Скандинавская правовая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:44, доклад

Описание работы

Скандинавское право — в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия .Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению

Содержание работы

ВВЕДЕНЕ 3
Исторические причины формирования скандинавской правовой семьи 4
Характеристика источников и их система 5
Структура права 13
Список литературы

Файлы: 1 файл

skandinavskoe_pravo.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

С конца XVII в. велась подготовка реформы всей системы  шведского законодательства, для  чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов. Ее работа завершилась  принятием Риксдагом в 1734 г. Закона Шведского государства. Этот важнейший  для истории законодательства скандинавских  стран документ явился результатом  развития прежде всего шведского и отчасти финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Швеции, и финские юристы входили в состав комиссии). В некоторых его положениях, особенно цивилистических, сказалось влияние римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли права и включающий 9 разделов. 7 из них были посвящены вопросам материального права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, противозаконные действия и наказания). 2 раздела регулировали процессуальные вопросы - процедуру судебного разбирательства гражданских и уголовных дел, а также исполнение судебных решений.

С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские исследователи, далек от совершенства: он отличался  казуистичностью формулировок, отсутствием  необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно  к потребностям того времени, когда  он был составлен. Однако, будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Швеция опередила многие другие европейские  государства), Закон 1734 г. стал основой  развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И  поныне он формально признается центральным  действующим актом шведского  законодательства.

Развитие шведского  права после издания Закона 1734 г. шло по пути последовательного  пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов.

Попытки создания нового свода законов, который заменил  бы собой Закон 1734 г., предпринимались  лишь в начале XIX в. после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. Ныне ставится вопрос о постепенной замене отдельных его частей (всех без исключения) кодексами вместо создания нового свода законов.

К настоящему времени  большинство первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними законодательными положениями, а все  важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в.

Конституционный акт, изданный в 1974 г. под названием "Форма правления", предусматривает  издание наряду с конституционными и обычными законами подзаконных  актов, принимаемых правительством в порядке делегированного законодательства (их число ныне существенно превышает  число актов, принимаемых Риксдагом). Широкими полномочиями на издание подзаконных  актов общеобязательного характера  пользуются также отдельные министерства и ведомства (в соответствующих  сферах управления).

Большую роль в  толковании норм действующего шведского  законодательства играют материалы  подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (3) и Верховного административного  суда (1), заключения постоянных комиссий Риксдага и др.

Одним из источников права в Швеции служит обычай, прежде всего в сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в  тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего  решения верховных судебных органов) также нередко используются в  качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного  прецедента.

Большое влияние  на развитие шведского законодательства оказывает процесс сближения правовых систем скандинавских государств, начавшегося в 1870-х гг. и особенно усилившегося после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Швецией входят Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого процесса комиссии экспертов готовят законопроекты, многие из которых в Швеции уже стали законами, идентичными или весьма близкими законам других скандинавских государств, прежде всего в сфере брачно-семейного, договорного, деликтного права, законодательства о компаниях, где сближение правовой регламентации представляется особенно важным.

 

Финляндия:

Начиная с XII в., когда  Финляндия стала одной из провинций  Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали  законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим  княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии  принадлежит Закону Шведского государства 1734 г.фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право).

С 1809 г. после  присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом  княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее  действовавшие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, управомоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование и многое иное. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права.

В след за признанием Советским правительством государственной  независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался  процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные  до настоящего времени реформы, затронувшие  многие его отрасли, все же не привели  ни к полной кодификации всей системы  законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права.

Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так  называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в  стране. Президент вправе совместно  с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным  имуществом и организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь Государственный совет  и отдельные министры могут в  пределах своей компетенции издавать распоряжения - подзаконные нормативные  акты. Эти акты наряду с законами и законопроектами, вносимыми в  парламент Государственным советом, подлежат опубликованию на финском  и шведском языках. Обеспечению равноправия  языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений.

Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано  с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы  в праве. Хотя формально суды не обязаны  следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие  суды всегда учитывают позицию, занятую  вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической  юридической печати важнейших решений  апелляционных судов.

Существенное  влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия  наряду с Данией, Исландией, Норвегией  и Швецией участвует в соответствующем  соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов  из этих стран, были использованы при  издании финских законов в  сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в  отличие от всех других скандинавских  государств здесь не был принят закон о купле-продаже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура права

Главной особенностью для северного права является некодифицированное законодательство (искл. УК). Наряду с некодифицированным законодательством особенной частью Скандинавского права является судебный прецедент (некоторые правовые институты регулируются только прецедентным правом). Еще одной особенностью является унификация законодательства стран Скандинавского права.

Юридическое сотрудничество северных стран началось в 1872 г., когда скандинавские юристы собрались на съезд, ставивший цель способствовать дальнейшей унификации скандинавского права. С тех пор сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права; права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере, уголовном праве и процессе, налоговом праве, праве собственности на недвижимость, т.е. в областях, где различные национальные традиции имеют больший вес, такая кооперация выражена гораздо слабее. 
В 1880 г. одновременно в трех странах – Швеции, Дании и Норвегии – вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующие годы основное внимание уделялось унификации торгового права (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, закон о чеках) и морского права. 
В конце XIX в. появились еще более смелые унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Б. Ларсен предложил унифицировать все частное право, чтобы в конечном счете прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя правительства скандинавских государств в принципе согласились с этим предложением, создание проекта единого Гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов права собственности и обязательственного права. Результатом этих двух усилий явился проект закона о продаже движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии – в 1907 пив Исландии – в 1922 г. 
Еще одним важным результатом юридического сотрудничества Скандинавских стран явился закон о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии – в 1929 г. На основе упомянутых выше и некоторых других законов в Скандинавских странах сложилось, по существу, единое договорное право. 
Скандинавские страны активно сотрудничали и в области семейного права, хотя здесь различия между законодательствами стран региона выражены сильнее, чем в обязательственном праве. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной Европе реформы были проведены лишь после Второй мировой войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа вины как главного основания расторжения брака, уравнение в правах детей, рожденных вне брака. 
В Скандинавских странах существовали особенно благоприятные условия для достижения если не единства, то высокого уровня гармонизации права. Их историческое развитие и языки весьма схожи, культурные связи очень тесны, между ними не существовало серьезных политических различий, их население, географическое положение и экономический уровень развития были приблизительно одинаковыми. Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих странах исторически развивалось параллельными путями, значительно облегчили юридическое сотрудничество

Юридическая практика имеет большое значение для Скандинавского права. Она подразделяется на три типа: практика, действующая как норма законодательства; судебная практика; обычай (практика определенной местности, города). Вырабатываемая юридическая практика также при создании унифицированных норм.

Для каждой сферы  жизнедеятельности общества определены свои группы законов, судебных прецедентов  и обычаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Саидов А. Х. Сравнительное  правоведение и юридическая география  мира.

Саидов А. Х. Сравнительное  правоведение.

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения.

Сухарева А. Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник.

 

 


Информация о работе Скандинавская правовая семья