Соотношение внутреннего и международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении соотношения международного и внутреннего права в свете конституционных норм.
Задачи исследования:
- рассмотрение сходства и различия международного и внутреннего права;
- определение статуса Конституции РФ по отношению к международному праву.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
1. Исторический аспект соотношения внутреннего и
международного права……………………………………………. 5
2. Сходство и различие внутреннего и международного права…9
3. Взаимодействие внутреннего и международного права. ……15
4. Взаимодействие внутреннего и международного права
в свете Конституции Российской Федерации…………………..19
Заключение………………………………………………………...24
Библиография……………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсовая тгп соотношение внутреннего и международного права.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)

Перейдем к принципам  Национальная правовая система включает в себя принципы права, правотворчества и правоприменения, всю совокупность правовых актов и норм. Строгая ее системность означает четкое соотношение актов между собой— конституции и закона, закона и подзаконного акта, и т.п. Все акты являются продуктом деятельности органов государственной власти и обеспечены их авторитетом, властными и иными средствами воздействия. Международная правовая система также является многослойной. Она строится на общих принципах, на базе основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН и других документах о суверенном равенстве государств, добросовестном выполнении обязательств, разрешении международных споров мирными средствами и так далее. Эти и другие принципы международного права являются универсальными и общепризнанными как для других «слоев» международного права, так и для национальных правовых систем10.

Особенности имеются и  в структуре самих правовых норм. Если структура нормы национального  права обычно представляет собой  следующее: гипотеза – диспозиция –  санкция, то нормы международного права, выражающие не властные предписания, а согласованное волеизъявление государств, это - координационные, согласительные, рекомендательные, диспозитивные правила. Чаще всего им присущ один элемент - диспозиция, реже - гипотеза и диспозиция, поскольку международные нормы обычно выражают более высокие обобщающие тенденции развития. Иерархичность норм специфична и означает соответствие нового договора императивным нормам международного права, совместимость норм с обязательствами по другим договорам. Отсылочные нормы чаще всего являются нормами-поручениями нижестоящим государственным органам договаривающихся стран решить в международно-правовом порядке те или иные вопросы на уровне этих органов.

Существует еще ряд  параметров, по которым можно сравнивать международное и внутреннее право. В отличие от внутригосударственного права, всегда подразумевающего кару за нарушение законов или властное принуждение, международное право имеет иную природу. В международном праве нет верховной власти, которая была бы способна диктовать государствам свою волю. Однако сильные державы, подчас не считаясь с международным правом, склонны применять такие санкции, как блокады, военные акции. И это вызывает немало упреков в слабости и малозначительности международного права. Однако нарушение права не отрицает его ценности и лишь подчеркивает одну из его особенностей – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства общественных систем.

Международное право предусматривает и механизмы принуждения. В состоянии мира любая санкция, применение силы, включая действия коллективных сил по поддержанию мира, любое решение международного суда или арбитража действительны и правомерны в случае согласия с этим решением государства-ответчика. Исключение составляет только состояние войны, акт агрессии, когда возмездие достигается за счет военных средств. Международное право держится на добросовестном исполнении государствами принятых обязательств. В этом его главная особенность.

Международное право сформировалось независимо от желания отдельного человека или социальной группы, вследствие объективных общественных процессов, вызванных необходимостью налаживания  международного общения. Даже на самых  ранних этапах развития человечества народы поддерживали между собой  отношения, которые регулировались обычаями и традициями, ставшими прообразом международного права. Особенность  международного права состоит в  том, что его нормы создаются  в результате соглашения между независимыми и равными субъектами международного права – суверенными государствами.

Подводя итог можно сказать, что, несмотря на имеющиеся различия международное и национальное право  активно взаимодействуют, объединяясь  для достижения общей цели: формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося в условиях возникновения новых и сохранения прежних угроз безопасности государств и всего мирового сообщества.

 

3. Взаимодействие  внутреннего и международного  права. 

Как уже говорилось ранее  в науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права: дуалистическая, примата международного права и примата внутригосударственного права. Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного. Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.

Во взаимоотношениях внутригосударственного и международного права в современных  условиях исторического процесса определился  примат международного права. Слово  «примат» (лат. primatus) означает преимущественное значение, первенство, главенство. Речь идет не об исключительности международного права, не о его юридическом верховенстве над внутригосударственным правом, а о характере взаимоотношений  этих двух правовых систем.

Признавая самостоятельность  двух правовых систем, нельзя отрывать одну систему от другой, необходимо признать их взаимодействие. Термин взаимодействие в данном случае обозначает такую  форму взаимоотношений, при которой  каждая из систем не заменяет, не подменяет  и не поглощает другую, не имеет  характера господства и подчинения, а способствует функционированию каждой. Связь между международным и  внутригосударственным правом характеризуется  координацией, взаимосогласованностью, взаимодополнимостью.

Так, например, Венская конвенция  о праве международного договора 1969 г. — основной международно-правовой документ, который регулирует порядок  заключения, действия и приостановления  действия международных договоров  — уделяет большое внимание вопросам взаимозависимости международного и внутригосударственного права. Без  одновременного соблюдения существенных норм обоих правопорядков заключить действительный международный договор или приостановить его действие невозможно. Более того, согласно Венской конвенции, исключительно внутригосударственным правом регулируется порядок признания юридической силы любого международного договора, в частности, его ратификации. Равно также регулируется порядок выхода из него одной из сторон (денонсации)11.

Международное право основано на уважении суверенности национальных правовых систем, призвано защищать их от вмешательства извне, создавать  благоприятные внешние условия  для их функционирования. В резолюции  Института международного права, принятой в 1993 г., говорится, что в принципе именно правовая система каждого  государства определяет наиболее подходящие пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось  на национальном уровне12. Совершенно естественно, что государства мира в различных формах выражают форму взаимодействия внутригосударственного и международного права.

Так, Конституция США (ст. 6) гласит: все договоры, которые заключены  или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, судьи каждого штата обязаны  к их исполнению, хотя бы в Конституции  и законах отдельных штатов встречались  противоречащие постановления.

Конституция Австрии (ст. 9) подчеркивает, что общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной  части федерального права.

В Германии (согласно ст. 25 Основного  закона ) общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущества перед законами и порождают права  и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации13.

Приведенные примеры демонстрируют, что, в целом признавая приоритетность норм международного права, конституции  большинства стран мира включают их либо в свои правовые системы, либо в систему законодательства, что  определяет их различное положение. Одни конституции включают в свои правовые системы только международные  договоры, участниками которых они  являются. Другие идут дальше и наряду с договорами включают в национальные правовые системы общепризнанные принципы и нормы международного права.

В конечном итоге можно выделить три главных аспекта проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

Первый аспект — влияние  внутригосударственного права отдельных  государств на образование и развитие принципов и норм международного права и влияние международного права на образование и развитие принципов и норм внутригосударственного права отдельных государств, иначе  говоря, фактическое взаимодействие международного и национального  права. Пример  - разработка и принятие важнейших конвенций, таких как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод,  вступившая в силу в 1953 году.

Второй аспект — юридическая  сила норм международного права, когда  речь идет о правовом регулировании  отношений, совершающихся внутри государства, и юридическая сила внутригосударственного права, когда речь идет о правовом регулировании международных отношений, т. е. вопросы о формально-юридических  способах применения норм международного права на территории государства  и норм внутригосударственного права  за пределами издавшего их государства, в частности, вопросы о рецепции норм одной правовой системы другой правовой системой, о трансформации  норм одной правовой системы и  т. д. Этот аспект можно проследить при анализе раздела IX Гражданского кодекса Российской Федерации

Наконец третий, главный  аспект общей проблемы соотношения  международного и внутригосударственного права — коллизии норм внутригосударственного и норм международного права и  пути предупреждения и разрешения таких  коллизий. С этим аспектом неразрывно связан анализ выдвигаемых как в  теории, так и на практике положений  о примате (то есть главенствовании) международного права над внутригосударственным, или о примате внутригосударственного права над международным, или, наконец, о юридическом равенстве силы международного и национального права14.

Важным фактором роста  роли международного права в функционировании национальных правовых систем является то, что инкорпорированные нормы  регулируют отношения, которые ранее  были изолированы от международного права. Последнее стало непосредственно  затрагивать права и интересы физических и юридических лиц. И  чем более развито внутреннее право государства, тем более  нуждается оно во взаимодействии с международным правом.

 

4. Взаимодействие  внутреннего международного права  в свете Конституции Российской Федерации

Особенность соотношения  российского и международного права  в отличие от соотношения советского права с международным состоит  в том, что такое соотношение  характеризуется возможностью их реального  взаимодействия, т.е. совместного регулирования  одних отношений. Тот факт, что  Конституция Российской Федерации  достаточно конкретно определяет место  норм международных договоров в  правовой системе РФ, указывает на большую предрасположенность российского  права по сравнению с советским  к восприятию международного права. И, тем не менее, существующее соотношение  российского и международного права  нельзя охарактеризовать как примат последнего перед внутригосударственным, поскольку в самой Конституции  РФ установлены механизмы, препятствующие проникновению в российскую правовую систему норм, противоречащих ее устоям.

Конституция РФ, включив  общепризнанные нормы международного права в правовую систему России, не определила их юридическую силу. В российской юридической литературе высказываются неоднозначные мнения по вопросу о соотношении национального  законодательства и общего международного права. Одни авторы пишут, что "общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным  правовым актам"15.

Другие авторы подчеркивают, что в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным  договором, в котором участвует  Российская Федерация, или с общепризнанными  принципами и нормами международного права, применяются правила, установленные  этими нормами и договором16. Следовательно при столкновении норм внутреннего и международного права будет доминировать именно международная норма. Благодаря п.4 ст.15 Конституции РФ Россия практически признала примат международного права над внутренним законодательством.

Как известно, Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации.

Часть 2 п.1 ст.5 Конституции  РФ предусматривает, что законы и  иные правовые акты, принимаемые в  Российской федерации не должны противоречить  Конституции РФ. Буквальное толкование данного положения может нас  привести к выводу, что конституционные  нормы имеют приоритет исключительно  над внутригосударственными актами, принятыми Российской Федерацией в  процессе правотворчества, и не обладают верховенством над общепризнанными  нормами международного права и  международными договорами РФ17.

Таким образом, Конституция  РФ в рамках правовой системы обладает высшей юридической силой по отношению  ко всем внутригосударственным нормативным  актам и нормам, предусмотренным  общим международным правом. При этом применение общепризнанных норм международного права не должно осуществляться в отрыве от международной нормативной системы. Общие нормы о правах человека являются одной из разновидностей общепризнанных норм международного права. Существуют как императивные общепризнанные нормы, так и общие нормы, не обладающие таким свойством. Из Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года вытекает, что "при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов18".

Поскольку конституционное  право - основополагающая отрасль права, рассмотрение взаимодействия национального  права России и международного права  с точки зрения конституционного права Российской Федерации позволяет понять основы такого взаимодействия и экстраполировать его главные черты на взаимодействие международного права с другими отраслями национального права России. Соотношение международного права с отраслями внутригосударственного права во многом зависит от того, как конституционное право решает проблему соотношения источников национального и международного права.

В связи с включением в правовую систему Российской Федерации общепризнанных норм и принципов международного права и ее международных договоров (ч.4 ст. 15 Конституции РФ) взаимосвязи российского и международного права можно охарактеризовать как взаимодействие, которое основано на определенных конституционных принципах и осуществляется на основе сложившегося конституционно-правового механизма. Современное сосуществование международного права и права Российской Федерации следует характеризовать термином «взаимодействие», которое основано на согласованном действии двух правовых систем и их взаимном влиянии. У взаимодействия международного права и внутригосударственного права РФ имеется общая цель, которая заключается в установлении такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов, а также свои функции координации деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для обеспечения взаимодействия, а также согласованного развития обеих систем права. Принципами взаимодействия являются: 1) равноценность правовых систем: международное и национальное право - это две самостоятельные правовые системы. Ни одна из них не может превалировать над другой, в противном случае их взаимодействие невозможно, 2) единство целеполагания: цели взаимодействия всегда должны вырабатываться государствами совместно и закрепляться в международных документах, а затем отражаться во внутригосударственных нормативно-правовых актах. Без таких целей процесс взаимодействия нереален, 3) согласованное (скоординированное) действие правовых систем, 4) соблюдение предписаний обеих систем, установленных для регламентации процесса их взаимодействия, 5) соблюдение государствами своих обязательств по обеспечению эффективного взаимодействия международного и внутригосударственного права, 6) ответственность государств за нарушение обязательств по обеспечению взаимодействия. Данные общие принципы находят воплощение и в более частных принципах внешней политики РФ, которые определяют направления деятельности государства а международных отношениях и то, на появление каких именно норм в международном праве будет направлена его деятельность. Принципы внешней политики РФ во многом предопределяют содержание существующих норм и правил поведения на международной арене. Процесс реализации внешней политики государства регулируется нормами как международного, так и национального права, в первую очередь, нормами такой отрасли, как конституционное право19. К конституционным принципам внешней политики России относятся принципы добросовестного выполнения обязательств по международному праву, всеобщего уважения прав человека и основных свобод, территориальной целости государства, неприкосновенности государственных границ, их суверенного равенства, невмешательства в дела другого государства, мирного сотрудничества, неприменения силы и угрозы силой, разрешения международных споров мирным путем, а также право народа и нации на самоопределение.

Информация о работе Соотношение внутреннего и международного права