Соотношение международного и внутреннего права СССР и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:48, реферат

Описание работы

Нормы международного права создаются государствами как основными субъектами в процессе разностороннего сотрудничества в самых различных областях в соответствии с их внутренними и внешними потребностями и интересами. Российская доктрина, так же как и наука международного права других стран, в том числе СНГ, в принципе единодушна в вопросе о характере соотношения международного и внутригосударственного (национального) права. Общепризнанными являются положения, что, во-первых, международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы и что, во-вторых, международное и внутригосударственное право находятся в постоянном взаимодействии, соприкосновении, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Файлы: 1 файл

между.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)

 

ХАБАРОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ  ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Кафедра административного и международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема :Соотношение международного и внутреннего права СССР и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

курсант Плляков М.В.

254 уч. группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013


 

ОСНОВЫ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ  И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО  И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

       Нормы международного права создаются государствами как основными субъектами в процессе разностороннего сотрудничества в самых различных областях в соответствии с их внутренними и внешними потребностями и интересами. Российская доктрина, так же как и наука международного права других стран, в том числе СНГ, в принципе единодушна в вопросе о характере соотношения международного и внутригосударственного (национального) права. Общепризнанными являются положения, что, во-первых, международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы и что, во-вторых, международное и внутригосударственное право находятся в постоянном взаимодействии, соприкосновении, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Проблема соотношения  международного и внутригосударственного права является центральной в  теории международного права, поскольку  в ходе ее практического исследования имеется возможность конкретно  сопоставить объекты регулирования  каждой из систем, выявить специфические  особенности, пространственную и субъектно-объектную сферы действия, свойственные им методы регулирования, а также определить формы и способы осуществления норм в рамках отдельной страны. Соотношение международного и внутригосударственного права — это всегда отношения прямых и обратных связей, образующих в комплексе взаимодействие систем. Последнее обусловлено объективным характером взаимного влияния и зависимости между внешней и внутренней политикой каждого государства, тенденциями развития мирового сообщества в целом, а также тем обстоятельством, что государства являются создателями как национально-правовых, так и международноправовых норм. Возрастание взаимосвязанности международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных аналогичным или близким предметам регулирования, в усилении роли и значения унифицированного регулирования, осуществляемого с помо­щью международных договоров, определенных общественных отноше­ний в рамках международного хозяйственного оборота. В частности, вопросы заключения, исполнения и денонсации международных договоров регулируются нормами не только международного, но и внутригосударственного права. Или, скажем, такой факт: свыше 90 государств являются участниками Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) - многостороннего международного договора, регламентирующего торговую политику стран-участниц, и одновременно практически все они имеют национальное законодательство о таможенных тарифах и пошлинах, налогообложении, нетарифных мерах и т.д.

 

Во многих внутренних актах  нашего государства говорится о решении соответствующих вопросов согласно российскому законодательству и/или международным договорам. Так, Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (в ред. Федерального закона от 16 января 1997 г. № 144-ФЗ) устанавливает: "Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РСФСР, регулируются настоящим Законом, а также иными действующими на территории РСФСР законода­тельными актами и международными договорами" (ст. 5).

 

Этот момент заслуживает  особого внимания, поскольку в  нем нахо­дит подтверждение еще одна характерная черта взаимосвязи и взаимо­действия международного права и национально-правовых систем. Она выражается в том, что средства международного и внутригосударственного права зачастую используются комплексно, о чем свидетельствуют как положения международных соглашений, так и нормы национально-правовых актов. Так, ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. недвусмысленно закрепляет, что "международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно" (за некоторым исключением, установленным в самом Кодексе), т.е. наряду с актами гражданского законодательства.

Принципиальной основой  взаимодействия национального и  международного права выступают  суверенитет государств, закономерности раз­вития человеческого общества.

В современный период, как  в юридической литературе международ­но-правового направления, будь то бывшего СССР или России и других стран СНГ, так и в выступлениях политических деятелей и руководителей различных государств, неоднократно встречаются весьма распространенные высказывания о "примате международного права в международных отношениях". Более того, многочисленные международноправовые документы конца 80-х - начала 90-х гг. изобилуют положениями о том, что государства "признают примат международного права в международных отношениях", "объединяют свои усилия с целью содействия обеспечению международной безопасности, предупреждению конфликтов и обеспечению примата международного права", а также обязуются "обеспечивать примат международного права во внутренней и внешней политике", "укреплять мир на основе примата международного права"

Несомненно, что ныне государства  как основные действующие лица в  международном сообществе, утверждая  концепцию примата междуна­родного права, отнюдь не стремятся подчинить внутригосударственную сферу международному праву, с тем чтобы вернуться к теории между­народно-правового монизма, а заявляют о принципиально новой роли.

Первичность влияния внутригосударственного права на международ­ное право в сегодняшнем мире не следует понимать как признание примата внутригосударственного права над международным. Речь идет прежде всего о том, что государства, вступая в процесс выработки норм международного права, исходят из тех возможностей проявления своей воли, которые предоставляются им национальным законодательством, внутренними социально-экономическими и политическими основами государственного устройства.Поэтому говорить о влиянии национального права отдельных государств, оказываемом на международное право, можно прежде всего применительно к нормам основных законов этих стран - конституций или других актов, закрепляющих фундаментальные принципы их внутренней и внешней политики. Трудно переоценить, например, значение для развития международного права актов Великой Французской буржуазной революции или первых революционных декретов России - Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., 10 принципов внешней поли­тики в Конституции СССР 1977 г., соответствовавших по содержанию принципам, которые были сформулированы в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и сыгра­ли известную роль в формальном закреплении их в действующих нор­мах международного права.

примеру, в между­народном праве сложились принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Согласно этим принципам государства не вправе произвольно изменять в односторон­нем порядке (насильственно) положение линии границы Для обеспечения неприкосновенности границы сопредельные государства устанавли­вают взаимно согласованный режим границы, включающий вопросы прохождения и обозначения государственной границы, порядка пользо­вания пограничными водами и коммуникациями, лесными, охотничьими, сельскохозяйственными и другими угодьями вблизи границы и т.д.

 

Внутренним законодательством  ряда сопредельных государств и их международными соглашениями учреждаются  некоторые специальные институты, такие, например, как совместные комиссии по проверке границы и пограничные  уполномоченные (комиссары). Последние  в целях упрочения добрососедских отношений и развития мирного  сотрудничества граничащих друг с другом государств осуществляют своевременное адекватное урегулирование различных пограничных инцидентов, возникающих между сторонами. Таким образом, юридическое содержание прав и обязанностей государств, связываемых с принципом уважения неприкосновенности границ, подразумевает и установление аналогичных вышеуказанным специальных органов.Наряду с этим следует отметить, что в свое время Советский Союз в ходе реализации сотрудничества по поддержанию мирного режима границ с сопредельными государствами привнес немало нового и позитивного в развитие данного института в интересах укрепления добрососедства и безопасности с пограничными государствами, сделав его постоянным элементом в отношениях с сопредельными странами, что подтверждается международными договорами СССР и России как государства - правопреемника его договоров, в том числе и в этой области.

        Российской Федерации 1993 г. выражена недвусмысленным образом: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Список использованной литературы.

lawtoday.ru/razdel/biblo/pravoved/DOC_062.php

www.dissercat.com/.../sootnoshenie-mezhdunarodnogo-i-vnutrigosudarst..


Информация о работе Соотношение международного и внутреннего права СССР и России