представительстве, т.е. поверенный действует от имени  доверителя на основании доверенности, в то время как договор комиссии не порождает отношений представительства.

Комиссионер действует хотя и в  интересах комитента, но от собственного имени, что исключает возможность  возникновения отношений представительства (п. 2 ст. 182 ГК РФ).

Поверенный, вступая в отношения  с третьим лицом, не становится стороной в правоотношении между доверителем  и третьим лицом, не приобретает в отношении себя каких-либо прав и обязанностей; комиссионер же, напротив, становится стороной в сделке, совершенной им с третьим лицом, приобретает по ней права и обязанности. Лицо, заключающее договор с комиссионером, само не становится участником договора комиссии. Между ним и комиссионером существует самостоятельный договор, который подчиняется особым правилам в зависимости от того, какой именно договор заключен. Так, если комиссионер продает имущество комитента, то между комиссионером и третьим лицом заключается договор купли-продажи, на который распространяются нормы Гражданского кодекса РФ о купле-продаже, правила же о договоре комиссии к отношениям с участием третьего лица неприменимы. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя комитент и был бы назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Договор комиссии отличается от договора поручения и по предмету. Его объект составляют сделки (обычно по купле-продаже  имущества комитента), тогда как  объектом поручения могут быть различные "юридические действия", не всегда сводимые к сделкам (например, представительство интересов своего клиента в суде). Наконец, договор комиссии всегда возмездный, а поручение становится таковым лишь при специальном указании закона, иного правового акта или договора.

Информация о работе Специальные субъекты коммерческого права