Социально-политическая жизнь Западной Европы в XIX-XX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:59, доклад

Описание работы

Крупным шагов в развитии политических воззрений в Западной Европе стали работы Иммаунила Канта.
«Государство (civitas), – пишет Кант, – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Поскольку эти законы необходимы как априорные законы, то есть как законы, сами собой вытекающие из понятий внешнего права вообще (а не как законы статутарные), форма государства есть форма государства вообще, то есть государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для любого действительного объединения в общность (следовательно,во внутреннем)»

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Социально-политическая жизнь Западной Европы в XIX-XX вв.  была отмечена процессами утверждения капиталистических  порядков. Таким образом, научно-идеологические течения неизбежно определяли свое отношение к капиталистическому строю и его особенностям.

Консерваторы ратовали за восстановление старых феодальных традиций и порядков, а идеологи зарождающегося капиталистического общества были заняты разработкой  идей либерализма. В эту эпоху появляется марксизм, которому удалось выработать новый историко-материалистический взгляд на проблемы социально-политического развития  и государственности, в целом.

 

Крупным шагов в развитии политических воззрений в Западной Европе стали работы Иммаунила Канта.

«Государство (civitas), –  пишет Кант, – это объединение  множества людей, подчиненных правовым законам. Поскольку эти законы необходимы как априорные законы, то есть как законы, сами собой вытекающие из понятий внешнего права вообще (а не как законы статутарные), форма государства есть форма государства вообще, то есть государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для любого действительного объединения в общность (следовательно,во внутреннем)».

У Канта отсутствует  термин "правовое государство", однако его идею можно представить исходя из его политико-правовой теории. 

Итак, Кант изображает  государство  в качестве  соединения множества  людей под властью правового  закона. При этом лучшим государством является  республика - правовой союз в духе цицероновской традиции. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту в охране и гарантировании прав и свобод отдельного гражданина.

Кант предлагает принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три власти, то есть всеобщим образом объединенная воля в трех лицах (trias politica):верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть(присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи».  Он утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие моральных лиц (potestates coordinatae), т. е. одна дополняет другую для совершенства (complementum ad sufficientiam) государственного устройства; они также и подчинены друг другу (subordinatae) таким образом, что одна из них не может узурпировать функции другой, которой она помогает, а имеет свой собственный принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве отдельного лица, однако при наличии воли вышестоящего лица; в-третьих, путем объединения тех и других функций они каждому подданному предоставляют его права».

Георг Гегель  в своих произведениях, в особенности, в «Философии права», изложил собственную систему  политико-правовых взглядов. Именно Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое является системой материальных потребностей, обусловленных развитием экономики, а также сферу реализации частных целей каждой отдельной личности. Согласно Гегелю, гражданское общество упорядочивается стоящей государством, в котором сушествуют объективные и субъективные стороны.

С объективной стороны государство  есть ни что иное как  организация  публичной власти. Гегель критикует  демократические идеи и вступается в поддержку монархии  - наивысшего уровня органичного единства  законодательной, правительственной и княжеской власти.  С субъективной же стороны – это духовное сообщество, объединяемое идеей национального единства, восходящего к подобию религии.

Гегель также затрагивает и  сферу межгосударственных отношений, которую он трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право, по его мнению, полностью зависит от суверенной воли того или иного государства.

 

К первой половине XIX в. восходят почти все идеи  направлений идеологии социализма и коммунизма последующих периодов. Однако, на их основе тогда еще не сложились массовые политические партии. Многочисленность вариантов социалистических теорий и неоднозначность тенденций в первой половине XIX в. породила ожесточенную борьбу группировок и движений. Это вело к разобщенности школ, кружков, отдельных мыслителей, к распаду союзов социалистов и коммунистов. Вейтлинг и Лаотьер временами призывали социалистов к единству; однако, все же более распространенным было отвержение всех вариантов социализма или коммунизма, кроме собственного. Например, Дезами звал пролетариат к объединению, но был уверен, что для такого единства необходимо единство  и философской доктрины. Поэтому он резко критиковал Кабе, Ламенне, Сен-Симона и его последователей, то есть, вообще социалистов и коммунистов, не признающих его доктрину единственно верной.

И все же в первой половине XIX в. основным направлением представителей буржуазно настроенной политической мысли становится либерализм, в котором основной упор ставился на защиту "гражданской свободы", понимаемой в качестве свободы частной инициативы, предпринимательства, свободы слова, мнений, печати, и т.д. Государство, согласно этой концепции, обязано охранять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не ограничивая последней.    Распространение либерализма было обусловлено боязнью усиления государственного вмешательства в дела общества. Теория утилитаризма Бентама давала этико-философскую основу либеральному течению в Англии XIX в. Но его взгляды на роль государства достаточно своеобразны, так как Бентама  беспокоило положение рабочего класса в Англии, рост числа социально незащищенных слоев населения. Он считал, что  государство должно взять на себя функцию помощи беднякам, воспитание и образование низших слоев общества, и т.п. Также, необходимо добавить, что Бентам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, России, Испании, США и других стран. Однако, если сначала он поддерживал  конституционную монархию и высказывался за высокий имущественный ценз, резко осуждая демократию как анархию, то испытывая влияние радикалов, Бентам меняет свои взгляды. Он выступает с критикой монархической формы правления и утверждает, что право принимать основные законы государства принадлежит народу. Труды Бентама значительно повлияли на развитие политико-правовой идеологии, в частности, на школу Дж. Остина.

Таким образом, политическая мысль  Западной Европы в первой половине XIX в. осуществила дальнейшее развитие идей Просвещения: закладываются предпосылки  для обоснования идеи правового государства; заявляет о себе идеология либерализма, нацеленная на защиту прав и свобод личности; разрабатываются основы коммунистической идеологии.

 

Во второй половине XIX в. сложились  основные варианты  социалистических и коммунистических концепций. Популярность анархизма предопределялась ростом государственного механизма во всех странах, прокапиталистической политикой западноевропейских государств XIX в. Марксизм же, основываясь на экономической обусловленности отмирания государства, избегал решения проблемы перерождения временной революционной диктатуры в деспотическую власть партийно-государственной бюрократии. Популярность ему придавало то, что его теоретические положения часто соединялись с идеями социальной демократии в программных документах многих рабочих партий Западной Европы. Наиболее реалистичной с точки зрения социальной науки была теория "русского социализма", связывающая контуры будущего строя не с теоретическими предположениями кабинетных ученых и не с лозунгами партийных программ, а с существовавшими в России общественными отношениями и учреждениями, способными стать основой и опорой общинного и кооперативного самоуправляющегося общества.

При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей различных течений  социалистической и коммунистической политико-правовой идеологии второй половины XIX в. критика несправедливостей капитализма способствовала изживанию ряда этих несправедливостей, совпадала с общей тенденцией социализации гражданского общества.

Отличительной особенностью политической мысли второй половине  XIX в. было то, что идеологическое противостояние теперь проходило не между сторонниками феодальных или капиталистических порядков, а между приверженцами капитализма и социализма. Этому способствовало, в частности, и то, что происходило усиление связи между естественными и социальными науками. Возникла идеология позитивизма, сторонники которой занимались изучением эмпирического материала и политических фактов.

Отдельного внимания требуют политические воззрения  Огюста Конта (1798—1857). Именно он ввел в  науку термин "социология" (от лат. cosietas — общество и греч. logos —  учение), что означает "учение об обществе". Поэтому неудивительно, что его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. О. Конт выступил против представления об обществе как совокупности индивидов, которые рассматривались как "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского просвещения И. Гердер, Д. Лессинг, Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.

Представителем либерализма  и крупнейшим представителем английского  социологического позитивизма был  Герберт Спенсер. Основополагающей идеей учения Спенсера является сходство  политически организованного общества с биологическим организмом. Из этого сравнения исходит термин «социальный организм», который применяется для обозначения организованной группы людей, способной самостоятельно удовлетворять основные потребности своих членов.

Спенсер выделяет две  стадии развития и два типа социально-политических организмов: военные и индустриальные. Суть социально-политического прогресса  состоит в постепенном переходе от военного типа государства к промышленному.

В начале XX вв. довольно широкое  распространение получают идеи солидаризма. Они были своеобразным противовесом индивидуализму и социализму (коммунизму). В отличие от социалистов, призывавших  к уничтожению буржуазии и  революционному освобождению пролетариата, солидаристы считали, что эти классы взаимосвязаны и равно необходимы для общественного производства.

В книге "Государство, объективное право и положительный  закон" (1901 г.), а также в последующих  произведениях Дюги писал, что основой  общества является неравенство людей, которое приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого".

Осознанный факт солидарности Дюги формулирует так: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через  разделение труда; делать все, что в  материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению: "Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности, и делать все для развития этой солидарности".

Свои идеи Дюги противопоставил  учению о классовой борьбе, которое  называл "отвратительной доктриной".

Надо делать все, писал  Дюги, чтобы избежать революции, к  которой призывают революционные синдикалисты, "проникнутые колоссальным заблуждением, которое пустил в оборот Карл Маркс". "Преступлением является проповедовать борьбу классов, – писал Дюги, – и я думаю, что никоим образом мы не идем к уничтожению одного класса другим, а, напротив, к режиму координации и иерархии классов".

Дюги подчеркивал, что  предприниматели и капиталисты  столь же необходимы обществу, как  и пролетарии. Всеобщая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие  по отношению к буржуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят обществу разрушением. Но Дюги сочувственно цитирует те произведения Прудона, где речь идет о естественности экономической организации, о ее первенстве по отношению к государству. Он признавал и одобрял мирное, ненасильственное синдикалистское движение, имеющее целью обуздание эгоизма частных предпринимателей и ставящее разумные границы требованиям наемных рабочих.

Бурное развитие в  конце XIX в. социологии значительно  расширило возможности политической науки как в исследовании вечных проблем политологии, так и в освещении ряда новых ее аспектов. Значительным был вклад в политическую науку немецкого политолога и социолога Макса Вебера (1864-1920). Вебер не признавал предопределенности, неизбежности в историческом развитии. Он исповедовал идею многофакторного развития исторического процесса, когда, наряду с экономическим фактором, учитывается воздействие религиозных, политических, географических, культурных и т. п. процессов. Во-вторых, основой общественной жизни, по Веберу, является борьба, господство и насилие, которые связаны с конфликтами, противоречиями, конкуренцией. И закономерности социальной жизни выражаются, значит, не в согласии и солидарности, а в борьбе, насилии, власти. В-третьих, Вебер ищет разгадку социальных явлений в индивидуальном поведении человека и в целях, которые люди ставят перед собой.

Большое внимание Вебер  уделял вопросам власти, которую он ассоциировал с пересиливанием. Он выделяет и особую форму власти —  господство, которое строится не только на физическом насилии или его угрозе, но и на согласии управляемых с действующей властью, на их добровольном подчинении ей. Вебер вводит в политическую науку понятие легитимности, которая не ограничивается понятием законности власти, а выражает, прежде всего, ее поддержку народом. Будущее государственности Вебер видел в повышении роли и квалификации бюрократии, государственного аппарата, действующего на рациональных основах. Понимая опасность излишней бюрократизации государственного управления, Вебер предлагает модель политической системы в лице плебисцитарной республики, сочетающей принципы парламентаризма и демократии с сильной исполнительной властью.

Одной из особенностей исторического  развития в XX в. стало появление идеологии, а потом и практики фашизма. Основателем этого идейного течения был Бенито Муссолини (1883-1945). Идейная платформа фашизма складывалась путем отрицания коммунизма, либерализма, демократии. Культ государства — центральный пункт идеологии итальянского фашизма. Государство рассматривалось как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации.

Информация о работе Социально-политическая жизнь Западной Европы в XIX-XX вв.